Царская охота

Наталья Шуба
        Утро

        Солнце заливает нежным утренним светом крыши домов, розовые и светло-желтые отблески мягкой вуалью ложатся на стены. С лоджии дует легкий ветерок, он лениво колышет и раздувает прозрачную штору на окне. Тянет утренней свежестью и запахом луговых трав. Сегодня пятница. Мы с родителями едем отдыхать в Горный Алтай, на турбазу «Царская охота».
        Я уже несколько дней жду этого с нетерпением, немного волнуясь … Встаю утром очень рано, жду приезда мамы с папой. Мне временами хочется побыть вместе с ними, куда-то поехать в теплой, уютной атмосфере, вспомнить детство… Хотя и непросто иногда бывает вместе, и не всегда можем сказать друг другу о своих чувствах… и не всегда то, что есть внутри, получается облечь в слова… Но сейчас так  легко и радостно на душе! И вот я жду.   
        Они еще едут из моего родного города где-то в полях, ранним-ранним утром, когда роса на траве и свежий утренний ветер, еще дышащий влагой и ночными снами. И впереди, наверное, встает нежный, ослепительно юный, вполнеба, алтайский рассвет…
        В тишине летнего утра раздается оглушительная трель – звонок в домофон. Это приехали родители. Я открываю дверь.
        «Как доехали?» - спрашиваю.
        «Хорошо. Я еще вздремнула по дороге» - это мама.
        «Солнце палило в глаза» - это папа.
        Спускаюсь вниз по ступенькам подъезда, на которых лежат светлые солнечные квадраты, задумчиво гляжу под ноги. Я пока еще в каком-то блаженном полусне, и в каком-то наивном детском ожидании чуда. От ярких камушков на моих босоножках разбегаются по стенам и потолку разноцветные блики. Я улыбаюсь. Теплый летний воздух с улицы дышит мне в лицо. День будет жарким.
        Садимся в машину, едем. Я люблю загородные дороги, долгую, быструю езду. Иногда мне кажется, что вот так бы ехала и ехала без конца… В окно машины светит солнце, врывается свежий ветер с полей.

        Ветер в лицо

        Мы мчимся по шоссе, ветер в лицо.
        Я почти счастлива. Все мои заботы отошли на второй план, куда-то вдаль. Я еще вернусь к ним позже, но не сейчас. Сейчас я еду в горы, на классную турбазу, в номер люкс – чтобы на три дня забыть обо всем!
        Вокруг нас разворачиваются пейзажи невероятной красоты – бескрайние  луга и поля, холмы, долины – а над всем этим – бездонное голубое небо с легкими белоснежными облаками. Душа просто рвется ввысь! Папа тоже в восторге – «Какая красота!». Мама спит на заднем сидении, уютно подложив под голову предусмотрительно захваченную из дома подушку…. За окнами пролетают деревни, деревушки, полустаночки…или полустаночки – это на железной дороге? Все равно…
        Небо затягивают облака, уже не так жарко. Где-то пока впереди – город Бийск. Мы стоим в пробке. Машины ползут еле-еле. Старый пыльный жигуленок, крутая иномарка с блестящими на солнце боками и большая дорожная машина с желтой мигалкой. Мы с папой не поймем, в чем дело. Через минут сорок выясняется, что впереди делают дорогу. Наконец мы прорываемся через затор, и вот уже Бийск позади, с его красивыми цветными улицами, громыхающими смешными трамваями,  и широкой рекой Бией, которая течет под мостом. Дорога становится широкой и быстрой, она мчит нас в горы. Вот появились заросли по краям, деревушки с забавными названиями: Полеводка, Шубенка….. А на горизонте уже видны силуэты синих гор.
        Алтай – очень красивые горы. Я еду туда уже в четвертый раз. А если считать Алтайское и Белокуриху этой весной – то в шестой. Но, каждый раз, когда я впервые вижу горы на горизонте, у меня захватывает дух. Есть в них что-то волшебное и таинственное, как в неизведанных краях нашей души. Летом они покрыты травой и зеленым лесом, а зимой на склонах лежит снег. Но они всегда прекрасны, а особенно – когда смотришь на них с высоты птичьего полета…
        … Мы едем, слева от дороги вздымается каменная стена, на ней – надписи на разной высоте: «Здесь были Коля и Лена, Новосибирск, Омск, Барнаул….». Иногда на такой большой высоте и отвесной скале, что невольно думаешь – как же туда можно было забраться? Я вспоминаю отца Фёдора из 12 стульев, улыбаюсь…
        Мы подъезжаем к месту, которое называется «Долина свободы». Оно – на самой границе Алтайского края и республики Алтай.
        И вот впереди, слева и справа – вздымаются горы. С каждым километром они все выше и выше, все величественнее. А справа от дороги, внизу течет изумрудная, дикая река. Это Катунь. Река удивительной красоты. Она – как драгоценный камень в оправе обрамляющих ее синих гор.

