Деградация образа женщины в русской литературе

Алина Кацена
 Семейная жизнь Льва Николаевича Толстого полна противоречий, странностей и даже тайн. В конце жизни случилась трагедия - он сбежал из дома, от своей жены и умер среди чужих людей, умоляя не пускать к нему жену. Софья Андреевна сходила с ума в буквальном смысле. Как же получилось, что в семье, где более всего заботились о духовном развитии, самосовершенствовании, произошел такой ужасный разлад?

 Лев Николаевич старался быть максимально честным прежде всего с собой. Его измены жене - это не просто зов похоти, это скорее честный ответ на этот зов, поэтому он и не заботился о том, чтобы скрыть что-то от жены, к тому же, он всю жизнь старался сдерживать эти порывы, которые сам же считал недостойными, а Софья Андреевна, я уверена, была в курсе всех его душевных и телесных метаний и, будучи женщиной высокой духовной культуры, старалась принимать и любить его таким, как есть. Вместе любя и каждый в своем одиночестве страдая, они достигли больших, недосягаемых духовных высот, но все-таки жизнь закончили в пропасти отчуждения, непонимания, неприятия друг друга, отвергнутости в лучших и нежнейших чувствах, и, наконец, пережили невыносимый публичный позор.

Почему случилась эта трагедия?В чем была, выражаясь современным языком, системная ошибка?

Проведем небольшую экскурсию в русскую литературу и с современных позиций оценим образ женщины, как составляющую сознания мужчины - то есть мы будем опиывать не столько сам образ, сколько отношение к нему писателя, как выразителя взглядов и ценностей своей эпохи, по критериям - что для женщины есть достоинство и что - позор.

Главная героиня Пушкина - Татьяна. Ее достоинство в том, что не постыдилась предложить себя возлюбленному мужчине. Чего она от него хотела?  Очевидно, что надеясь на его благородство, она расчитывала вступить в брак, но дала намек, что согласна на жертвы - убежать, тайно обвенчаться или сожительствовать, то есть "погибнуть". Евгений отказал, так как жениться и жить спокойной помещичьей жизнью, которую он, кстати, презирал, в его планы не входило, а неодолимой плотской страсти к Татьяне, которая позволила бы ему, благородному и интеллигентному человеку, погубить невинную девушку, он не испытывал. По прошествии лет, когда Онегину надо думать было за 30 и скитания по свету его утомили, встретив Татьяну, он предложил ей все то же самое, что она когда-то ему, то есть свою искреннюю любовь в том виде, в каком она пожелает. Татьяна уже не была невинной девочкой и Евгений не чувствовал себя подлым развратителем. Что защищала Татьяна, отказав ему? Положение в свете, материальное состояние? Да, наверное, но во вторую очередь; в первую же она защищала свои ценности - что есть низость, а что достоинство, а также свое представление о самой себе - Женщина, Способная на Высокие, Искренние Чувства к Мужчине и Способная Принести Их в Жертву во Имя Сохранения Своей Самости, Целостности.

Главная героиня Тургенева, Ася, спускается с этого пьедестала на одну ступеньку - жертвует себя мужчине, давая возможность реализоваться чувству. Автор хочет дать понять читателям, что настоящее достоинство женщины от такой жертвы вовсе не страдает, а только возвышается, хотя и с огорчением и даже гневом, признает, что общество этого видеть не желает, следовательно женщина страдает и погибает. Но все-таки позор женщины для Тургенева в том, чтобы ханжески идти на поводу у общественных предрассудков, убивая свое чувство к мужчине. Вроде бы - да, но уже начинается какая-то несправедливость - от повести к повести мужчинам все мешают различные обстоятельства уладить все достойным образом, а женщины трагически погибают, впрочем также по воле обстоятельств. Резюмируем: героиня Тургенева - Женщина, Способная на Высокие, Искренние Чувства к Мужчине и Способная Принести Себя в Жертву, Отказавшись Ради Любви от Своей Самости.

Героиня Толстого спускается на следущую ступеньку - кроме того, что она способна на сильные, искренние чувства и на любые (даже бросить горячо любимого ребенка) жертвы ради этого, она еще и дура. Любит она все больше внешнее, блестящее, пустое, оттого жертва ее напрасна и малоценна. В любом случае - остается ли она в лоне семьи или бросает ее ради любовника; живет ли она счастливо с мужем или терпит от него несправедливости - она есть дура полная или дурочка прелестная, в то время как мужчина недостойный этой дуростью пользуется, чтобы женщину погубить, а достойный старается дурость эту перетерпеть и прощать, а также защитить дурочку от мужчины недостойного. Новаторство и честность Толстого состоит в том, что он сказал о женщине то что думал, что видел, без пощады, сентиментальности и скидок на мнимую слабость женщины. Замечу, что Лев Николаевич справедлив - он и мужчин не старается оправдывать, не ищет для них "обстоятельств, которые помешали счастливому соединению", как Тургенев, а старается пройти весь путь любви и страсти до конца, и... Не видит никакого выхода для женщины (все под поезд!). Для женщины-дуры. Он рассматривает также женщину-хозяйку, самку, пестующую детенышей, но не найдя в себе влечения (эротического надо полагать) к этой особи просто отвергает ее. В то время еще не было женщины, реализующей себя вне любви, вне семьи, но не думаю, что Толстой восторгался бы ими. В романе "Анна Каренина" есть прекрасный диалог, кажется Левина и Саввы, о том, что женщина должна жить в семье - не своей, так родственников, если не вышла замуж, должна оставить всякие мысли о творчестве, карьере, работе на благо общества. То есть Толстой не только видел в ней низшее существо, не способное правильно оценить достоинства людей, но и, как следствие ее очевидной дурости, отказывал ей совершенно в праве распорядиться своей судьбой. Мог ли брак человека, имеющего такие взгляды и отношение к женщине оказаться счастливым?

Опускать женщин продолжил Чехов - у него женщины уже и не способны на высокие чувства, они уже просто дуры и жертвы их дело само собой разумеющееся - для этого женщины и созданы, если у них какие-то свои интересы, жизненные планы, то у Чехова они всегда убогие, незначительные, а женщина, оставшаяся без мужчины вообще болтается, как г.. в проруби, ни себе, ни другим не нужная и не интересная. Хотя он и женился на склоне лет, уже будучи больным, со своей женой, актрисой видился он редко и недолго, потомства не оставил. Что-то видимо он хотел переменить в своей жизни и в своем отношении к женщине, да было уже поздно.

Видимо Чехов достиг дна в своем деле унижения женщин, потому что следующий за ним великий русский писатель Максим Горький (которого Чехов, кстати, недолюбливал) женщину видит по другому. Он, как и Толстой, был человеком страстным, жизнелюбивым. Знакомство в юности с самыми отвратительными сторонами животной любви не отвратило его от женщин, не ожесточило, наоборот, он как истинный художник, который различает и подмечает все мельчайшие детали и оттенки бытия, открыл читателям бриллианты женской души и славу женской сущности. Его героини часто влачат существование в грязи общества, но несут в себе нерастраченный потенциал любви, горячего желания жизни достойной, полной уважения, любви ко всему живому, как семена, что расцветут, как только найдут почву. И находили они эту почву - скудную, неблагодарную, не боялись никакой работы, никаких невзгод ради высокой цели - продолжить род человеческий, родить новое поколение русских людей.

Возможно следующей вехой можно назвать Шолохова, женщины у которого еще более сильны и полны достоинства.

Теперь же Татьяна Толстая продолжает дело своего великого предка, и равных ей на литературном небосклоне не видно. Случайность ли то, что она Толстая? Случайность ли то, что она женщина?