Азбука хорошего тона 2. шабуров александр

Андрей Козлов Кослоп
САША ШАБУРОВ и его друг Ватсон.

После недавнего телескандала по поводу российской выставки «Соц-арта» в Париже, организованной Третьяковской  галереей, появился повод ещё раз вспомнить о нашем неутомимом земляке  Александре Шабурове. Это он и его друг Вячеслав Мизин, составляющие арт-дуэт «Синие носы» явились «виновниками торжества».

               
Шабуров признается в многочисленных интервью, что «с панталыку сбил» его старик Букашкин. В разгаре свердловской перестройки среди рок-музыкантов и подвальных художников тот появился на улицах города с компанией хипарей. Шабуров был один из всех в пиджаке и короткой стрижке, так что ему, несмотря на заикание пришлось стать промоутером и пресс-секретарем веселого уличного театра.
В 1992 году Шабуров принялся осуществляь уже собственные проекты. Первым была книга «Приключения Великого Детектива Шерлока Холмса. Том II». Первый том написал Конан-Дойль, второй же написал вовсе не Шабуров, он лишь собрал в свою книгу всё, что писалось о Холмсе после Конан-Дойля в России: критика, пародии, римейки, бурлески, оставив за собой идею, предисловие, иллюстрации. Не так, чтобы широкий читатель ахнул, но фанаты Конан-Дойля расхватали, книга попала в Британский Музей.
Шабуров, хотя был выпускником худучилища им. Шадра, на жизнь в своей юности зарабатывал фотографированием в судмедэкспертизе при морге. По вечерам  Шабуров интенсивно исполнял художественные фотопроекты, чтобы компенсировать кошмары своей дневной работы. Анархичная улица ранней перестройки стала местом экспонирования его неожиданных выдумок.  На фонарных столбах появлялись время от времени хохмаческие плакаты: «Саша Шабров - Христос», «Саша Шабуров - президент». Публика улыбалась Сашиным чудачествам. 
Жил тогда Шабуров в Березовском и однажды сфотографировался на фоне въездной надписи «БЕРЕЗОВСКИЙ» (злокозненный олигарх был тогда в фаворе и являлся яркой медиафигурой). Так Шура и нашел себе новый брэнд:  «Березовский концептуалист». Дела пошли, проекты инсталлировались один за другим, так что однажды в августе в спортзале 9-ой гимназии Шабуров организовал целый музей – «Музей Ивана Жабы». Там были все эти уличные афиши и безумная коллекция всего на свете, связанного с лягушками и жабами. Концептуалиста стали замечать, так что однажды пригласили оформить книгу «Урал политический» (Е. Зяблицев, В. Дубичев). Любой, кто держал эту книгу в руках, понимал, что книга эта скорее самого Шабурова, чем возглавлявших издание политиков. Политика в книге была, но она тонула в карнавале карикатур, портретов, беспредельных рисунков к месту и не к месту, в том числе и свидетельств шабуровских арт-акций.
В конце концов, Шабуров написал самостоятельный прозаический текст, называвшийся «Жизнь SUPERMAN`A». Текст попал в «Антологию современной уральской прозы». Это была действительно современная проза: бессюжетная как у Пруста, чем-то напоминающая японскую писательницу Сэй-Сёнагон, коллаж, состоящий из бытовых сценок (редакция, морг, трамвай, кинотеатр), перлов неприличного городского фольклора, ритмично выкладываемых из записной книжки.
«Синие носы»
SUPERMAN вместе со своим единомышленником Мизином на рубеже веков переехал в Москву, где они на манер времен русского авангарда провозгласили группу «Синие носы». Это были художники-клоуны в стилистике постмодерна. Клоуны не просто вписались в московское актуальное искусство, но понравились и даже возглавили авангардный рейтинг.
Стилистика, перенятая от Букашкина («вызывать пузырьки в мозгу», «выбивать табуретку из-под ног», шокировать: «ПРОХОДИ, РАЗДЕВАЙСЯ, ЛОЖИСЬ!»), не подразумевала говорить «спасибо» своим московским коллегам. Вместо благодарности Шабуров, объехавший со своим «соц-артом» европейские и американские биеннале, устроил полтора года назад провокационную выставку с названием «Случайные совпадения». Рядом с известными работами российских актуалистов Саша разместил похожие фотографии работ европейских коллег. Типа плагиат. Отчет о выставке перекачали лево-патриотические сайты: ничего, мол, сами-то не могут, столичные стиляги.
Саша стал великим, а за прошедшее московское биеннале «носов» даже отметили. Всей выставке, например,  «Литературка» вынесла вердикт «забиенналились», но «Синие носы» приглянулись: смешно, остроумно, хотя и китч. У Шабурова «ЛГ» взяла интервью. Теперь всё стало ровным. На выставки туда-сюда приглашали уже автоматически, как знаковых… Саша стал сентиментальным, стал собирать, макетировать книгу о своем гуру Букашкине. В Москве поставили памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону. Шура и его друг Мизин смотрели на гранитных детективов и плакали. Наступила сытая, скучная, спокойная, предсказуемая жизнь представителей среднего класса среднего возраста, рассылающих своим приятелям e-mailы откуда-то из Осло, из Венеции, из Москвы… И вдруг…
Всё в трусах
Вдруг как в «старом добром СССР», когда прославляли всенародно и крепко: «сумбур вместо музыки», «а завтра родину продашь», - на «носов» наложили запрет и окрестили «позором России». Возглавил кампанию сам министр культуры Александр Соколов. И хотя запретить-то министр запретил, но «процесс пошел», и как-то так получилось, что ничего не запретилось. Лишь Михаил Швыдкой, бывший министр культуры,  разрешил запретить картину, изображающую президента Ющенко  в трусах, «и то потому, что у меня тоже украинская фамилия».
Александр Соколов вдогонку возмущенно рассердился: «Это контрабанда, а не выставка!». «Синих носов» журналисты замучили своими звонками: что да как да почему? Отвечать, конечно, пришлось: ведь публично обвинили в порнографии.  «Ничего такого нет, всё в трусах», - оправдывается Шабуров. Не всё, конечно, но медиафигуры (включая Бен-Ладена) – точно все сплошь  в трусах, а в Нью-Йорке «носы»  запустили из трусов даже целый салют петард...
Шум получился эффектный. Месяцем раньше произойди скандал, посыпались бы приглашения войти в партийный список. Но с политикой не везет «березовскому концептуалисту» - и всё тут