        Царская охота

        Наша турбаза находится в селе Барангол. Мы едва не пролетаем мимо нее, она – на самом въезде. Тормозим у дороги, недалеко от резной деревянной вывески, болтающейся на увесистых цепях. Вот она – «Царская охота». Это небольшая уютная база, на двух берегах реки Катунь. На одном берегу – ресторан, бассейн, развлечения, на другом – заповедный девственный лес, в котором спрятались летние домики – для тех, кто хочет пожить в покое и тиши. Соединяет берега подвесной мост.
        Название базы «Царская охота» достоверно подтверждается берцовой костью мамонта (скорее корягой, олицетворяющей данную кость), воткнутой посреди территории в груду камней;). Больше о царской охоте почему-то ничего не напоминает, ну разве что живой алтайский медведь Михаил, но это – отдельная история.
        Возле входа – торговые ряды с сувенирами – обычными для Горного Алтая. Чего здесь только не найдешь: всевозможные амулеты и талисманы, разные культовые предметы алтайцев, шаманские принадлежности, барабаны, бубны; есть такая интересная вещь, называется «ловушка для снов» - круг, обтянутый тканью, внутри  - изображение какого-то животного, например, волка, какие-то веревки болтаются по краям. Наверное, эту «ловушку» надо вешать на стену, и она жутко дорого стоит! Интересно, для чего нужно ловить сны?      
        Еще там есть национальный музыкальный инструмент алтайцев – комус. Это такая штука, которая издает характерный низкий горловой звук – бэээнннньььь-бэээээээнннььььь….. Я хотела себе купить такой, но мама испугалась, когда я ей сказала, что он наверняка привлекает своим звуком горных духов.
        Пасмурно, над горами висят серые тучи. Жарко. Мы идем в наш коттедж.
Очень милая комнатка, уютная, деревянные стены выкрашены в зеленый цвет, на второй этаж ведет крепкая деревянная лестница, отсыревшая от дождей и туманов, за окном – молодая березка, листья ее даже не колышутся, совсем нет ветра. Так часто бывает в горах. Это мы, жители равнин и степей, привыкли к ветрам…. Мы разбираем вещи. Теперь, на целых три дня – это наш дом. И мне здесь очень нравится. Впрочем, маме тоже. И даже папе, хоть он обычно любит поворчать.

        Дорога к водопаду

        У нас в номере есть даже телевизор, хотя совершенно непонятно, зачем он нужен в этом диком краю, к тому же показывает он всего одну программу. Мы вповалку валяемся на кроватях – отдыхаем после долгого пути. В открытую дверь проникает пьянящий горный воздух, от которого кружится голова – запах хвои, сырости, реки, леса – свежий и живительный. Я вдыхаю его полной грудью.
        После обеда в местном ресторане мы выступаем в путь, полные решимости покорения новых горизонтов. Горизонты эти лежат по ту сторону Катуни, на расстоянии двух с половиной километров. Называются они Камышлинским водопадом. Путь к горизонтам пеший, и пролегает по девственному лесу. Ведет туда незарастающая народная тропа.
Вооружившись фотоаппаратом, и забыв все остальное, мы вступаем на мост. Мост подвесной, и очень шаткий, внизу пенится река. Штраф за раскачивание моста – 1000 рублей, но, несмотря на это, мост неимоверно ходит ходуном, чем несколько теряется удовольствие от ходьбы по нему, но мы благополучно добираемся на тот берег и с размаху ныряем в ватную зеленую тишину и сырость.
        Этот лес – он совсем не такой, как наш степной сосновый бор, и даже не такой, как тайга на северо-западе края. Сосновый бор – он сухой, почти без подлеска, и его видно насквозь, тайга мрачная, дремучая и непролазная, покрытая бородами седого мха. А этот лес – он какой-то уютный, ласковый, и добрый. Мягкая теплая черная земля, пышные перистые папоротники, заросли, могучие деревья с влажными стволами, огромной высоты, и все это окутано нежным изумрудно-зеленым светом, сеточкой листвы, травы, мха, - все словно светится изнутри. Зелень, зелень, зелень повсюду, сверху донизу, огромный, гигантский зеленый шатер, даже воздух пронизан зеленым светом вперемежку с солнцем. Кажется, что ты находишься в огромной мягкой зеленой чаше, этот лес будто баюкает тебя, держит на своих ладонях.
        Но это лирическое отступление, а меж тем наше семейство вступает на тропу. И это уже вам не шутки! Тропа уходит вперед, конец ее теряется в чаще. Впереди – ни души. Пройдя несколько метров, мы останавливаемся на военный совет.
        «Не лучше ли было добраться до водопада на моторке по реке, а оттуда уже пешком?» - спрашивает папа.
        « Теперь уже поздно, и мы все равно забыли взять с собой деньги, а возвращаться на базу и снова идти через мост – неохота» - это мама.
        «Идти придется долго, там два километра, и обратно еще столько же» - это папа.
        «Там все ходят, там широкая тропа, и времени до ужина еще много» - это мама.
        «И сотовый телефон мы не взяли» - это я.
        «Интересно, там есть медведи?» - это снова я.
        Таким образом,  решено продолжать путь.
        Шагать по лесу было очень здорово, но это описание я опускаю. Надо только заметить, что мы такие оказались не одни, и на тропе нами было встречено еще множество таких же отчаянных путников. После двадцати-тридцати минутного марш-броска по пересеченной местности, я решилась задать вопрос встречному мужчине:
        - А далеко ли там еще?
        -Ооооооо….. мужчина многозначительно качает головой. Далекооооо…. Три километра в одну сторону. РОВНО три километра!
        Мы покорно и где-то даже обреченно продолжаем путь, а я раздумываю, как это он смог так точно вычислить километры? Это так и  остается для меня загадкой.
        Мы таки дошли до водопада. Камышлинский водопад – он такой небольшой, но очень теплый. Вообще-то про него существует легенда. Как-то давным-давно на свете жила девушка по имени Ла. Но, как водится в подобных историях, у нее был сильный и своенравный отец – доблестный воин, предводитель племени, но очень ревнивый человек, с трепетом  относившийся к своей дочери, души в ней не чаявший. Он не хотел, чтобы кто-то даже близко приближался к девушке, потому что ее красота была столь ослепительна, что могла затмить солнце. И уж тем более ослепить любого, кто осмелился бы взглянуть на нее. Руки девушки мог просить только достойный, но ни один из воинов не казался ревнивому отцу достойным. Поэтому он  посадил девушку в юрту и приказал своим воинам хранить ее, как зеницу ока. Среди них был воин-богатырь по имени Камыш, он был ранен в походах и не мог сопровождать своего хозяина. Однако, у него был сильный дух и благородное, молодое, любящее сердце. И это сердце не осталось равнодушным к доброй и красивой девушке, Камыш и Ла полюбили друг друга. Вернувшийся из похода разгневанный отец не потерпел самовольства, он сбросил богатыря с высокой скалы. Девушка же проплакала всю ночь, а потом прыгнула вслед за любимым. С тех пор здесь появился водопад, состоящий из двух каскадов. Нижний символизирует богатырскую силу Камыша – камни там изрезаны трещинами, словно шрамами на теле, он более обширный и мощный. А верхний – устремившийся ввысь, стройный – символизирует нежную и красивую Ла…
        Я прошла по воде босиком – по разноцветным камням, чтобы не замочить тапочки, и подставила руки под струи воды. И меня забрызгало всю с ног до головы! А в воде переливалось солнце, наверное, даже была радуга, но я ее не заметила. Обратный путь почему-то оказался вдвое короче. Вернулись мы уставшие, довольные, а с тапочки у меня отвалилась подошва. :)

