18. Литература и искусство

Владимир Кузьмин Гн
      Как же не испортить отношений с действительностью, если то там, то тут нам  предлагают вымышленные сюжеты и нереальных героев?


      Трудно смотреть фильмы с трагическим сюжетом, особенно зная, как и откуда возникают события.


Поэзия – самое  главное, что  остаётся  после  смерти  суеты.


      Сказка  сочиняется  так  уверенно,  как  будто  кто-то  её  уже  пережил, и осталось только записать. Может  быть,  сказка -  это  не  изощрённое  жонглирование  словами,  а реальность, которая происходила с кем-то на самом деле?...


       Истинные  произведения  искусства  можно  создать  только  один  раз,  сколь  наивными  бы  они  ни  казались. Представьте  себе,  что  кто-то  написал  ещё  один  «Чёрный  квадрат»! Подняли  бы  на  смех. Второго  «Чёрного  квадрата»  Малевича быть  не  может,  это  место  в  культуре  уже  занято  и  навсегда.


      Всё  же  роман  написать  легче,  чем  пережить  то,  о  чём  напишешь.


      У  каждого  поэта  есть  преобладающая  мелодия,  которую  можно  почувствовать,   но  не  всегда  сыграть.


      Человек  -  «мешок  дерьма»,  у  него  трудный  характер,  он  противен  и  невыносим.  Но  он  оставил  после  себя  охапку   великолепных  строк. Так  что  же  на  самом  деле  более  всего  ценно?  Живой  человек  или  его  слова?


      Чем  сложнее  текст,  тем  меньше  людей  смогут  его  прочитать. Это  главное  правило  для  литератора. Лозунги  читают  все. А  математические  тексты – лишь  избранные. Вместе  с  тем  нет  ничего  сложнее,  чем  написать  то,  что  будут  читать  все.


      Читатель  -  предел  литературного  творчества. К  нему-то  и  стремится  всякий  писатель.


      Писатель своим вдохновением расставляет слова на бумаге. А читатель своим  вниманием пытается писательское вдохновение уловить.


      Законы  судьбы  должны  соблюдаться  и  в  художественных  произведениях,  а  это  не  всегда  выполняется. Вот  что  отличает  реализм  от  фантазий.


      Признание  художника  сходно  с  ядерной  реакцией. Оно  приходит  только  после  достижения  некоторой  «критической  массы»  тех  почитателей,  которые  восхищаются  его  творчеством.


Искусство великолепно вдали от суеты.


      Хороший фильм с хорошим концом рассказывает о каком-то периоде жизни главного героя. Если всё хорошо кончается, значит, на протяжении действия герой  внутренне растёт. Это будет фильм о нравственном росте героя. Если же фильм кончается плохо  для главного героя, значит – фильм рассказывается о нравственном разложении героя. Беда в том, что зачастую в современных фильмах это правило иногда не соблюдается, чем ставит зрителя в тупик, дезорганизует его, готовит из  него  нравственного  урода.


      Смею полагать,  что  многие  дошедшие  до  нас  из  глубокой  древности  книги  были  в  своё  время  сохранены  благодаря  читателям,  вовремя  не  вернувшим  книги  в  библиотеки,  подвергнувшиеся  позже сожжению,  или  же  книжным  ворам,  вовремя  сориентировавшимся  во  время  пожарищ  в  Александрии  и других  культурных  центрах Древнего  мира.


      Когда  читаю  стихи  давно  ушедшего  от  нас  поэта,  думаю:  вот он  писал,  когда  был  жив,  теперь  живут  его  стихи. Не  тождественна  ли  внутренняя  жизнь поэта  в  «там  и  тогда»  нынешней  жизни  его  стихов?


      Поэзия  в  значительной  мере  всё  упрощает,  поэтому  она  так  привлекательна. По    стихотворению  мысль  проходит  прямолинейно  и  одномерно,  это  подкупает  и  прельщает.


      Любой  созидатель,  творец  чего-то  нового  лишь  упорядочивает  по-своему  то,  что  уже  присутствует  в  Бытии. Писатель  лишь  удачно  переставляет  слова,  знаки,  добиваясь  наиболее  звучного  "звучания"  слов  в  общем  контексте. Математик  удачно  сопоставляет  символы  и  знаки,  наполняя  их  смыслом,  добиваясь  гармонии  в  смысловом  "звучании"  формул. Творчество – это установление понятного для людей порядка, который уже присутствует в Бытии.


      Приобщение  к  прекрасному  интересно  своим  эгоизмом. Шедевры  существуют  только  для  того,  чтобы   моё  «эго»  или  «эго» другого  человека  оценило их.