Лучше гор могут быть только горы...

Просто Валерия
       Это было в сентябре 2000 г., когда я приехала на совещание в Адлер. Утром выхожу на завтрак, а на двери столовой объявление: «Совещание состоится в 15 часов». Свободного времени – полдня. Пошла смотреть, какие есть экскурсии. До обеда – дендрарий, дельфинарий, самшитовая роща – везде была. Стоп! Дзыхринское ущелье, начало через полчаса, возвращение – в 14, примечание: удобная обувь. Быстренько сменила сланцы на кроссовки – и к месту сбора. Стоит «Газель», около неё две семьи, из 3-х человек каждая: жёны – инициаторы поездки, мужья – судя по комплекциям, любители пива (уступили на этот раз, променяли пляж на ущелье) и сыновья – подростки лет по 10-12. Значит, я седьмая. Тут и экскурсовод подбегает – далеко не юный, но спортивный, бодрый, одухотворённый. Наверно влюблён в горы и пишет стихи. Зовут Александр Сергеевич (далее в тексте – А.С.) Он критически осматривает нас и спрашивает:
- Инвалидов и пенсионеров нет? Кто передумает, возвращаю деньги, кто едет – садимся в «Газель».

       Если уж быть честной, пару месяцев назад мне как раз стукнуло 55, но выглядела я лет на 5 моложе, да и взгляд его на секунду задержался не на мне, а на одном из «любителей пива».

       Подъехали к висячему мосту, перешли через Мзымту, а дальше – вверх. Ощущения от подъёма – необыкновенные. Природа – такой внизу не увидишь. Огромные дубы, кустарники кизила, какие-то диковинные папоротники. Прямо на каменистых склонах растут разноцветные цикламены и другие неизвестные мне цветы (как «технарь», про себя отметила: почти перпендикулярно склонам растут). Птицы поют, кузнечики и богомолы стрекочут, бабочки «из Красной книги» летают, дикие козочки показались – и скрылись в зарослях.

      Часа через полтора нам предстояло спуститься в само ущелье. На это хватило сил только у меня, у А.С. и у мальчиков. «Взрослые», увидев массивные скользкие ступени, остались наверху, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Ну и зря! Такой красоты я больше нигде не видела. Каменные ступени образовались естественным путём, под действием воды. На глубине 100 метров – такое же ступенчатое дно. И что интересно, природа совсем другая: тисосамшитовый и буковый лес, с деревьев свисают «лианы»  (так причудливо выглядят зелёные космы мха), речка,  водопады, образующие каскады из брызг;  чуть дальше – за речкой, похожие на массивные колонны стволы многолетних буков. И в целом впечатление, что находишься в сказочном подводном царстве. Только я так подумала, а А.С. уже свои стихи об этом читает. Полчаса в ущелье пролетели, как несколько минут.

      На обратном пути я узнала, что спускаться с горы труднее, чем подниматься. Ещё узнала, что такое «рука помощи» - не в переносном, а в прямом смысле. Когда казалось, что ещё шаг – и полечу кувырком, то тут же хваталась за протянутую А.С. руку. А когда видела, что кто-то ещё «на грани», сама протягивала руку. Так мы одолели спуск. Единственным чувством, которое я тогда испытывала, было сожаление, что всё кончилось. И ещё – острое желание вернуться туда, к ущелью. И даже потрясающий обед в форелевом хозяйстве не произвёл должного впечатления.

     На прощание я сказала А.С.:
 - Хочу открыть Вам страшную тайну: я пенсионерка.
     На что он шёпотом ответил:
- Это ничего, я тоже пенсионер.

      В Дзыхринское ущелье мне больше попасть не довелось, в следующие годы таких экскурсий не организовывали. А два сборника своих стихов А.С. мне подарил – один тогда же, после экскурсии, а другой – в 2003 году.