        Жизнь в краю сосен, реки и дождя

        Сквозь прорехи в тучах выглядывает солнце. Здесь, в горах, погода очень переменчива. Всю ночь и утро может лить дождь, очень прохладно, сырость, а через пару часов уже светит солнце и очень жарко. И так может быть несколько раз за день. Кажется, мы попали в такой «сезон дождей». Дожди идут и идут каждый день, все вокруг влажное от дождя, мокрая роса на траве, потом все это испаряется, поднимается вверх и повисает белыми клочьями тумана на вершинах гор. Природа, растения, земля – все дышит, живет, растет, все напоено живительной драгоценной влагой, воздухом и тишиной.
        Папа жарит шашлык внизу у реки. Мы ждем его в нашем домике. Мясо на шашлык мы предусмотрительно захватили с собой, не очень-то рассчитывая на здешние «комплексные обеды», и как выяснилось, правильно сделали. Дрова тоже у нас свои. По берегу уже разносится дурманящий запах. На этот запах выбирается из своего терема молодая пара средних лет, садится за столик недалеко от папы с бутылкой пива в руках, и сидит, грустно поглядывая в нашу сторону. Солнце клонится к вечеру.
        Я спускаюсь к реке, сажусь на теплые камни и смотрю на воду. Река сказочно красива в лучах заходящего за горы солнца. Вокруг – покой и тишина. Я несколько минут завороженно смотрю на воду, на горы, на этот простор… В душе звучат стихи…
        Молодая пара спускается вслед за мной. Мое уединение нарушено, и я ухожу.
        Но шашлык уже готов, и в нашем маленьком домике наступает настоящее пиршество.   
        Ужин в ресторане мы решаем пропустить. Палочка ароматного дымящегося шашлычка, салатик из огурчиков, помидорчиков, сладкого перца с зеленым лучком, пиво и бутылочка белого вина на свежем воздухе – что еще нужно для счастья? Я слегка пьянею, что-то говорю без умолку, мы смеемся…
        А потом на меня находит грусть. И чтобы ее развеять, я иду с мамой на концерт. Местную публику развлекает приезжий шоу-театр. В общем, ничего особенного, обычный коллектив из разряда тех, что приглашают выступать на всякие корпоративные вечеринки, для развлечения производственной публики во время отдохновения от трудов праведных. Правда, есть там один мальчик интересный – машет крыльями (ну, в смысле, руками), точно птица. Я смотрю на него, не отрываясь. Нравится. Где-то за ним в темноте шумит и ворочается в ложе из камней сонная река.
        Домой мы возвращаемся, когда уже темно, в бархатном черном небе не видно звёзд. Я ложусь спать, концерт на улице продолжается, начинается дискотека, и я слышу в полусне голос ведущего: «А сейчас прошу освободить площадку, потому что перед вами выступят девочки из шоу-балета «Оазис»…азис…азис…. Мне кажется, что эхо разносит его слова по горам в ночной тишине. Потом начинается дождь, он громко барабанит тысячами капель по жестяной крыше. Я засыпаю под шум дождя.

