Футуристические брэнды уральской столицы

Андрей Козлов Кослоп
День города - лучшие повод поговорить о его имидже. О его брэнде. Брэнд – это имя, знак. Кажется, чего проще. Кажется, что тут ничего сложно: как хочешь так называй. Хоть «границу Европы и Азии» бери в брэнды, хоть изобретателя радио. А  то можно и все брэнды, от Монетного Двора, до «малахитовой шкатулки» и шагающих экскаваторов, взять оптом. Но мы своим деткам выбираем какое-то одно хорошее имя.
Иые брэнды возникают спонтанно. Татищев начертил по Уралу «Границц Европы Азии». Почему бы не взять этот неординарный факт в брэнды? Созидатели-учредители таких брэндов похожи на древних собирателей и охотников. Но брэнд можно целенаправленно создавать и культивировать. На не очень-то по душе брэнды типа «Ты что с Урала?» да и «завод заводов» как-то выглядит «не свежее».
В наш век нанатехнологий чего только не придумывают. Почему не придумать брэнды? Почему непременно нужна историческая привязка: Татищев, Свердлов, Бажов или Ельцин? Исторические брэнды за всем внушаемым ими уважением скучноваты, как-то сковывают фантазию.
К тому же отследив принципы эффенктивности и воздействия брэндов, можно увеличить их «К.П.Д.». Ведь брэнд – штука прагматическая, он нужен чтобы концентрировать «символический капитал», делать территорию привлекательной. Раз уж паровой двигатель, радио изобрели наши люди, почему бы нам не изобрести «искусственный брэндинг»? Попробуем.

60х60.
Екатеринбург является столицей Свердловской области. Эта область находится на пересечении крайне выразительных географических координат. По области проходит 60-ый меридиан и 60-ая параллель. Если сетку меридианов рассмотреть на предмет акцентуированности, то мы получим

180 градус ТОРМОЖЕНИЕ - НАЧАЛО
60 градус в.д. СОЗНАНИЕ- ТВОРЧЕСТВО
60 градус з.д. ВОЗБУЖДЕНИЕ- СОЗИДАНИЕ

Акценты шкалы параллелей располагаются  на глобусе ещё конкретней   Она будет выглядеть так (в скобках санскритские термины):

90-ые градусы (оба полюса) анти-энергичность (анти-раджас)  Kt
60 градус с. ш. (наш!) упорядочивание- гармония (саттва) Zm
30 градус с.ш анти-инертность, (анти-тамас) Ov
0 градус (экватор) энергичность-активность(раджас) Pt
30 градус ю.ш. анти-гармония (анти-саттва) Sv
60 градус ю.ш. инертность-спонтанность (тамас) Bk

Kt,  Zm, Ov,  Pt,  Sv ,  Bk  - это сокращения знаков гороскопа КОТ, ЗМЕЯ, ОВЦА, ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БЫК.  На сетку меридианов и параллелей, разделенных на двенадцать сегментов, легко накладывается шкала гороскопа. Самая энергетическая параллель, экватор, соответствует самому пассиорному знаку «ПЕТУХУ». Самый инертный и «тёмный» меридиан (180-ый) соответствует самому тормозному, «изначальному»   «БЫКУ».
Таким образом, Екатеринбургская область пересекается двумя зодиаками «ЗМЕИ», которая олицетворяет в гороскопе мудрость, справедливость, «силу в правде».

Ye.
Следующая брендовая область – буква. Каждый бренд, каждое имя,  (а бренд – это широко-хорошо известное имя) начинается с буквы. Начальная буква – как бы «бренд» самого слова. В нашем случае это буква Е. Поэт Борис Рыжий, почти безответно влюбленный в Екатеринбург Свердловского периода, ввел в обиход понятие «город Е», выражая свою тихую грусть по ушедшему в прошлое «городу С». Но тут есть одна любопытная интрига. В латинизированном варианте наш город стал именоваться Ekaterinburg. Латинское написание для бренда крайней важно, так как брендовая политика направлена на раскрутку территории в глобальном, всемирном контексте. Для английского языка (а этот язык в глобальном плане определяющий) правильным будет написаниеYekaterinburg. То есть, наши электронные ресурсы могут и должны начинаться с «Y». «Y» (игрек) с точки зрения дизайна гораздо лучше. Эта буква походит на ликующего, вздымающего к небу руки человека. Так что латинизированная екатеринбургская аббревиатура может выглядеть как «Ye». «Ye» (игрек-е) напоминает элемент таблицы Менделеева. «Ye» похоже на «Yes!». Наконец, две буквы лучше, чем одна. То есть, наряду с «е1» можно создавать «ye1». К тому же, мы  устраним совершено антибрэндинговый «e-burg». Пусть же будет «Музей буквы Ye», где будет храниться всё на букву «Е/Ye»:  Екатеринбург-Yekaterinburg,  Ельцин, Ермак, Евразия, Евгений Енин (и другие знаковые Евгении), Ерофеев В., Евросоюз, евреи, Емеля, Египет, Ессентуки, Есенин, Евтушенко, Саша Еременко, Ель, ежевика, ежи, Евпатория, ермолка, Енисей, Ереван, евангелие, Евгений Евстигнеев, Ева, Yoga,  Yesterday, Y (иттрий – редкоземельный химический элемент), Yugoslavia, (New) Yorkи так далее.

