Никто не забыт?

Марьям Вахидова
ПСКОВЩИНА. КАК МНОГО ЗДЕСЬ ПЕРЕПЛЕЛОСЬ…
               
   На фоне гробового молчания в Грозном о военных событиях, год назад, по инициативе мэрии, появляется улица и мемориальная доска, увековечившие память псковских десантников, погибших 29 февраля 2000 года под Улус-Кертом в Шатойском районе. В открытии улицы участвовали родные и близкие десантников, их однополчане… На мемориальной доске высечены имена всех погибших и слова: "Никто не забыт, ничто не забыто". Среди гостей - заместитель губернатора Псковской области - руководитель представительства администрации Псковской области при правительстве РФ Виктор Гитин, депутат Госдумы РФ от Псковской области Виктор Антонов, заместитель командира 76-й Псковской дивизии ВДВ полковник Сергей Бойко.
   В церемонии открытия принял личное участие и президент Республики Рамзан Кадыров, который не мог не отметить, что российские десантники погибли на чеченской земле в неравной схватке с силами международного терроризма, «отстаивая единство и целостность России…» «Более 1000 сотрудников МВД Чечни отдали свои жизни во имя целостности нашей общей родины", - подчеркнул президент. В тот день каждая семья погибших псковичан получила из Фонда Кадырова по 50 тысяч рублей.
Удивляет не то, что десантникам оказаны высокие почести на нашей земле, настораживает другое – почему гости не заметили, что не отмечены заслуги наших героев за две жесточайшие бойни? Почему гостями столицы это воспринимается как должное?
   «23 февраля 2009 г. активисты регионального отделения ВОО "Молодая Гвардия Единой России" провели в городе Грозный субботник по благоустройству улицы имени 84 псковских десантников, после чего возложили цветы к мемориалу. Как сообщила ПАИ председатель Комитета по молодёжной политике и общественным организациям Псковской городской Думы Наталия Соколова, данное мероприятие было посвящено Дню защитника Отечества и девятой годовщине со дня гибели 84 военнослужащих 6-й роты 104-го полка 76-й Гвардейской десантно-штурмовой Черниговской Краснознаменной дивизии», - сообщается в местных новостях. И у этой медали ведь есть другая сторона. Если псковичи едут в Грозный на такое мероприятие именно к 23 февраля, почему они не упоминают при случае, что это трагическая дата в жизни нашего народа и стоило бы гостям почтить память всех жертв геноцида и депортации целого народа, пройдя несколько шагов к мемориалу в центре Грозного!..
   Нельзя говорить об исторической справедливости и дружбе народов, если один народ хочет дружить, а другой позволяет с собой дружить, не выказывая признаков дружбы со своей стороны. Иначе псковичи, вернувшись домой, подняли бы свою общественность и воздвигли бы монумент чеченцам, «отстоявшим единство и целостность России», как сказал наш президент, «в неравной схватке с международным терроризмом»! Но, к сожалению, в Пскове увековечена на сегодняшний день память только об этих же десантниках 6-й роты. Перед территорией воинской части стоит огромный памятник в виде парашюта, с именами погибших воинов, на куполе которого высечены их автографы. Впечатляет, надо признаться. И площадь героев-десантников в нескольких метрах отсюда тоже цепляет за живое, потому что ты чеченец. Война ведь была в Чечне и не каждому псковичу понятно, что это была за война? Именно поэтому городская и областная псковская власть кивает на общественность, когда отказывает чеченцам и в мелком бизнесе, и в развитии фермерских хозяйств даже в списанных селах. При прежнем губернаторе председатель чеченской диаспоры области Шарип Окунчаев был не только советником по национальной политике, он вел широкую общественную работу, включая и силовые структуры, грамотно использовавшие его профессиональный и жизненный опыт. Сегодня между ним и властью возникла эта площадь, которую он очень тяжело, но упорно преодолевает, по праву считая себя патриотом псковской земли. «Никто не забыт», - любим мы говорить о павших. Может, пора применить ее и к живым? Но непременно отдав дань памяти тех, кто заслужил остаться в сердцах наших. Вчера и сегодня. Если с той, то и с другой стороны. Не умаляя подвига павших. Не вбивая клин между народами. Чтобы можно было молча склонить голову у памятников и обелисков в любом городе России, зная, что действительно никто не забыт. Никто.