        Сплав

        Дождь лил всю ночь. Наутро в мире не осталось сухого места. Даже на березке, что за окном, на зеленых листочках, неподвижных в тишине, повисли слёзки. Прозрачные капли дождя, отсвечивающие хрусталем в свете утра. Немного позже выглянуло солнце.
        У нас сегодня ответственный день. Мы записались на сплав. Потому что ни в коем случае нельзя быть на Катуни, и не побывать на сплаве!
        С утра у меня отвратительное настроение – после вчерашнего приступа депрессии, и мне не хочется никуда тащиться, тем более холодно, тем более был дождь, тем более пасмурно и все такое. Я лелею тайную надежду, что на улице стужа, что дует пронизывающий ветер, и что просто безумство быть в такой холод на реке, и что сплав перенесут на потом…потом. Но моим чаяниям не суждено сбыться. Сквозь окна в тучах проглядывает солнце, и вот я уже мчусь в микроавтобусе вверх в горы, к месту, откуда начнется сплав, под задушевную песню барда по радио, а полчаса спустя – уже стою на берегу, в ярко-оранжевой каске, пытаясь затянуть на себе ярко-красный спасательный жилет. То же делают папа с мамой, и еще несколько человек, туристов из Н-ска, тех, что с нами из одной лодки.
        Мы слушаем инструктаж, про то, как правильно держать вёсла и грести, где и как сидеть, и что делать, если мы вывалимся за борт или перевернемся.
        Туристы из Н-ска пугают папу с мамой: «Вы первый раз на сплав? Трууудно вам придется!».
        Мимо марширует группа в серых жилетах – робко косясь в нашу сторону, они тащат свою лодку к воде. Лодка не хочет протискиваться в щель между соснами, и тогда они поворачивают ее боком, все-таки протискиваются и с победными возгласами, словно какие-нибудь аборигены на островах Кука, спускают на ее воду.
        За ними идем мы.
        С воды веет свежестью. После ночного дождя она кажется студеной, и от этого как-то зябко, небольшие волны набегают на прибрежные камни. Вода изумрудного цвета.
        Вообще-то уровень воды сейчас низкий, и наше путешествие обещает быть не слишком экстремальным. С нами в лодке даже двое детей – мальчики-близнецы лет десяти. Одному дают весло. Мы рассаживаемся в лодке, папа чуть впереди, мама на борту с веслом, а меня запихивают в середину ;. Держаться совершенно не за что, разве что ногами за надувной валик на дне лодки. И вот торжественный момент – мы отплываем. Я вцепляюсь ногами покрепче, и через несколько секунд в моих кроссовках уже хлюпает вода. Впереди – Катунские пороги!
        Нет, конечно, я могла бы надеть и резиновые тапочки, как большинство других участников заплыва. Но в кроссовках гораздо удобнее цепляться ногами и не так холодно. Правда, если выпадешь, в них неудобно плыть, но я все же предпочла первый вариант. И мама тоже. О чем мы потом ни разу не пожалели, хоть в них всю дорогу и хлюпала холодная Катунская вода. Все равно мы были мокрые с ног до головы! Но это я забегаю вперед.
Когда плывешь, горы смотрятся совсем по-другому. Как будто река – это широкая  зеленая дорога, и горы высятся по краям, очень красиво. Иногда нам приветственно машут с берега, что-то кричат.
        Впереди бурлит и пенится вода. Инструктор объясняет, что это препятствие называется «бочка». Это значит, подводный камень на дне реки, вода вокруг него образует впадину. Мы гребем, с размаха валимся в эту яму, нос нашей лодки вздымается ввысь, и тут же нас накрывает мощная волна. Теперь мокрые не только ноги, но и я вся с ног до головы. Поэтому из-за кроссовок уже не так обидно. Мгновенно становится холодно, все-таки  вода в Катуни ледяная. Но зато как здорово! Все плохое настроение как рукой снимает! После прохождения Семинского порога мы с мамой меняемся местами, и я беру в руки весло.
Вода плещется в борта нашей лодки. Река успокаивается, мы медленно плывем по течению, качаясь на волнах. Навстречу проносятся моторные лодки со смельчаками, идущими на Семинский порог. Мы проплываем место, где впадает в Катунь горная речка Сема – на ней в этом году были уже в сороковой раз ежегодные соревнования по рафтингу (То есть по сплаву. Эта лодка, на которой мы сейчас плывем, называется «рафт»). Инструктор говорит, что эта речка небольшая, но очень бурная, с крутыми порогами. Небо на горизонте чернеет, сгущаются тучи, в их глубине сверкают молнии. Впереди гроза. И вот, спустя несколько минут, на нас обрушивается дождь. Сначала несильно, а потом все сильнее и сильнее. Как говорил Маяковский: «Вода и под, и над»! Я гребу изо всех сил по команде инструктора, река сопротивляется взмахам моего весла, закручиваясь вокруг него в тугие прозрачно-зеленые струи. Над головой – тяжелая сизая туча, роняющая частые и очень мокрые капли дождя. Молнии бьют по верхушкам гор. Дождь заливает мне глаза, я почти ничего не вижу из-за льющихся потоков воды, гребу почти наощупь. Дождь барабанит по воде. Вода сверху, вода снизу, вода стекает по нашим каскам, жилетам, по голым рукам и лицам, крупные тяжелые капли стекают по веслу. Мы посредине всего этого царства воды – несколько смельчаков, решившихся пуститься в плаванье в самый разгул стихии.
        Есть такой детский стишок в переводе С. Маршака: "Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз - длиннее был бы мой рассказ!":) Но наша лодка покрепче старого таза. Ветер, и дождь, и река – все это подхватывает нас, мы боремся с ними, а они с нами, и вот уже не разберешь – все слилось в едином движении. И все это наполняет нас невероятным ощущением жизни!
        И тогда мы выходим на берег, мокрые, замерзшие, у мальчишек зуб на зуб не попадает, но они просто счастливы; мы все дрожим, сбрасываем с себя жилеты, каски, и идем, - нет, бежим под проливным дождем к своим домикам, под изумленные взгляды туристов, прячущихся под навесами и крышами,  – бежим, мокрые, но гордые, с ощущением нашей победы!

