О фильме Поп

Александр Раков
Кино и немцы

Алексей  Бакулин, Русская народная линия

17.11.2010


О фильме «Поп» …

Строго говоря, фильм «Поп» был сделан исключительно для церковной публики. Насколько мне известно, люди нецерковные или вовсе не смотрели его, или, посмотрев, тотчас забыли, - настолько все проблемы, поднятые в фильме, далеки от основной массы народа. Это к вопросу о художественных достоинствах «Попа», - по-настоящему сильный фильм втягивает зрителя в свою проблематику, зажигает даже вовсе холодную зрительскую душу, - а «Поп» снят для только тех, «кто уже в курсе».

Но суть не в этом. Суть даже не в том, что в фильме «Поп» немцы - все, кроме одного эпизодического персонажа - люди весьма обаятельные, скромные, почтительные, интеллигентные и т.д. Все советские люди в нём - даже если по сценарию они играют положительную роль, - симпатий зрительских отнюдь не вызывают, все они хорошо описываются одним грубоватым словечком - «мордовороты». Один мордоворот добрый, другой злой, но каждый из них вызывает отвращение.

И не в том дело, что, говоря о Псковской миссии, авторы фильма показывают человека, для Миссии не типичного. Увы, увы! - документы неумолимо свидетельствуют, что немало священников Псковской миссии служили немцам верой и правдой, исправно докладывали в гестапо на русских патриотов, на их совести - расстрелянные соотечественники. Отец Александр, главный герой фильма, - не из таких. Он пытается, находясь во власти немцев, служить России. Были такие священники в действительности? Да, были. Но служили они по большей части не в Псковской миссии.

Запоминающийся эпизод из фильма, - отец Александр отказывается отпевать полицая, произнося при этом: «Братья и сестры, я понимаю большое горе отца и матери убитого, но не наших молитв и «Со святыми упокой» своею жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо «Вечной памяти» произнесем же: «Анафема»!» Интересно то, что такой случай действительно был!.. Был на самом деле священник (кстати, тоже отец Александр), который не стал отпевать предателя и произнёс при этом именно такие слова, - и более того: призывал полицаев одуматься, покаяться, обратить оружие против немцев. НО! В действительности этот замечательный священник, отец Александр Романушко, служил в Белоруссии и к Псковской миссии отношения не имел!.. И, кстати, сразу после этого своего героического выступления, батюшка ушёл к партизанам, понимая, что теперь под немцами ему не жить. А отец Александр из фильма? С него всё, как с гуся вода!.. Ему, по мысли авторов, немцы прощали всё, что угодно.

Что же получается? Рассказывая о стаде чёрных козлищ, авторы берут в качестве главного примера белую овцу!.. Господа, да корректно ли это?.. Большинство нашей публики о Псковской миссии или не слышало вовсе или имеет о ней самое смутное понятие. Посмотрев фильм «Поп», этот зритель скажет: «А, Псковская миссия!.. Знаю, знаю, там служили священники-патриоты!..» Как говорится, с точностью до наоборот.

Но - опять-таки - не в этом дело. Дело в том, что фильм вновь поднимает один из самых больных вопросов русского ХХ века: «С кем ты, православный, - с государством или с Церковью?»

Считать этот вопрос простым и однозначным может только человек в высшей степени недалёкий. История ХХ века показала русским (и очень жёстко показала!), что всё отнюдь не так просто, - даже если государство исповедует самое непримиримое безбожие. Это понимали мученики первых веков христианства, стоявшие до смерти за веру Христову, но не отрекавшиеся от долга перед Империей.

И страшно то, что в новые времена вопрос этот слишком часто формулировался таким - чудовищным! - образом:

«Кого позволительно предать: Россию ради Христа - или Христа ради России?»

Тысячи и тысячи верующих русских людей в ХХ веке, ломая собственные судьбы, губя себя и своих близких, проливая свою и чужую кровь, вынуждены были убедиться:

«Предательство всегда остаётся предательством! Нельзя предать Христа, не предавая тем самым Россию. Нельзя предать Россию, не предавая тем самым Христа».

Ценой очень и очень большой крови русские люди в ХХ веке поняли: «Надо научиться жить, не предавая ни Христа, ни России». Надо научиться воздавать Богови Богу и кесареви кесарю, даже если кесарь тебе лично неприятен. Эта заповедь Господня невероятно трудна для исполнения, - но, в общем-то, не труднее, чем все прочие Его заповеди.

Однако, снова и снова - до сих пор! - кто-то пытается вдолбить русским: «Без предательства никак не обойтись! Если хочешь быть с Россией - отрекись от Христа! Если хочешь быть с Христом - отрекись от России!»

И вот фильм «Поп». В сущности говоря, о чём этот фильм? - о человеке, о священнике, который не хотел предавать ни Христа, ни России - и поплатился за это. Россия (в фильме представленная весьма жуткими персонажами), не приняла его подвига. Вывод? «Лучше бы служил батюшка немцам: они люди культурные, деликатные, к религии вполне терпимые... Вообще, какая досада, что не немцы победили!.. Мы бы с ними такую религиозно-просветительскую работу развернули!.. Хочешь жить - умей предавать!»

...А вообще-то, каждый, кто видел фильм «Поп», знает, что рассказом о Псковской миссии он отнюдь не ограничивается. У него есть и ещё одна тема, - для авторов не менее (если не более) важная. Что такое, в сущности, поведение православных священников в оккупации? - дела давно минувших дней, - есть вещи и более злободневные... И авторы фильма обстоятельно, твёрдо, жёстко учат зрителя, что ему следует думать по этому второму, злободневному вопросу. Но мы об этом втором вопросе сейчас говорить не станем: тут совсем другая история...