5. Выдающийся Новосибирский дирижёр Кац А. М

Павлова Вера Калиновна
       В процессе учёбы в консерватории мне посчастливилось встречаться  на репетициях с замечательным дирижёром Новосибирского симфонического оркестра, поэтому решила, что достойны выделения в отдельную миниатюру память и воспоминания о такой выдающейся творческой личности в г. Новосибирске, как  Арнольд Михайлович Кац. – бессменный втечение  50 лет художественный руководитель и главный дирижёр Новосибирского филармонического академического симфонического оркестра. У этого оркестра за всё  его существование с 1956 по 2006 годы был один дирижёр - Кац А.М.(р.1924 – 2007).
 
       Арнольд Михайлович окончил экстерном Ленинградскую  консерваторию сначала как скрипач (1949), затем у  Мусина И. -  как дирижёр (1951). В 1956 году  он переезжает в Новосибирск и принимает участие в организации симфонического оркестра, которым руководил до 2006 года.

       Много гастролировал с оркестром по Советскому Союзу и за рубежом, пропагандируя симфоническую музыку. В Новосибирском театре оперы и балета выступал как оперный дирижёр, был почётным гражданином г. Нрвосибирска.

       Замечательный музыкант и дирижёр мирового уровня, профессор, народный артист Советского Союза, он с трепетом относился к своим ученикам, его последователям по «цеху» и не терпел лжи ни в жизни, ни в музыке.
               Вспоминается случай.

       Периодически в Новосибирске проводились конкурсы среди композиторов Сибири на создание произведения вокально-симфонического жанра (кантата, оратория) патриотического содержания. Исполнителями были хор дирижёрско-хорового факультета консерватории и симфонический оркестр филармонии.

       Совместные репетиции и заключительный концерт проходили на сцене концертного зала консерватории под руководством А.М. Каца.

       Произведения по качеству были разными. Были также и такие «модерновые», что ни в какую музыкальную логику не укладывались, несмотря на «тренированный» в этом смысле слух Арнольда Михайловича. От исполнения не отстранялось ни одно произведение. К композиторам была проявлена полная корректность.

       Но на концерте после исполнения опуса одного из композиторов Кац А.М., полуразвернувшись к публике, в благодарном  поклоне чуть присел и недоумённо развёл руки в стороны, выражая всем своим видом извинительно – негативно - огорчительное отношение к прозвучавшему произведению: «Вот и весь пшик, мол, извините». Пантомима длилась несколько секунд,  но была артистически выразительной.

       Это была оценка создателю музыки красноречивее слов. На репетициях  «создатель» в не совсем тактичной форме давал указания дирижёру по поводу трактовки своего опуса. Такого доку в своём деле, как Кац А.М., можно было только, соблюдая такт,  просить о чём-то, но не пытаться управлять им. Но дело было в качестве представленного композитором произведения.

       За всё время моей учёбы в Новосибирске Кац А.М. был кумиром музыкального студенчества в городе. Он никогда не боялся сказать правду.

       Присутствие студентов, а их всегда было немало,  на его репетициях интересно и полезно было не только в профессиональном плане, хотя он был выразителем высочайшей дирижёрской техники, но и в смысле приобретения навыков общения с коллективом. Восхищали его остроумие, юмор, такт, психологическая и эмоциональная сила воздействия на коллектив и его мужество.

       Оркестранты его уважали и слегка боялись, так как он хорошо слышал оркестр. Ни одна фальшь не проходила мимо его утончённого музыкального и тембрового слуха.

       Мне нравилось наблюдать работу с оркестром. дирижёров Каца А.М. и в Ленинграде -Темирканова Ю.Х. Тем более, что школа симфонического дирижирования у них одна – Ленинградская консерватория, преподаватель – Мусин И. К.

       Технически это более тонкая  и сложная работа, чем работа хоровика с четырьмя хоровыми партиями. Оркестр, требует от дирижёра удесятерённого внимания, рассчитанного на пятьдесят – восемьдесят, а то и более участников-исполнителей и групповых инструменталистов (скрипка, виолончель).

       Точные, чёткие упреждающие вступления инструменталистам даются не только в характере музыки, но и в характере их звукоизвлечения.
К одному и тому же штриху, к примеру, стаккато, вступление (ауфтакт)* виолончелисту и кларнетисту даётся по-разному. Для этого нужно знать технику звукоизвлечения,  характер звучания каждого инструмента в оркестре, иметь свой  арсенал технических средств выразительности и уметь их применить в нужные время и место.
 
       Моментально, после вступления, чаще почти одновременно,  от дирижёра может следовать знак благодарности, либо одобрения, поощрения музыканту, либо мимолётного осуждения, в зависимости от качества исполнения, или знак ободрения или поддержки, если музыкант новичок.

       Глаза, взгляд дирижёра – самый главный и богатый инструмент его интеллектуального «разговора» с коллективом. Бесконечна гамма тонкой пантомимы общения дирижёра с оркестром, обеспечивающей абсолютный творческий и исполнительский взаимоконтакт.

       Поскольку оркестранты – это особая каста высокообразованных музыкантов, то и для работы с таким коллективом требуются немалые знания не только с точки зрения технолого-исполнительской, но широкое представление о стилях и направлениях мировой классической оперно-симфонической музыки в её практическом, опытном постижении с партитурой в руках.


*ауфтакт – (буквально – (из-за такта)  - предваряющий дирижёрский жест, к вступлению хора, оркестра, солистов.

                Продолжение  здесь:    http://www.proza.ru/2010/12/10/259