        Баня, пиво и турбаза «Юность»

        Чего первым делом хочется замерзшему, продрогшему до костей и промокшему до нитки человеку? Правильно - пойти в баню! Не знаю, как остальных, но меня охватывает прямо-таки животное желание раствориться в блаженном тепле жарко натопленной баньки, отогреться, расслабиться, вдыхая аромат кедровых бревен…
        Мы с мамой идем на разведку. Банька рядом с нашим коттеджем топится весь день, запах дыма разносится по округе. Дождь недавно прекратился, вокруг прохладно и сыро. Но нам в этот раз не повезло. Очередь в баню расписана с четырех часов вечера до пол двенадцатого ночи! Правда, у нас есть в номере душ, но разве ж он спасет отчаянных сплавщиков! Тогда мы идем через дорогу на другую турбазу. База махонькая, всего несколько домишек, но тамошняя баня славится на всю округу. Вскоре я в этом убеждаюсь. Дорогу преграждает необъятных размеров мужик в полосатой тельняшке: «Вам баню? Берите на два часа. Час стоит 500 рублей». Я хотела сказать, что нам не надо на два часа, нам бы помыться. Но у мужика на лице было написано, что он – мужик серьезный и шуток не понимает. Что подтверждалось его внушительными габаритами. Мужик мне не понравился, а то, что мы остались без бани, было и вовсе грустно. И тогда, придя домой, я просто закуталась в одеяло, и постепенно отогрелась, слушая истории…
        …Как-то давно, лет сорок назад один мальчик вместе со школьными друзьями отправился в поход через горы. Путь был очень долгим и лежал от Телецкого озера до турбазы «Юность», что недалеко от границы республики Алтай. Поход длился много дней и ночей,  был очень трудным и интересным. Днем – многочасовой переход, вечером – привалы, палатки, песни у костра…. Было Телецкое озеро, которое переплыли на катере из конца в конец, знаменитый водопад Корбу. Была речка Лебедь – одна из немногих рек в Горном Алтае с теплой водой.
        В один из вечеров ребята разбили лагерь возле небольшой алтайской деревушки. К костру, у которого сидел мальчик и его друзья, подходили диковатые алтайские ребятишки, с любопытством на них глазели, боясь подойти ближе, и как испуганные животные, боялись взять угощение из рук ребят. Их матери что-то говорили им на своем языке, тогда они подходили ближе, протягивали ручонки за конфетами и смущенно улыбались.
А ночью лагерь обступала темнота и тишина, и казалось, что там, в ночном лесу, прячутся медведи, которые выходят в темноте к палаткам, и бродят, бродят. Дети настороженно прислушивались к ночным звукам, иногда вздрагивали от сильного шороха, а на рассвете вглядывались в следы на траве…
        Еще были горные речки, которые переходили вброд. Одна из них была с таким сильным течением, что в ней, стоя в воде по колено, даже взрослым трудно было устоять на ногах, и ее переходили, держась за натянутую веревку. Одна из девочек, не удержавшись, соскользнула с камня и выпустила веревку из рук. Хорошо, что ее успели подхватить чьи-то сильные руки….
        Поход был трудным, но таким классным и захватывающим, и он остался в душах детей на всю жизнь. Ведь именно такие испытания и закаляют характер человека. Было это очень давно. И этот мальчик – мой папа…
        Вечером мы сидим за столом и пьем пиво с сушеными кальмарами и анчоусами. Вернее, я с кальмарами, а папа с анчоусами, потому что я не понимаю, что находят в этой мелкой усохшей рыбешке, к тому же еще жутко соленой? На перилах сушится наша одежда, вымокшая после сплава. Хотя это только так говорится – сушится, на самом деле она нисколько не сохнет. Воздух так пропитан влагой, это особенность здешних мест (по крайней мере, в сезон дождей), что одежда совершенно не высыхает. Не высохнет она даже на следующий день. Я очень недоумеваю, как же справляются с этой проблемой местные жители?
        Выхожу на улицу, смотрю вниз – из баньки выходит красный распаренный мужчина с полосатым полотенцем, перекинутым через плечо. Женщины кричат: «С легким паром!» Он громко возмущается: «Да рази ж это баня? Ведь чуть не угорел! Это ж не пар, это угар! Весь дым внутрь.… Это ж у них баня по-черному!!!». Мне смешно. Ну и что, что не попали мы в баню! Зато такой чудесный вечер, зато наконец-то вышло солнце, и мир сразу стал совершенно другим, зато такой чистый, целебный горный воздух после дождя, и еще предстоит вечерняя прогулка в лучах заходящего солнца, да и вообще – нам просто хорошо вместе!