                ПСКОВИЧИ из «НИЙСО»

   В Пскове на вокзале нас встретил Шарип Окунчаев, председатель регионального центра чеченской культуры «Нийсо», координаты которого дал нам Тепс Дени, руководитель одной из старейших диаспор в России - Питерской. Мы приехали в райцентр Новоржев, остановились в гостинице и в тот же день выехали в Бежаницы. Здесь, в трех километрах от райцентра, живет со своей семьей Руслан Цураев, местный мулла. По имени его мало кто называет, но Руслан не обижается – «наш мулла» - это и признание, и уважение. Взвалив на себя эту ответственность, он старается собственным примером дать понять желающим «расслабиться» вне Родины, что всегда и везде нужно помнить, что ты чеченец и что с тебя за это особый спрос. В гостях у этой молодой пары - Руслана и Луизы, его супруги - чувствуешь себя так, будто ты не в российской глубинке находишься, а где-нибудь в Шали, Гехи или в их родном Ачхое. Оказавшись во время войны с детьми в этих местах, они живут надеждой на скорое возвращение домой. Абу Самбиев, беноевец из Атагов, тоже рассчитывает вернуться, но пока осел с семьей в Новоржеве и не чувствует себя гостем в этом крае. Гораздо глубже укоренились в крае Унишев Минкаил из Рошни-Чу и Салавди Гичаев из Урус-Мартана. Здесь они однажды женились на русских девушках и воспитывают с ними своих взрослых дочерей, стараясь не отходить от наших традиций и обычаев.
    Благодаря всем этим молодым людям, мы оперативно поработали в Бежаницком и Новоржевском районах, проведя даже ряд незапланированных встреч, и выехали через пушкинские места в Псков, откуда за нами приехал Шарип с Апти Джамалдаевым.
    В Пскове мы познакомились из членов диаспоры с братьями Окуевыми – Магомедом и Саламбеком, которые во главе с Адланом Шовхаловым открыли в городе развлекательный центр Бинго. Шарип с гордостью представил ребят из Серноводска, которые начисто лишены вредных привычек, несмотря на ежедневные искушения, которым они подвергаются в этом центре. Мы общались с ребятами в тот день, когда при губернаторе в общественную палату по национальной политике рассматривалась кандидатура члена диаспоры, историка Сайд-Хасана Дукаева. К сожалению, он пришел ни с чем, хотя шансы были велики из-за заинтересованности, казалось, обеих сторон. Призрак пресловутой пятой графы оказался живуч. Шарип Окунчаев был удручен – новые власти слишком долго присматриваются к диаспоре, с которой предпочитали самое тесное сотрудничество их предшественники.
Общественный центр «Нийсо» был создан в 1995-м году, в разгар военных событий. Нелегко тогда далась Шарипу регистрация организации, нацеленной объединить вокруг себя всех чеченцев, проживающих в области. Создав четкую вертикаль власти внутри Центра, Шарип сумел объединить более 1000 человек. Были налажены контакты с местной властью, которая научилась с ними считаться. Диаспора оперативно реагировала на преследования силовых структур по национальному признаку, участвовала во всех антивоенных мероприятиях и в области и в России, рассылая письма-протесты вплоть до Евросоюза и Европарламента.
20 декабря 2006 г. на всероссийском совещании «Россия многонациональная», Шарип выступил с речью, в которой призывал: «…надо строить такую политику, чтобы каждый, независимо от национальной принадлежности и вероисповедания, гордились, что мы граждане этой великой страны, только так мы сможем построить дружную, демократическую единую семью, где защищены интересы каждого». Его предложения на этом совещании будут услышаны на самом верху.
   Среди членов диаспоры практически нет правонарушений, потому что они сами регулируют эти отношения и наводят порядок, который обещали силовым структурам, дабы избежать недоразумений, подобных московским, когда чеченцам приходилось зашивать карманы, чтобы доблестные стражи порядка не опустили в них так называемый «джентльменский набор».
   «Всякий был здесь народ, но нам удалось сдержать слово, и власти со своей стороны сдержали все договоренности. Мы выходили на СМИ, нам удалось создать в области имидж чеченца-труженика, мирного человека, созидателя, ученого…» - говорит Шарип, уверенный, что к старому возврата не будет, особенно сейчас, когда столько нового открылось на псковской земле, кровью скрепленное между нашими народами. Он давно мечтал видеть Псков и Грозный, Чеченскую Республику и Псковскую область – побратимами. Даже составил целую программу, которую представил обеим властям. На инаугурации Р. Кадырова Шарип представлял не только чеченскую диаспору, но и Псковскую область.
   Проект взаимосвязи Псковской области и Чеченской Республики, составленный Ш. Окунчаевым, сегодня уже немыслим без имени генерала Чеченского и всего, что связано с этим героем России.

Марьям Вахидова.
Псков-Грозный-Псков