Азбука хорошего тона 2. браун

Андрей Козлов Кослоп
БРАУН Дэн

Роман этого писателя «Код да Винчи» наделал много шума, так что закономерен вопрос, из-за чего. Даже сам Ватикан объявил о своих намерениях в разоблачение названного бестселлера, подлив тем рекламы в огонь его популярности.

Детектив как детектив. Загадочное убийство, расследование, погони. Секрет «Кода», стало быть, - в материале. Происходит же всё в Париже, немножко в Великобритании, совсем немножко в Америке и чуть-чуть в Ватикане. Само заглавное преступление происходит в Лувре, самом знаковом музее мира.

Но Дэн Браун нашел ещё одно измерение, недоступное для театра и кино, а возможное только в книге. Действие и персонажи завязаны так, что герои постоянно думают о мистических знаках, обсуждают религиозную символику, толкуют картины Леонардо да Винчи, перетолковывают христианскую историю, да так, что непонятно, что читателя увлекает больше - напряженность интриги или возможность для Марии Магдалины оказаться женой Христа.

Можно и так представить, что автор насытил текст проблемами и псевдопроблемами из области истории культуры, религиоведения.  Можно даже уточнить, что автор ввел в текст максимально крупные символы: Христос, масоны, Леонардо да Винчи, тамплиеры, чаша Грааля, древняя французская династия Меровингов. И в романе не самим автором, а персонажами  производится радикальная ревизия этих легенд и мифов, читатель же вовлекается в разбирательство всех этих гуманитарных загадок по ходу развития  сюжета, не напрягаясь, а как бы между прочим.

Сюжет заставляет персонажей вести следствие, но и тут им на помощь приходит не столько дедуктивный метод, сколько опыт героев в толковании средневековой символики,  расшифровки скаутских ребусов и пиктограмм. Мистика это или не мистика, но действие самой фабулы никоим образом не является мистическим фентези. Все происходит в нормальном мире: машины, самолеты, полицейские, телефон, телевизор. Но Браун заостряет мышление читателя на значениях знаков, и постепенно призма мистических и не мистических символов накладывается и на обычный мир. Американец, француженка, англичанин, католическая церковь, Париж, центр Помпиду, - всё начинает прочитываться как символы. И читатель уже не просто читает, а расшифровывает, ищет метафизические смыслы.

Главный же символ-знак в романе Дэна Брауна – конечно же,  половая любовь. Тамплиеры хранили эту тайну в виде рукописи, называемой «Чашей Грааля» («Чаша» - это не чашка!). Величайшей истиной, провозглашенной Иисусом, великим феминистом древности, была его в духе естественных либеральных ценностей любовь к  Марии Магдалине, и средневековые рыцари потому покланялись Прекрасной Даме, что она была для них богиней вроде Венеры, супругой и возлюбленной Христа. Тамплиеры с помощью масонов пронесли эту тайную истину через века.  Но это не фабула, это предмет научно-исследовательских бесед героев, расследующих преступления или скрывающихся от преследований.

Криминалистика плавно переходит в историческую конспирологию, увлекая зрелищем слома привычных смыслов известных символов и мифов. Во французской пост-модернисткой философии такая процедура получила название деконструкция. Жак Деррида и его товарищи по университету «Ecole Normale Superieure» и соучастники по модному, но вполне серьезному журналу «Tel Quel» рассматривали всё и вся в качестве текста, который можно проанализировать как некую сложную знаковую структуру. Есть текст, есть язык, а «сущности вещей» нет и никогда не было. В чем бы не пытался разобраться исследователь, он, однако же, находится во власти языка, который скрывает в себе властное насилие (Фуко). Чтобы освободиться от гнета языка и прочих знаковых систем нужно совершить деконструкцию (Деррида), раскрыв бесчисленные коды, содержащиеся в тексте.

Такая деконструкция, видимо, доставляет удовольствие от победного участия в глубинно-семантическом восстании, от адреналинового удара в голову. Дэн Браун как писатель того, по-видимому, и добивается. Так что то, чего не могли достичь университетские бакалавры, пытаясь растолковать нам французский пост-модерн с его лингвистическими прибамбасами в своих скучноватых попурри «за 90 минут», «американец в Париже»  легко и просто преподнес в незамысловатых литературных формах Жюля Верна, Конан-Дойля etc.

Хороши методы пост-модерна, истинны или не очень, - однозначно ответа на этот вопрос пока не найдено. Но метод (факт) работает: туристы носятся по Парижу в поисках звезд, крестов и меридианов Дэна Брауна на радость книгопродовцам и сотрудникам туристических фирм.