        Талисман любви

        На одном из прилавков с сувенирами лежит маленький кусочек расколотого надвое горного кедра, связанный шнурком. Это талисман любви. На одной половинке – изображение красивой девушки, на другой – сильного молодого мужчины. Эти половинки олицетворяют две алтайские горные реки – Бию и Катунь, которые сливаются и образуют великую сибирскую реку Обь. На Алтае многие знают эту легенду…
        …Когда-то давно жил великий и могущественный хан Алтай. Был он очень богат, но самым главным его богатством была единственная дочь Катынг – девушка необыкновенной красоты. Отец в ней души не чаял. Конечно, он понимал, что рано или поздно придется ему с ней расстаться, но не хотел с этим смириться, поэтому скрывал дочь от посторонних глаз и спрятал ее высоко в горах. Жилище девушки было прекрасно, стенами его служили высокие скалы, а под ноги был брошен ковер из цветов, но к нему не было дорог, и зеленоглазая красавица Катынг жила в нем очень одиноко, разговаривая только с птицами и ветром, слушая их песни о жизни, о любви. Многие поклонники добивались ее руки, но все были отвергнуты суровым отцом. Ни один из них не казался ему достойным ее руки. Но сердце девушки пленил только один – пастух по имени Бий, пасший на равнине байские отары. Хоть и был он был беден, у него были сильные руки, прекрасная душа и благородное сердце. Но он жил так далеко… Сердечко Катынг  тосковало и рвалось к нему, вслед за мечтами…. А восточный ветер приносил  вести о любви юноши к ней, птицы щебетали о счастье с любимым, падающий с неба дождь робко трогал плечи и волосы. По вечерам выходила девушка на край скалы и долго смотрела на синие вершины гор, покрытые белым сверкающим льдом.
        И вот Катынг решилась на побег. И в момент, когда ее отец уснул, она осторожно выбралась из юрты, смело спрыгнула со скал, и помчалась на север - туда, куда звало ее сердце. Проснувшись, отец не обнаружил беглянки, и кинул клич своим самым сильным и ловким воинам, пообещав им награду за то, чтобы они вернули ему дочь. Нет, они не смогли ее догнать – она прыгала серебристыми ручейками по камням, рассыпалась изумрудными россыпями в скалах, запутывала следы. Все более сильными и свободными становились ее бирюзовые струи… А ее возлюбленный Бий спешил ей навстречу. Не догнали богатыри красавицу Катынг, которая встретилась с  Бием, и побежали они дальше уже вместе, слившись в одно целое и превратившись в великую сибирскую реку – Обь. С тех пор они неразлучны. Обь - сильная и свободная река, которая величаво и спокойно несет свои воды по равнине…
        Я держу талисман в руке и вспоминаю эту историю. Говорят, что он приносит счастье и помогает женщине встретиться с любимым. Теплый, чуть шершавый кусочек дерева, пахнущий кедром, с маленьким сердечком посередине – одним на двоих.

