Книги

Андрей Биргер
 За окном была ночь. Хотя это здесь вообще не причем. Потому что здесь окон и не было. Это было другое помещение. Без окон. С тусклым освещением над столами, вдоль стен цвета задохнувшейся белизны, про столы то и говорить нечего - это просто столы, и люди облокачивались на них, кто задумавшись, кто читая. За окном была ночь, но про это никто не знал, потому что окон не было. А что это за помещение, спросите вы? Это десятки рядов столов за бесконечностью всякого продающегося барахла начинающего идти от входа и выхода, от глаз охранника до того невидимого места где ты уже не понимаешь, ты сзади или спереди, или твоя душа сильно заинтересовалась и выпрыгнула из тебя и теперь собирается купить здесь что-то из этого барахла. Барахло - грубо сказано, так как здесь среди барахла было много книг. Даже больше всего. В том числе и хороших и великих, но это все не важно, потому что это все просто книги. Ты оглянулся - и вправду так? Уходи отсюда, дружище. Или наоборот - иди и садись за этот стол, тебе просто так принесут кофе или алкогольную выпивку, которую ты не ожидаешь. Просто они знают, что ты хочешь, потому и приносят сразу. Сиди и наслаждайся, не думай ни о чем, или думай обо всем, а твоя душа пусть развлекается, и вправду, дай ей отдохнуть, ей пришлось столько дерьма вынести за последнее время.
 Так и сидишь - неужели что-то не так? Кто-то подошел.
- Сигареты не будет?
- Нет, извини.
- Жаль.
- Извини, мне казалось я и так много курю.
- А мне наоборот - кажется будто я мало курю.
- Значит, ты считаешь что это вредно.
- Скорее всего, если бы я так считал, я бы тебя здесь не встретил.
- Ты присядь.
- Ладно. Я присел.
 И он присел, напротив, он улыбнулся и продолжил:
- Значит, ты без души?
- Что?
- Где твоя душа?
- Мы еще не знаем друг друга а ты уже задаешь много вопросов.
- Не злись, чего ты, ты же как и я не знаешь что здесь происходит и тебе глубоко наплевать.
- Все что происходит - это вещи отвратного характера. Они смотрят на нас, когда нужны нам - злобно, и смеются, издеваются над нами. Они становятся нам не нужны и они наконец-то начинают чувствовать как им плохо.
- Да-а, ха-ха-ха, девушка, а вы говорите сразу от чистого сердца.
 Мы узнаем что первый герой девушка - а вы что подумали?
 А у вас как дела?
 Девушка - светловолосая девушка в очках.
- Мой отец, - говорит второй герой - мужчина - лысый с большими глазами и добродушным взглядом. - Был здесь когда-то давно. Очень давно. Кажется в 75 году. Я тогда родился!
 Мужчина достает фотографию и показывает девушке. Черно-белая фотография на которой изображены три человека в этом же помещении. Девушка сразу узнает это помещение, не смотря на то что время оно выглядело немного иначе, а также девушка сразу узнает отца мужчины, так как слева стоял человек с точно таким же лицом, и светлыми, не слишком длинными вьющимися волосами.
- Если бы вы не сказали про своего отца, я бы подумала что это вы.
- Да, я знаю, поэтому я всегда говорю про своего отца.
 Подходит третий человек быстрыми бесшумными шагами и говорит нагнувшись.
- Мне нужен героин.
 Мужчина отвечает:
- Прости, нету.
- Жаль, - все также. нагнувшись говорит подошедший мужчина.
 Девушка молчит, за нее продолжает ее собеседник - Лысый Мужчина:
- Извини, я считал себе и так чересчур обдолбаным.
- А вот я наоборот, мне чего-то не хватало.
- Ты видимо придерживаешься мнения что наркотики это плохо?
- Если бы я придерживался такого мнения, вас бы тут не было.
- Сядь рядом.
- Благодарю. Сажусь.
 Он сел. Молчание.
 Словно в этот момент, начали изучать всю красоту молчания, и его искусство, и правила.
 Это длилось недолго - прошла мимо молодая девушка с темными-темными волосами и подносом на руках.
 Перед девушкой теперь кофе.
 Перед Лысым Мужчиной зеленый чай.