СЕМЁРКА
Если брендовы буквы, то брендовы и цифры. Очевидно, что самое брендовое число-цифра -  «семерка». Самым заманчивым было бы прибрэндировать к любимому городу именно «Семёрку». Вопрос в том лишь, при чем тут Екатеринбург?
Согласно архивным документам Екатеринбург был рожден в 18ноября 1723 года.  Одна семерочка уже есть. Но что было дальше? Дальше в течение первых 77 (!) лет своего существования эта семерка в истории города встречалась ежегодно! А 16  раз семерка встречалась в истории этих первых 77-и лет истории Екатеринбурга дважды (1727, 1737, 1747 и т.д.). И один раз семерка встретилась даже трижды (1777 год!).
Y-burg - самый великолепно-семерочный город в мире!

КОТ
Год рождения города Екатеринбурга – «1723». Это «Год Кота» по китайскому гороскопу. Это очень большое везение для брендовой стратегии, потому что  «Кот» слышится как в русском (е[ко/ат]еринбург), так и в английском (ye[ket]erinburg) произнесении имени нашего города. Кроме того, «Кот» за пределами его гороскопических значений (где «Кот» означает «грациозность, спокойствие») крайне замечателен. Кот – домашний любимец, «семейство кошачьих», и «Кот в сапогах», и «Том и Джерри», и Куклачев, и Никас Сафронов со своими гламурными кисками, и «Кошка на окошке»,  и так далее.  Летоисчисление гороскопа 12-иричное, то есть, в ороскопе цикл-век длится не 100 лет, а  12х12=144. 144х2=288. Это значит, что в 2011 году для «Котеринбурга» начнется  третий гороскопический век-эпоху. 

“BURG”
Слова состоят из морфем. Морфемы указывают на общие, формообразующие смыслы слова. В имени «Yekaterinburg» есть морфема burg.  Она означает «крепость, город». Но одновременно этот burg является топонимическим формантом-суффиксом, вроде «ск» в названиях типа Свердлов-ск, Новосибир-ск, Кур-ск.  Этот формант  burg  одновременно узнаваемый и редкий. Благодаря ему Екатеринбург попадает в интернациональную топонимическую парадигму таких городов как: Edinburg, Hamburg, Johannesburg, Luxemburg, Pitsburg, Saint-Peterburg, Salzburg, Strasbourg.
«Музей Бургов», или Фестиваль «БУРГЕННАЛЕ»  - вот поистине футуристический брэнд, ведь брэнд – это такая достопримечательность, которое делает место заметным в глобальном конексте.

Альтернативные шахматы
29 мая в Екатеринбурге прошел чемпионат по альтернативным шахматам «нёркирдык» (полное название Мань-Пупыг-Нёр-кирдык). Название шахмат придумано  художниками клуба «Б-17». В матче за нёркирдычную корону сразились художники Леонид Луговых и Леонид Баранов. Первым чемпионом мира по нёркирдыку (единственная на настоящий момент номинация альтернативных шахмат) стал известный первоуральский художник Леонид Баранов. В Нёркирдык играют на измененной доске, но по практически неизмененным правилам. Так что альтернативные шахматы состоялись – теперь осталось инвестировать проект, чтобы он превратился в метабрэнд. Брэнд, который способен стать ликвидным практическим проектом, хороший брэнд. 

Велосипед Арт-Амонова
ВЕЛОСИПЕД  да ещё АРТ-АМОНОВА – это, конечно, супербрэнд. В источниках указывается дата появления уральского первовелосипеда.  Это 15 сентября 1801 года. Хороший повод для массового занятия ребрэндингом. Велосипед и особенно колесо со спицами, очень фактурны и выразительны. Это и солнце, и гороскоп, и прочая цикличность бытия.

Памятник Клавиатуре
Здоровский особый брэнд, способный конкурировать с супрематизмом  Малевича. Очень-очень! Хотя это «ультрасовроеменный» бренд, но в нём также по-новому проявляется древний миф сказки про «Мужика и Медведя», делящих вершки и корешки. “Microsoft”, IBM,  миллиардер Билл Гейтс, эти «могущественные хозяева леса», выбирают «корешки», а «мужику» оставляют «ботву вершков». Но хитрый «мужик»,  уральский художник Толя Вяткин, превращает «форму клавиатуры» в арт-игру. Виртуальная реальность, креатив, культура, искусства  оказываются «главнее» их экономических  и технических последствий – несущая суть бытия остается у мифологического  «мужика», избравшего мир содержаний и смыслов.
Памятник Клаве Клавитуре установлен 4 октября 2005 года на берегу Исети.