        Машка и Мишка

        Посреди территории нашей базы, недалеко от входа построена большая огороженная клетка – в ней живет настоящий алтайский медведь. Его считают местной достопримечательностью.
        Вообще-то я не люблю животных в клетке, особенно таких больших – есть что-то угнетающее в этом зрелище большого и сильного зверя, истинное предназначение которого – жить полной жизнью на свободе, но которое вынуждено влачить столь жалкое существование в четырех стенах, почти не видя неба. Все равно, что птица без крыльев…
        Но вот я похожу ближе, и смотрю на него. Мишка спит на большом резиновом колесе в углу загона. Издалека он кажется совсем небольшим. Рядом собираются еще несколько человек.
        - Смотрите, он спит. Устал, наверное. Интересно, это мальчик или девочка?
        - Вообще-то это девочка, - в разговор вступает женщина с ребенком. – Мы спрашивали у охранников, и они нам рассказали про нее. Ее мать убили охотники на Телецком озере, и осталось двое медвежат – мальчик и девочка. Мальчика отдали в московский зоопарк, а девочку – сюда. И зовут ее Машка.
        - Да? – в разговор вступает другая женщина. – А вот мы вчера смотрели, как он купается, он повалился в ванну кверх ногами, и было прямо видно, что это мальчик…
        - Нет, нет, - продолжает первая. Это девочка, нам про нее рассказали.
        Мишка сонно возится, потом поднимает голову, обводит собравшуюся публику лениво-равнодушным взглядом, трясет головой, и вдруг кокетливо садится на колесе, опершись спиной о прутья решетки, вытягивая задние лапы, и изящно почесывая передней лапой мохнатый живот.
        - Ну вот, посмотрите, - торжествующе говорит снова первая дама, - Какая у нее кокетливая поза, как у женщины. Конечно, это девочка, Мааашка….
        Вторая смиряется, умиленно качает головой, потом уходит со словами: «Вот спасибо вам, что рассказали, просветили…. А мы-то думали, это Мишка…»
        Мишка-Машка слушает вполуха эти разговоры, и попутно вертит головой во все стороны, отгоняя мух. Видно, что его мало заботит вопрос идентификации его пола. Немного посидев, он снова ложится, дремлет. С неба падают несколько редких капель дождя. Пасмурно. Мы, постояв немного, тоже уходим. Мишка спит. Интересно, что ему снится? Может, заросли малины на склонах родных гор?
        На следующий день мы снова проходим мимо клетки. Медведю приносят еду из столовой. Работница достает из ведра кусок мяса и протягивает медведю голой рукой через прутья решетки. Он подходит, осторожно берет мясо из рук мягкими большими губами. Потом выдвигает в ее сторону лоток для еды своей огромной когтистой лапой – требует все остальное – мол, чего там давать по мелочам? Мама спрашивает женщину: 
        - Так все-таки мальчик это или девочка?
        - Мальчик.
        - А нам сказали, что это девочка, Машка.
        - Да нет, он Мишка, - женщина смеется.
        Поев, медведь встает во весь свой гигантский рост – в нем, наверное, не меньше двух с половиной метров. Мощный торс, коричневые лапы с большими черными когтями, жесткая длинная бурая шерсть. Жутко повстречаться с таким гигантом где-нибудь на лесной тропе! Медведь очень красив какой-то первозданной звериной красотой, его вид завораживает. Тут уж никто не усомнится, что он – мужчина!
        Передняя часть клетки сделана в виде решетки из железных прутьев, и на расстоянии полуметра от решетки еще натянута металлическая сетка. Медведь, просунув переднюю лапу сквозь прутья решетки, начинает рвать когтями сетку, упираясь о решетку задней лапой. Рвет методично, долго. Сетка в этом месте вся погнута и искорежена. А он продолжает рвать, как будто хочет вырваться на свободу, не понимая, что от этой свободы его отделяет еще железная крепкая решетка. Проходит минут пятнадцать, он устает, и медленно уходит в свой угол. Садится, и оттуда смотрит вдаль своими большими желто-зелеными звериными глазами  - сквозь прутья клетки, сквозь дома, изгороди, людей - куда-то туда – за дальние вершины синих гор.