 Перед последним подошедшим... героин.
- Отлично, - отвечает последний подошедший и вбирает в себя этот порошок.
- Ох да! Ох черт возьми! - кричит он с закрытыми глазами отдавшись затылком назад на спинку своего стула.
 В этот момент, к их столу подходит какая-то элегантная женщина в возрасте, с дымящей сигаретой в руках.
- Не найдется место для старой девы, - произнесла она приятным, и в тот же момент грубым женственным голосом.
 Девушка улыбнулась, лысый собеседник посмотрел на нее доброжелательно, третий подошедший сидел выпрямив спину, с закрытыми глазами, медленно качая головой в разные стороны, словно в медитации. Женщина села.      
- Я всю жизнь курила сигареты. Словно этот чертов табак мне что-то говорил. Вам никогда не казалось, что то, что не говорит слов, всегда хочет что-то сказать? Например ветер, как он кричит как воет, ведь о чем-то он говорит.
 Затяжка.
- Это несправедливо. Эти вещи всегда так много хотят сказать, гораздо больше и важнее чем мы.
- Может, поэтому они и молчат, - вступила в разговор девушка.
- Ох, моя дорогая. Да кто про это знает?
 В этот момент она замечает третьего мужчину - тот до сих пор крутит головой в разные стороны.
- Мужчина, с вами все в порядке?
- Да...
- Ох, ну хорошо.
 В этот момент та самая темноволосая официантка приносит ей стакан кваса.
- Милая, - остановила она официантку, та посмотрела на нее терпеливо. - Спасибо что вы есть.
 Официантка улыбнулась и удалилась.
- Я люблю запивать сигареты квасом - в этом есть что-то оригинальное... Никто не хочет закурить?
- Нет, спасибо. Я не курю, - улыбнулся Лысый Мужчина, на что девушка ответила ему быстрым взглядом и вновь принялась за кофе.
 Женщина улыбнулась и замолчала, погрузившись в дым своих сигарет.
- Идите все к черту! Я что на шута похож!? - раздался мужской крик и какой-то грохот, как будто что-то полетело.
 Полетело несколько полок с книгами. На пол упали и и засияли мрачные обложки книг Стивена Кинга, обложка "Мастера и Марагаты" Булгакова, рассказы Кафки, "Робинзон Крузо" Даниэля Дэфо, несколько детективов среди которых даже оригинальные названия от Дарьи Донцовой. Видимо какой-то шутник, или еще кто-нибудь, решил что все эти книги должны лежать вместе.
- Молодой человек! Успокойтесь! Перестаньте швырять книги! - послышался беспокойный женский голос. 
- Почему я до сих пор здесь!? Мне надоело ждать! - ответил мужской крик после.
 Мужчина с героином отреагировал, посмотрев туда, и позже сказал:
- Как можно класть книги Дарьи Донцовой вместе со Стивеном Кингом?
- Может это тоже ужастики? - улыбнувшись отреагировала Девушка. - Честно говоря я не читала не одной ее книги, и не могу толком понять. Мне удивляет что там делает Булгаков?
- "Мастер и Маргарита" неплохо смотрится рядом с "Робинзоном Крузо", - отреагировала Курящая Женщина.
- Кафка смотрится там лучше всего, - сказал Лысый Мужчина.
  В этот момент раздался выстрел. Кричащий мужчина упал сраженный. После этого с дальних полок вышли двое мужчин в одинаковых сиреневых комбинезонах и утащили труп Кричащего. Весь стол наших героев наблюдал за этой сценой. Лысый мужчина снова обратился к Девушке:
- Можно попросить у вас сигарету? Мне пора уходить отсюда.
- Конечно, - ответила Девушка, после чего достала нераскрытую пачку тонких сигарет. - Берите.
- Спасибо, - ответил Лысый мужчина, встал и удалился.
 Остальные собеседники не проронили слова, и только Лысый Мужчина видел уходя, как те два человека в комбинезонах медленно тащили труп между книжных полок.