Шигирский идол
Шигирский идол, хотя и является брэндом историческим, но в силу своего современного обнаружения, запредельной древности, экстраординарной вертикальной формы, выразительного лаконизма и смысловой ясности  делает его объектом художественных интерпретаций, вариаций, римейков. Фактически Шигирские идолы  создают новый художественный жанр – горизонтально удлиненной скульптуры, живописи и графики с удлиненными  и прямыми фигурами – апофеоз сверхпростоты и минимализма.
Шигирский идол найден 5 февраля.

Малахитовая шкатулка.
Малахитовая шкатулка – как футуробренд естественным образом олицетворяет собственно «символический капитал» Урала и его столицы. Все бренды Урала располагаются в этой «шкатулке». «Шкатулка» - как поэтический, пространственный, изобразительный мотив также может играть роль нового жанра, игровой темы для арт- проектов. Несмотря на «среднесть» бажовской литературы, сам образ малахитовой шкатулки, «хозяйки», превращающейся в коронованную ящерку, каменный малахитовый цветок, холодный зеленый цвет малахита с черными фракталами – весьма конкурентоспособные имиджы-образы.  Вместе с тем, бажовский эпос поддаётся обобщению, системному парафразу: из «малахитовой шкатулки» вместо или наряду с Серебряным Копыцем и Голубой Змейкой могут выглянуть  Аркаим, М-ский и прочие треугольники, Автомат Калашникова, Президент Ельцин,  Салават Юлаев, Второгодник Иван Семенов, Шахрин, Бутусов, КВН-щики, Букашкин, персонажи фильмов Балабанова, Федорченко, Хотиненко, конструктивистские Главпочтамт и «городок чекистов».

Мамонт
Мамонт – уральское животное, потому что слово «мамонт» происходит из того же языка, что и «уральское окружное чудо» Мань-Пупыг-Нёр. «Мамонт» переводится с языка манси как «земляной рог». Манси издревле жили на Урале (в том числе на территории Свердловской области). Язык манси вместе с другими финно-угорскими языками лингвисты относят к «уральской языковой семье».  «Мамонт» - уральское слово. Первым «мамонтоведом» был русский историк Татищев, основатель Екатеринбурга, Перми и других уральских городов. В связи Мамонтом, как футуробрендом, важны не зоология или история,  Мамонт – «мама» человечества; во всяком случае, северного человечества. Благодаря мамонту юное человечество выжило. Заратустра верхом на Мамонте. Мамонт – метафора огромности, изначальной древности, шерстяного обогрева. Сакральный биологический вид. Хранитель русского севера. Ещё более тотальный и грозный символ, нежели МЕДВЕДЬ. К тому же, в наше время мамонт – имагинативен. Он – идея-дух. Такой бестелесный зверь не подвержен энтропии, он бессмертен, трансцендентен. 

Бург-стайл
Бург-стайл – это термин для обозначения современной архитектурной эклектики Екатеринбурга. Эклектичность, подражетельность, римейкность могут стать основой особого стиля, особой культурной игры. Тенденция уже обозначена. Это и Невьянская башня, римейк Пизанской. «Гамлеты», «Ревизоры» Коляды, Шабуровские «Совпадения» и «Целующиеся милиционеры», «Лувраньё» Петра Малкова. Бург-стайл удачно созвучен брэнду «Бургеннале». Мотор культуры, адаптирующейся в среде жизни вообще – игра. Культура вечно играет в саму себя, она не создает что-то совсем уж новое, она находит новый стиль. 

***
Есть ещё ПАМЯТНИК ЧЕЛОВЕКУ-НЕВИДИМКЕ, был забавный и способный стать традиционно-брендовым ИВАН ЖАБА. Замечательны  ФРАНСУА ДЮПОН, АФРОКВАДРАТ, БУКАШКИН. Очень брэндовый и субстанционаленый проект своего «доморощенного» «БЕЛОГО ГОРОСКОПА» (цивилизация ведь непременно выстраивается  на гороскопе- календаре) такого гороскопа, где «нету традиций, фонтана, бульвара», где например Новый Год отмечается по реальному астрономическому факту – в ночь с 21 на 22 декабря. Запад, празднуя свой «Веселый Кристмасс» 25 декабря, опаздывает от Настоящего Новогодия на три дня, мы опаздываем – на 9 дней. Китайцы называли первый час суток «Час Быка». 22 декабря к тому же начинается месяц Быка, а в нынешнем году ещё и Год Быка. Можно сделать Начало Начал нашим днём, нашим брэндом, можно уйти «вперед планеты всей». Только надо понять цену «символическому капиталу». Кто вперед поймет, «того и черед».
Правда и то, что идеология «символического капитала» и связанный с ним  «брендинг территории» -  вещь  для нас пока новая, необычная, требующая смелых решений.


еЩЁ О БРЕНДАХ УРАЛА И ТП:
http://www.proza.ru/2010/11/17/411

САЙТ ПРО БРЕНДЫ УРАЛА
http://www.landural.ru/images-urals.html