        Манжерок

        Чуйский тракт, извиваясь и петляя между скал и зеленых долин, несет нас к озеру Манжерок. Когда мы выезжаем с базы, еще висят серые тучи и идет дождь. Но по дороге облака рассеиваются, небо становится ярко-голубым, на мир, умытый дождем, ласково смотрит солнце. Листья на деревьях, трава – все становится яркого, нежного зеленого цвета, и еще блестит от влаги.
        Манжерок – одно их моих любимых мест на Алтае. Название это переводится как «Туманная сопка». Алтайское название озера – Доингол. Там очень красиво. Когда-то там был международный детский лагерь, а теперь – просто место отдыха туристов отовсюду. Берег озера весь в разноцветных палатках. Озеро особенно прелестно в солнечную погоду, его спокойная темная гладь обрамлена зелеными лесами, зарослями самых разных оттенков, синим небом и белыми облаками, желтым песчаным берегом и изумрудной травой. Зелень здесь такого яркого и насыщенного цвета, что кажется будто сошедшей со страничек ярко разрисованной детской книжки.
        Но сейчас, когда мы подъезжаем к озеру, небо снова затянуло и идет дождь. Он барабанит каплями по воде, оставляя на ней пузыри. Это такая примета – значит, что дождь зарядил надолго.
        Озеро Манжерок еще известно тем, что на нем растет реликтовый орех Чилим, который в пору своего цветения похож на лилию с четырьмя белыми лепестками, розеточки его маленьких звездчатых зеленых листьев плавают на воде, а когда осенью чилим созревает, розетки становятся похожие на маленькие, нагруженные орехами, кораблики.  Крупные плоды якорями висят в воде. Постепенно, уже поздней осенью, зеленые части растения сгнивают, а орехи падают на дно, зацепляются там рожками, и их уже не может унести течение. Местные жители ныряют за этими черными рогульками, собирают их, высушивают, покрывают лаком, наклеивают на камушек и продают туристам за полтинник ;. Я не знаю, занесен ли этот орех в Красную книгу, но на озере их пока достаточно много, и может быть, их когда-то запретят рвать. Сейчас озеро Манжерок «зацветает». Кто-то говорит, что чилим выделяет в воду какое-то масло, которое, смешиваясь с илом, образует черный мутный осадок. Не знаю, правда ли это – потому что вообще-то чилим растет в чистой воде. Но факт остается фактом – мутный осадок очень хорошо пристает к телам купальщиков! Поэтому купаться в озере запрещено, несмотря на то, что там ровное песчаное дно, пологий берег и теплая вода. Хотя, все равно купаются. Наш народ запретами не остановишь. Плавают, ныряют себе, ребятишки плещутся и визжат – а потом выходят на берег и соскребают с себя приставшую грязь, которая никак не хочет оттираться…. Зато как весело и приятно!
        Со многими известными местами на Алтае связаны легенды. Рассказали нам легенду и про чилим.
        Жил в давние времена сильный молодой красивый юноша по имени Манжерок, умелый охотник, рыболов, и мастер по изготовлению глиняной посуды, и была у него молодая жена-мастерица, стройная зеленоглазая Катынг, которая плела рыболовные сети и ткала узорчатые ковры. Как-то раз прогневали они злую и жадную ханшу по имени Талда, которая обложила всех жителей непосильным оброком. А Манжерок и Катынг отказались платить дань, да еще и посмеялись над ее жадностью. Когда настало время платить оброк, Манжерок принес ей кувшин без дна, а его жена – рыболовную сеть с такими большими ячейками, что в них не удержалась бы никакая рыба! Разозлившаяся правительница превратила юношу в прекрасное озеро, а его жену – в быструю и пенную изумрудную реку – Катунь. Но, прощаясь с любимым, девушка успела кинуть ему вслед горсть иголок, которыми она когда-то с любовью вышивала свои разноцветные ковры. Иголки россыпью упали в озеро, разлетелись по дну, и проросли в удивительное растение. Так появился орех чилим. Вот такая история…
        Сейчас чилим растет только у противоположного берега озера, где нет людей.  Ещё там очень много красивых бело-розовых лилий. Туда можно доплыть на катамаране. Идет дождь, и катамараны все свободны. Мы с мамой берем один из них, раскрываем над собой зонтик, предусмотрительно захваченный с собой, и плывем. Я рулю, а мама держит зонт. На мои открытые плечи, ноги падает дождь, моросит мелкими каплями. Дождь теплый. Так здорово смотреть на озеро с самой его середины! Берега далеко-далеко, горы вокруг, на горизонте уже расступаются облака, и синеет небо. Где-то там, вдали уже светит солнце, делая мир цветным.
        Мы подплываем к тому месту, где мокрые глянцевые листья лилий лежат на воде. Между листьями кое-где выглядывают из озера красивые белые цветы – где-то еще полураспустившиеся бутоны, где-то уже раскрывшиеся, с множеством остроконечных лепестков, похожие на звезды. Мы стоим на месте и смотрим. Чуть барабанят капли по зонту, маленькие фонтанчики от капель вздымаются на воде, иногда по гладкой поверхности проскальзывают водяные клопы – водомерки, расходятся легкие круги….. дождь стихает. Вокруг –  только пьянящий запах свежести и тишина….
        Поплавав по озеру, мы возвращаемся на берег. К тому времени уже светлеет, дождь прекращается и выходит солнце.

        Домой

        Дорога бежит, петляет, вьется меж горами, уходит на горизонте в синеву.  В груди ощущение полноты, счастья, и чего-то нового, что еще не оформилось в чувства и слова, но теперь уже навсегда останется вместе с тобой. Так бывает, когда после событий, впечатлений, дорог возвращаешься  домой.
        Теплый, даже жаркий денек. Наконец-то закончились все дожди.
        Склоны пролетающих мимо гор покрыты лесом. Сверху и донизу. Сосны, что растут у подножья – сильные, мощные, с зелеными раскидистыми кронами. Им там свободно и привольно. Другие растут повыше, на каменистых склонах. А некоторые – на самых вершинах. Они худенькие, стройные, на них меньше листьев и больше сухих веток. Ну, совсем как люди, которым пришлось много скитаться на пути, терпеть невзгоды и трудности, прежде чем они достигли своей вершины. Я смотрю на эти деревья на вершинах гор и думаю об этом…  Да, их мало – но их место – там, они достигли и сумели, это – их путь. Они прошли его – и теперь они – на вершине – и смотрят на мир  с высоты полета птицы, и могут видеть, как над горами рождается солнце!
        Реки, леса, поля – все проносится мимо под свист ветра. Блаженный июльский полдень, наше теплое алтайское лето, которое я хорошо помню и люблю с детства…. Теплый ветер, запах трав и полевых цветов. Летний день убаюкивает меня, мне хочется спать. Солнечный луч щекочет ресницы…. Облака легче пуха….  Как хорошо в такой день ехать домой….
        …И все мы стали немножко другими, и, когда-то, спустя годы, сидя в теплой уютной квартире и слушая дыхание зимней вьюги за замерзшим окном, мы этот день вспомним, и он отзовется нежностью в нашей душе.

        …………………………………………………………………………………………...

       Я сижу перед компьютером у себя дома, и дописываю этот рассказ. Со времени нашей поездки прошло уже больше трёх недель….  Передо мной лежит мой талисман любви – тот самый, что с сердечком, одним на двоих. Он до сих пор пахнет кедром, маленький и теплый. И я смотрю на него и верю, что все будет хорошо!
       Потому что нам никогда не известно заранее, в какой день, на какой дороге, за каким поворотом  жизни мы встретим свою любовь.

 


        Барнаул,
        09.08.2008 г.