Азбука хорошего тона 2. зиновьев александр

Андрей Козлов Кослоп
Смутная логика Александра Зиновьева.

Как-то Александр Зиновьев, знаменитый диссидент, заметил, что он рассматривает себя в качестве корифея формальной логики. Ученый-логик, входящий мировую тройку таковых. Он ещё и социолог, но тут он, наверно, входит уже в «единичку», так как с научной социологией дела обстоят ныне хуже, чем с наукой вообще во времена средневекового мракобесия.

С началом демократизации почетный антисоветчик вдруг удивил публику тем, что «опять» стал оппозиционером.  До того он анатомировал Гомо Советикус, теперь  Зиновьев, проанатомировав пост-советский «человейник», назвал его «катастройкой».

Писатель Михаил Веллер в сердцах назвал Зиновьего «перпендикуляром», мол, вечный смутьян. В стане либерал-гуманитариев произошло смятение: сияющий автор тамиздатовский «Зияющих высот» не на той стороне.

Кто он и чей, этот Зиновьев?

Очевидно, что  Зиновьев, как автор своих популярных книг  - ни логик и ни социолог. Он - скорее, писатель-мистификатор. Этим и интересен, этим и не всегда ясен. Отсюда его неуклюжие, но безотказно запоминающиеся термины. «Катастройка» - для лево-оппозиционной поэзии такой неологизм, наверно, как бальзам, но у Зиновьего - это научный термин. Чтобы окончательно разобраться в путанице терминов «общество», «цивилизация», «социум», «человечество», Зиновьев вбрасывает в обиход понятие «человейник». А западный, так называемый «первый мир», он предлогает называть «западнизмом», а «цивилизованного европейца» - «западоидом». Зачем?

Не просто так. Суть западного общества в «социологии» Зиновьева - не капитализм, и не демократия, а он, «западнизм».

«Западнизм»  - это «вполне определенное социобиологическое образование. Японцы, корейцы, китайцы, поляки, чехи, русские и представители других народов могут стать и становятся элементами тела Запада не в качестве граждан своих стран, тяготеющих к западным образцам, но лишь покинув их и внедрившись в страны Запада. Да и то это не так-то просто… Это  сравнительно сильная и развитая государственная власть, наличие какого-то законодательства, денежная система, признание частной собственности на движимое имущество…, существование категории лично свободных людей, которые могли нанимать других свободных людей или наниматься другими».

Кажется, что безостановочный автор виляет, отказываесь выдать «дефиницию». Но он объяснится: дефиниция тут не поможет, ибо « Запад есть эмпирическое явление». Но и до эмпирической сути дела Зиновьев дойдет не скоро. Ведь проблема-то - в изощренной лживости «идеологии». На тот счет Зиновьев придумал целую космогонию истории  духа. Самым удачным моментом истории явилось рождение формальной логики. Но когда Логика-Свет получила развитие, появились логические ошибки, из которых и появилась  «Идеология-Тьма». Вся драма современности - в том, что «промывание мозгов превзошло логическое мышление».

А.  Зиновьев гомерически расхохотался, просто убил сатирическими издевками тормозную публику и СССР, и Запада.  Запомнился, развеселил. Но в чем же суть того, что излагает А. Зиновьев? Сам же автор презентуется в качестве подлинно «логической» науки. 

«Я решил продолжать знакомиться с Западом так же хаотично, как делал это раньше», - пишет вместе с тем Зиновьев в своей книге «Запад. Феномен западнизма». На всё про всё у Зиновьева два принципа. Первый: «Любая произвольно взятая и достаточно обширная сумма информации, относящаяся к некоторому социальному объекту, содержит в себе все то, что необходимо и достаточно для понимания сущности этого объекта». Второй:  «Самые глубокие тайны основных социальных явлений не спрятаны где-то в подвалах общественного здания, за кулисами политической сцены, в секретных учреждениях и кабинетах сильных мира сего, а открыты для всеобщего обозрения в очевидных фактах повседневной жизни».

По крайней мере, удобно: все можно высосать из пальца с помощью логических суждений. Столь откровенно,  что просто и не замечаешь, как это всё  напоминает незатейливость трескучих партречей.  Только Зиновьев в более выигрышном положении. Если совлидеры  – глупые, серые, ограниченные рамками резолюций и директив, то Зиновьев двигает самого себя и всё то, что нечаянно приходит в голову «асса из ассов». Как готовится снадобье? Несколько вполне формально логичных сентенций,  пол ложки язвительной сатиры, и  дальше,  как у человека начитанного, хаотично что-то говорится без излишних статистик и цифр, без чреватых погрешностями  дефиниций.

Перед нами нечто литературное.

Но это не нарочитая фикция изящной словесности. Тут нам предлагают нечто нерасчлененное, то щиплют за политически-патриотические чувства, то завораживают новеньким термином, то смешат анекдотом, то обрадуют мудрым парадоксом, то настроят на академический лад и объявят, что общество состоит из «клеточек», которые-то и надо изучать. И начинается вязь, слово цепляется за слово, пунктом за пунктом – наука! 

Перед нами «иной тип» писательства: ни наука, ни философия, ни поэзия,  а та самая идеологическая гремучая смесь, которую сатир Зиновьев обличил. Иногда кажется, что Зиновьев, просто уловив «их» метод иррационального запудривания, сам решил применить «метод этот» в обратном направлении. И как будто достиг успеха: прочли и прониклись. А как же!  Зиновьев говорит  как «немножечко пророк», и в каждой книге о «том же», толкуется жуткая мантра «Запад-Незапад»:

« Как бы русские ни оплевывали коммунистический период своей истории,… , как бы ни ползали на коленках и ни холуйствовали перед Западом, как бы ни подражали всему западному… , Россия все равно никогда не станет частью Запада. Какая судьба ожидает ее в сфере западнизации, об этом в свое время откровенно сказал и показал Гитлер».

Тут весь ученый и мыслитель А.Зиновьев. Логические операции, исследование социальных феноменов, - всё остается в бесконечных предисловиях, в остатке мистический пафосный гипноз: «Пустите хлеба вниз по течению реки и они вернутся к вам с маслом».  Вот теперь и угадайте, откуда «есть пошла» тоска русского пост-модерна: от Деррида, Вени Ерофеева, ораторов КПСС или от нашего «перпендикуляра» Зиновьева. И учитесь: три кривобоких словечка («катастройка», «человейник», «западнизм») - и Макс Вебер, Питирим Сорокин и вся прочая социология отдыхают.   
 

ЧИТАТЬ ПРО ИЛЬЕНКОВА:
http://www.proza.ru/2010/11/17/435


ЧИТТЬ ПРО ПИТИРИМА СОРОКИНА:
http://www.proza.ru/2010/11/18/285