* * *
 31 декабря. Канун нового года. Мужчина вернулся назад, где-то на 7 лет. Наступал 2003 год. В городе вовсю падал снег, небо было темное, окна горели светом, повсюду бегали счастливые, радостные люди с новогодними колпаками, бенгальскими огнями и прочим. В окнах первых этажей, в каких-то магазинах сияли елки - где побольше где поменьше. Мужчина шел вперед и только устало улыбался всем вслед, стараясь показать в своей улыбке ответ доброте, но по нему сразу было видно что он от этого устает. В это время падал снег, предновогодний вечер был очень красивым, и мужчина улыбался в принципе только благодаря этому снегу. Это было так красиво.
 Этот мужчина был отпущен. Однажды давно, но как ни странно именно в этот день, он умер, из-за того что какой-то радостный парень с новогодним настроением и дубинкой в руках, был до того веселый что ударил его со всей силы по голове, до того что у мужчины треснул череп. Он провел в потустороннем мире семь лет, хотя его, как только он появился, обещали отпустить. Он ждал выполнения этого обещания семь лет, и вот, устроив дебош в книжном магазине (ведь я описал не все что он там творил, ну да ладно). В потустороннем мире нет ничего странного - нет странного в том что есть книжные магазины, где на полках книги, казалось бы распределены очень необычно. Нет странного, что туда приходят многие уединиться, и им приносят то, что они хотят, не заказывая этого. Каждый кто туда приходит, приходит туда тогда, когда чувствует что может туда идти - карты там не простые. Единственное странность заключается в том, что там нет времени, но его почему-то ведут.
 Этот мужчина, имя чье Олег Конорев, был молча отпущен, так сказать сегодня. Он вернулся в тот день когда он умер, но он чувствовал, что его не полностью отпустили. Потому что он помнит все то что было, все эти семь лет там. Он не должен этого помнить, не должен этого знать, но он помнит. Олег думал, что со временем это все исчезнет, хотя сомнения у него были.
 На этот раз Олег знал - все будет немного по другому. Никакой псих с дубинкой его не положит на снег. Может, что произойдет тогда, когда он вернется домой, или часы пробьют 12? Настроение у Олега было скверное, потому что новый год он встречает один. Только он и много выпивки, которая его уже ждала. Крики на улицах не стихали, темное небо уже было почти светлое благодаря тысячи озорных огней. До нового года оставалось 2 часа. Олег уже был в своем доме, и медленно по лестнице поднимался в свою квартиру. Вошел в квартиру, включил повсюду свет, на кухне и в гостиной на столах было немыслимое количество алкоголя. Смотрит на часы. Уже остался час. Ну что же. Олег открыл первую бутылку, включил телевизор и уселся на диван. По телевизору показывали фильм "Реальная любовь", дебютная режиссерская работа Ричарда Кёртиса, про которого Олег, в принципе, и ничего не знал. Он знал только одно - "Реальная любовь" это один из лучших фильмов который можно посмотреть на новый год. Всматриваясь в телевизор, где в этот момент герой Билла Найи выдавал свои веселые монологи рокера, Олег даже не мог это разобрать. Он смотрел в телевизор но не видел ничего. В его голове, перерожденной душе, крутились моменты семи лет, которые шли после. Вспомнил, как однажды он катался на квадрацикле по пустыне, где небо было такое же, как сейчас у него за окном. А теперь его вернули. И этих семи лет и не прошло. С ума сойти. Делает глоток, после чего его начинает пробивать на смех благодаря Биллу Найи, когда он уже начинал полностью погружаться. Полностью погрузиться он так и не успел, слева от него у входа в комнату стоял мужчина. Олег посмотрел на него, а тот сказал:
- Ты не закрыл дверь.
- Черт бы тебя взял! - заорал Олег, после чего со всей силы швырнул в него бутылку.
 Вошедший мужчина пригнулся, и бутылка с пивом разбилась об бетонную стену комнаты, покрашенную в сиреневый цвет. Это все-таки был не просто вошедший, это был тот психопат который его однажды жахнул дубинкой и убил.
- Олег успокойся! Я хочу извиниться и поговорить!
- Я знал что я видел тебя в течении этих семи лет! Это была не просто иллюзия!
- Там любят иллюзии но не на столько. Я правда был рядом, в тот момент когда тебя вернули. Я сидел за столиком в кафе и принимал героин.
 Олег схватил вторую бутылку, оскалив зубы.
