Азбука хорошего тона 2. ортега-и-гассет

Андрей Козлов Кослоп
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ ХОСЕ, УКРОТИТЕЛЬ МАСС.


Ортега-и-Гассет (1883-1955) испанский философ, как никто прослывший «реакционным». Ещё бы: самое негативное событие европейской истории – это Великая Французская Революция. А Великий Октябрь? Для Ортеги это неповоротливое, бездарное наступление на те же самые грабли дважды. Но цитируют нашего «реакционера» очень уж часто люди вполне политкорректные, и прибегают к Ортеге-и-Гассету, как к симпатичному и проницательному авторитету.

Его главная работа - «Восстание масс» (1926). Демократа уже настораживает, но массы здесь -  не «пролетариат-шариковы», это особый тип мышления, проникший во все поры общества.

Реакционер

Не так, чтобы Ортега-и-Гассет выбрал неудачный термин. Ещё до него апокалиптически восклицал Гегель: «Массы надвигаются!». Огюст Конт предрекал: «Без новой духовной власти наша эпоха – эпоха революционная – кончится катастрофой». Ницше также возвещал: «Я вижу всемирный потоп нигилизма!»

 Современную Ортеге эпоху называли «вертикальным вторжением варваров».Они вторглись на столько, что Ортега лишь констатировал: «Вся власть в обществе перешла к массам». И собственно книга Ортеги – это восстание  против «восстания масс»:

«Это первая попытка атаковать триумфатора и знак, что есть ещё европейцы, готовые восстать против его тирании». И эта тиранию Ортега рассматривает как величайшую катастрофу:

«Так как массы, по определению, не должны и не могут управлять даже собственной судьбой, не говоря уж о целом обществе, из этого следует, что Европа переживает сейчас самый тяжелый кризис, какой только может постигнуть народ, нацию и культуру. Такие кризисы уже не раз бывали в истории; их признаки и последствия известны. Имя их также известно — это восстание масс».

«Массы» могут стать «гегемоном», но они не несут культуры, труда, справедливости, народной мудрости, здоровой деревенской крови. Они «вторгается всюду, во все и всегда не иначе как насилием».

Когда народные массы обрели право голосовать, ликвидировали безграмотность, получили равные возможности, «когда для заурядного человека мир и жизнь распахнулись настежь, душа его для них закрылась наглухо». Произошла «закупорка заурядных душ», человек обзавелся «кругом понятий», сознание «загерметизировалось», массы «возмутились», это обернулось серьезной проблемой для человечества.

«Масса» у Ортеги – это новый тип человека, который под маркой анархизма, фашизма или большевизма, не желает ни признавать, ни доказывать правоту, он «намерен просто-напросто навязывать свою волю». «Хватит дискутировать!» - воскликнул человек этого типа. Наступил ВЕК САМОДОВОЛЬНЫХ НЕДОРОСЛЕЙ.

У человека «масс» Ортега отмечает три качества:
1. Он обладает подспудным и врожденным ощущением легкости и обильности жизни
2. Он чувствует собственное превосходство и всесилие, считает свой умственный уровень более чем достаточным
3. Вмешивается во все, навязывая свою убогость бесцеремонно, безоглядно, безотлагательно и безоговорочно, то есть в духе «прямого действия».

Ещё тогда в 1926 году испанский профессор отметил: «Сегодня мы видим торжество гипердемократии, при которой масса действует непосредственно, вне всякого закона, и с помощью грубого давления навязывает свои желания и вкусы». Тогда ещё не была понятия  масс-культура, коммерческого телевидения, гламурных журналов... Но испанец не захотел плебейских ценностей: «Человеческое общество всегда, хочет оно того или нет, аристократично по самой своей сути, чем оно аристократичней, тем в большей степени оно общество, как и наоборот».

Либерализм

От «укротителя масс» ждешь монархических панегириков властным вертикалям, но тот твердил:
«Либерализм – и сегодня стоит об этом помнить – предел великодушия, это право, которое большинство уступает меньшинству, и это самый благородный клич, когда-либо прозвучавший на Земле. Он возвестил о решимости мириться с врагом, и – мало того – врагом слабейшим».
«Полезнее вспомнить, что ни одно общественное устройство в истории не создало ничего лучше и успешней парламентских правлений 19 века»
«Ни одна власть на Земле не держалась на чем-то существенно ином, чем общественное мнение».
«Жить – значит вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире».

«Масса», по Ортеге, - «тирания интеллектуальной пошлости», она взбунтовалась не против помещиков-капиталистов,  она восстала против интеллекта. Новый «варвар» не бросился рушить храмы и амфитеатры, он просто отказался «доискиваться правды или стремиться быть правдивым», он уселся на «трамвай мышления», принял исповедание «банальностей».

Массы обзавелись «идеями», то есть культурой, разве это не прогресс? «Никоим образом». «Идеи» массового человека  - не культура. Эти «Идеи» –  «шах истине».
А кто спасет упадочную Европу, колыбель культуры. «Научные умы» - суть «специалисты», это те, кто знают мизерный клочок своей узкой темы и полностью невежественны в остальном. Они – тоже «массы»

Культура для Ортеги – Европа. Экспериментальное знание – одно из самых немыслимых явлений истории, явлений культуры. Оно возникло в квадрате между Лондоном, Берлином, Веной и Парижем. «Блажен, кто верует, что с исчезновением Европы североамериканцы могли бы продолжать науку!… Америку создали европейские излишки». У молодых народов (вроде «марксисткой» России),  нет идей, и если в окружающем пространстве живет или угасает старая культура, они маскируются, камуфлируются теми идеями, которые она предлагает. Европа в упадке, мир «бацилляризируется», всюду кишат «национализмы».

«Но всякий национализм тупик, метя в завтрашний день, упираются в стену... Национализм – это шараханье в сторону, противоположную национальному началу». «Нация не держится ни на прошлом, ни на настоящем».
 «Отнюдь не патриотизм создает нацию, ни кровь, ни язык, ни территория».
 «Нация в действительности никогда не готова».
 «Нация или слагается или разлагается».
«Стрела «или взлетает или падает», также и государство».
То, чем объединяется нация, что создает её идею, Ортега-и-Гассет иногда называет «безымянным началом» ,иногда «сотрудничеством», иногда «нравственностью», иногда «планом», иногда «будущим».
               

 ПО ФИЛОСОФИИ МАССКУЛЬТУРЫ ЗДЕСЬ ЧИТАТЬ:
http://www.proza.ru/2010/11/18/338