Крупинки воспоминаний о прабабушках

Носкова Елена
Моя прабабушка Мила была учительницей. Она дала мне букварь года в 4, и я с ее и маминой помощью быстро выучила буквы и начала читать.
Когда я только-только родилась, мы жили в ее доме, поскольку в нашей квартире была холодина жуткая.
А потом частенько ходили к ней в гости. Жили мы тогда очень скромно. Работал только папа, а мама все со мной на больничных. Денег мало, своего подсобного хозяйства нет. А баба Мила всегда подкармливала нас жареной картошечкой. Она ее отваривала в мундире, потом чистила и обжаривала - очень просто, и вкусно.
На кухне стояла большая газовая колонка, такой цилиндр от пола до потолка. От нее видимо было подключено отопление. Придешь туда и там тепло! Плита газовая была маленькая, на две конфорки. Мне нравилось смотреть, как готовится картошка на этой плите.
В большой комнате вместо бумажных обоев стены были как-бы оштукатурены и покрыты повторяющимся рисунком, как и на обоях. Наверное сейчас это называется "жидкие обои".
В комнате стоял большой круглый стол, еще помню диван и рядом с диваном в кадке фикус с большими глянцевыми листьями.
Еще было две малюсеньких спальни, в одной, помню, мы оставались ночевать. Кровати были уже старенькие, продавленные, как корыта. Но спать там было удобно.
Бабушка Мила видела очень плохо, очки у нее были такие сильные, что глаза через них казались огромными.
Зрение испортила, проверяя тетрадки, когда работала в школе.
А самым ярким воспоминанием был сад-огород у дома. Это был такой чудесный сад! Таких вкусных яблок я не ела больше никогда в жизни! Мне их вкус даже снится иногда.
Прямо перед домом была яблоня, с которой яблоки постоянно сыпались, все лето. Какой-то ранний сорт. Очень пахучий, ароматный. Бабушка их складывала на верандочку - у нее при входе в дом холодная верандочка была, а потом уже теплая прихожая. И вот в летний сезон там стоял такой запах! Просто обалденный! Ну и вкус был тоже замечательный. А яблоки самых разных размеров падали, от маленьких, до довольно крупных. Мы с папой, помню, как-то их собирали. Причем под яблоней росли крупные ромашки садовые сплошным ковром. Мне маленькой они были почти по шею. Вот в них и бродили, собирали.
Другая яблоня, росла подальше, китайка золотистая. Яблочки желтые, до прозрачности. Тоже очень вкусные!
Еще вишни были, груши, сливы. Их мне самой не разрешалось рвать, они росли довольно густо, пробраться к ним было нелегко. Зато когда уже собранные, в огромном эмалированном блюде, стояли они на столе - есть разрешалось "от пуза"!
Еще малинник был. Малина высоченная, выше взрослого человека, ровными  рядами вся росла. Я меж ними очень легко могла проходить.
Еще помню, что когда приходила, то бабушка предлагала мне одеть сверху рубашку старенькую белую, мне сейчас кажется - пионерскую, с характерными пуговицами такими. Это чтобы я не испачкалась, наверное.
А, еще помню зайца такого пластмассового, мне его отдали, потому что он мне очень понравился. Я его везла домой от бабушки, такая счастливая!
А еще улица, на которой бабушка жила, была полна каштанов. Когда я гуляла там с кем-нибудь из взрослых, всегда собирала отпавшие каштаны.
Про пробабушку Марусю я почти ничего и не помню, но она со мной провела очень много времени. Просто я была совсем маленькая тогда.
Начать с того, что в Узловой мы жили в бабушкиной квартире. Сама бабушка жила у дочери - тети Люси, а эту квартиру отдали нам, пока отец учился и работал.
Когда мама только вышла на работу после декретного отпуска, я постоянно болела, так что работы никакой не получалось. И бабушка Маруся согласилась со мной посидеть.
Ну вот, сколько-то баба Маруся со мной и отнянчилась, правда потом мама ушла с этой работы (из больницы) и пошла работать в детский сад, там я уже кажется постабильнее ходить стала.
Но и после этого баба Маруся частенько меня навещала. Мама вспоминает, что принесет бабушка какой-нибудь гостинчик мне из дома (яблоко там или конфету) и говорит "Утащила вот!". Смешно так говорила. 
Еще мама же рассказывает, что когда-то мы сидели вместе:  я, моя двоюродная сестра-погодка, бабушка Тоня (папина мама) и бабушка Маруся, сестра говорила про бабушку Тоню "Это моя бабушка!", а я тогда отвечала (про бабушку Марусю): "А это - моя!" Ну собственно так оно и было тогда. Сестра больше времени была с бабушкой Тоней, я  - с бабушкой Марусей.
Тетя Люся видимо очень строгая была, как мне помнится. Она ругалась, что мы бабушку эксплуатируем. А мама моя очень благодарна бабе Марусе за все: за меня, за помощь, за вот эти гостинцы небольшие, "утащенные". Она еще вспоминает, что когда в больнице лежала со мной в Узловой (то ли только родила, то ли операцию мне делали), очень пить хотела. А отец не мог прийти долго (уезжал что ли куда). Баба Маруся к ней пришла, спросила, надо ли чего. Вот мама ей и сказала, что пить хочется (фиг знает, не поили что ли в той больнице!). Так баба Маруся вскоре вернулась с баночкой варенья, чтобы разводить морс. Ну и опять в своем репертуаре: "Утащила!" :)
Помню еще бабушку за швейной машинкой. Вот других не помню, хотя машинки-то, наверное, у всех бабушек были, а ее помню. Кажется она шила на заказ для других.
Последнее мое воспоминание про моих прабабушек, когда мы приехали с отцом на похороны бабушки Тони. В квартире было много народу, меня провели в дедушкину комнату. Там рядышком на кровати сидели они обе и шили подушку. Разговаривали тихо, кажется, утешали друг друга.