- Нет! Прошу тебя, перестань!
- Почему ты убил меня!?
- Олег, поставь бутылку, ты ведь захочешь это выпить.
- Почему ты убил меня!? - снова крикнул Олег на высоких нотах эмоций.
- Прости... я...
 Он не смог договорить. Его будто целиком поглотил стыд. Но это, как раз и была иллюзия. Игра. Потому что он захотел выглядеть виноватым.
- Мне сказали убить тебя.
 Олег посмотрел на него, весь вспотевший, нервный.
- Кто сказал? - спросил достаточно спокойно.
- Неважно.
 Олег в ответ открыл бутылку и стал пить из горла. В течении семи секунд опустошил пол бутылки.
 Семь...
- Вот уж меня хорошо занесло... на семь лет, - Олег снова сел. 
- Ты чувствовал себя пустым и проигравшим. Вот почему за тобой меня послали.
- А почему ты?
- Потому что теперь я здесь, с тобой, в канун праздника. 
- Выходит, ты мертв?
- Да. Однажды попал в аварию в метро. Вагоны разлетелись во взрыве.
- Ничего себе, - еще глоток.
- Олег, почему ты справляешь новый год один?
- Я скажу тебе почему, - задержал недолгую паузу. - Новый год - это такой праздник, который обязательно нужно проводить либо с людьми, которым ты нужен, либо с людьми которые нужны тебе. Лучше всего, естественно, и с теми и с теми. Я остался один. И я остался только с одним вопросом. Либо, я никому не нужен, либо никто не нужен мне.
 Его собеседник рассмеялся. Скажу наконец, что зовут его Валентин Баривеев.
- Но, я рядом с тобой, - Валентин подошел ближе к телевизору. - Может после всего этого мы нужны друг другу?
- Может быть, - сказал Олег, делая следующий глоток - он уже был совсем спокоен. - Садись, посмотрим пока кино.
 Да, Олега теперь было не так то просто удивить, и чтобы это было надолго.
 Валентин с улыбкой сел. Обернулся к Олегу и спросил, все с той же улыбкой:
- Что это за фильм?
- Реальная любовь.
- Да. Хороший фильм.
 И после недолгой паузы.
- Скажи, ты когда-нибудь был влюблен?
- Был.
- И кто это была?
- Одна красивая девушка.
- Девушку, в которую влюблен, нельзя назвать некрасивой.
- Неважно.
- Кто была она?
- Симпатичная светловолосая девушка в очках.
 Валентин, слегка улыбнувшись, замолчал. В экране уже был герой Колина Ферта, печатающий книгу на печатной машинке. Сцена, когда его листы унесло ветром и его горничная бросилась за ними.
- Тебе не кажется, что что-то спуталось? - спросил Валентин, посмотрев на Олега.
- Не знаю.
- Что это за канал?
- Первый канал.
- Фильм "Реальная любовь"... хм... скажи, а когда он вышел?
 Через 20 минут наступит 2003 год.
 Вот проклятие.
 Олег посмотрел на свою очередную бутылку.
- Этот фильм вышел в следующем году.
- Так-то. Хорошо что здесь еще не показывают "Бесславных ублюдков", а то ты наверное сразу бы свихнулся.
 Олег выключил телевизор.
- Может, мир сошел с ума?
- Так конечно же легче всего думать, вернувшись из другого мира.
 10 минут до нового года.
- Давай, - начал Олег. - Нажремся как дикие свиньи, и будем пить всю ночь.
- Да, а потом мы вернемся.
- Мы вернемся?
- Так и сделаем. Ты знаешь, что тебе там лучше. Ты и тогда это знал, просто привык мечтать об одном и том же. Тем более что все бегают по улицам такие радостные, и не знают что ты сидишь и сходишь здесь с ума.
- То есть, ты пришел за мной?
- Да. Но на этот раз мы оба доживем до нового года.
10!
- Давай просто пить.
9!
- Не откажусь от бутылки.
8!
Молчание.
7!
6!
5!
4!
3!
2!
1!
УРА!!!
 На улице словно вечеринка в конец света, а им хоть бы что. Они сидят и пьют. Скоро они вернуться. И оба об этом знали