Азбука хорошего тона 2. сорокин питирим

Андрей Козлов Кослоп
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ВСЕЛЕННАЯ ПИТИРИМА СОРОКИНА
Питирим Александрович родился 21 января 1889 в Жешарт (ныне Коми АССР), умер 10 февраля в 1968 г. в Уинчестере ( США). Словари его определяют так: «Американский  социолог русского происхождения». Из России-СССР Соркин эмигрировал в 1922 г., то есть на том самом «философском пароходе». Известность его не связанна ни с его эмигранством, ни с его «несоветскостью». В СССР мысль Сорокина не проникала. Исследования Сорокина проходили в том же поле, что и советский истмат, но линейные схемы общественного прогресса, свойственные обществоведам прошлого (в том числе и марксистам) педантичный, обстоятельный Соркин разоблачил как ненаучные.

В советское время Питирим Сорокин оставался лишь свои звучным именем. Возможно даже, его относят в разряд «советологов» и «америкосов», но Сорокин прежде всего критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию в социологии и развивал свое учение об “интегральной” социологии, охватывающей все социальные аспекты широко понятой культуры. В базис общества он ставил социокультурные факторы: личность, чувственный, рациональный интеллект и сверхрациональную интуицию. Методом познания у Сорокина выступало не «отражение высокоорганизованной материей  объективной реальности», а «интуиция высокоодаренной личности».

Вместо прогрессивно-регрессивно социальной теории, экстраполирующей в науку об обществе методы точных и естественных наук, Сорокин построил теорию перехода  суперсистемы от одного доминирующего мировоззрения к другому. Есть
Идеациональное мировоззрение, есть  чувственное (читай: идеологическое и «деидеологическое»).  Когда доминирующее мировоззрение становится кризисным (читай: «загнивающим» или «застойным») , усиливается тенденция к моральной индифферентности и рутинному поведению .

Сорокин раскритиковал «стадиальные» схематичные теории: «В их теориях общественный процесс рисовался как нечто движущееся к определенной цели, процесс истории подавался в виде некого университетского курса: все народы начинают историю с одного класса как первокурсники …, затем все переходят на второй курс, пройдя выпускной класс, все общества должны закончить на "стадии позитивизма", или "социализма", или "анархии", или "демократии", или "вырождения" и т.п.», - предложил от линейных представлений (прогнозирующих энтропию и крах) вернуться к циклическим. Старейшая из них в истории социальной мысли дана уже в "Экклезиасте":

"Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Что было, то и будет, и что делалось то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает и нечто, о чем говорят: "Смотри, вот это новое", но [это] было уже в веках, бывших прежде нас" .

Если капиталисты-либералы и социалисты-тоталитаристы демонизируют друг друга за «неправильность» чужой системы, то Сорокин усматривает причины катастрофических явлений в обществе («войн, беспорядков, самоубийств и психических заболеваний») в особой культурной хаотичности переходных периодов.
Показатели всех европейских войн и социальных беспорядков от греков до 20 века, определенные Сорокиным, продемонстрировали несостоятельность «прогрессизма»:   уже лишь первая четверть 20 века превратилась в «Самый кровавый кризис самого кровавого столетия». В этой четверти погибло в пропорции к общему числу населения больше чем во все предыдущие века.
Сорокин исследовал труды и взгляды практически всех ему предшествующих социологов. Свои внимательные рассмотрения ученый сухо резюмировал:
«Существование определенных стабильных и вечных трендов в исторических и социальных переменах не доказано. Все попытки установить существование такой тенденции провалились. Среди сотен таких трендов, сформулированных разными авторами, я не знаю ни одного, о котором бы — после тщательного научного исследования — можно было бы сказать, что он имеет научную достоверность».

Сорокин вынужден был искать иные объяснения кризисам, чем линейные идеи и схематичные теории циклов. Нет единого общества-человечества, не все из обществ доживают до своих развитых стадий, у иных, напротив, нет ранних стадий – всё сложно. Сорокин  предложил свои объяснения и даже сделал на их основе прогнозы:
«Чувственная суперсистема нашей культуры будет все больше напоминать "место культурного демпинга", наполненное беспорядочной массой элементов, лишенных единства и индивидуальности. Превратившись в такой базар, она окажется жертвой случайных сил, делающих из нее скорее "исторический объект", нежели самоуправляемый и живой субъект. Продолжится увядание творческого потенциала культуры. Место Галилея и Ньютона, Лейбница и Дарвина, Канта и Гегеля, Баха и Бетховена, Шекспира и Данте, Рафаэля и Рембрандта займут посредственные псевдомыслители, ремесленники от науки, от музыки, от художественной литературы, шоумейкеры — один вульгарнее другого».    
Но за кризисом – рассуждает социолог - придут катарсис, харизма и воскресение:
«Очистившись трагедией, страданием и распятием, люди снова обратятся к разуму, к вечным непреходящим, универсальным и абсолютным ценностям. На смену атомизации придут универсализация и абсолютизация ценностей. Чувственные ценности окажутся в подчинении идеациональных и идеалистических. Народы Запада войдут в конструктивный период новой — более интегралистской — суперсистемы, и новое благородное общество взрастет не на иссохших корнях чувственной культуры, а на более крепких и здоровых корнях интегрализма».       
В концу 20 века на Западе мечты Сорокина воспринимался как классика, на которого ссылались уже новые кумиры. В России же только лишь начали появляться труды Сорокина на русском. Но интерес к Питириму Сорокину связан не только со снятием запретов. Россия присоединилась к «переходной эпохе» Западного мира, так что идеи Сорокина стали нам понятней…