виват Петербург! виват Чайковский!

Валентин Филатов
   Вот я и дождался концерта в Капелле, завершающего девятый фестиваль "Петербургская осень". Посвященный 170-летию П.И.Чайковского, этот концерт заинтриговал меня своей программой, едва я ее увидел. Мало того, что на сцене собираются детский, смешанный хор, солисты и оркестр, так еще и программа... Шутка ли! Поставить в соседство с тремя шедеврами великого русского классика две премьеры современных авторов, да еще поручить их исполнение студенческому оркестру имени Паулавичюса! Впрочем, памятуя о прошлогоднем впечатлении, я ожидал от этого оркестра хорошей игры, а от его дирижера и руководителя А.Васильева интересного прочтения.
   Я не только не ошибся в ожиданиях. Я получил такое сильнейшее впечатление, которое останется со мной на всю жизнь. "Полонез" из третьего действия "Евгения Онегина", открывавший концерт, широко известен публике и относится к числу так называемых "парадных" сочинений великого русского композитора. Торжественный пафос этой музыки как нельзя лучше подходит для государственных церемониалов и праздничных концертов. Но уже здесь меня ожидала приятная неожиданность. В до боли знакомой музыке дирижеру и его оркестру удалось найти свежую интонацию. В лирической середине Полонеза А.Васильев так удачно сбавил темп и заставил виолончелей проникновенно пропеть свое соло, что этот маленький эпизод отбросил отсвет новой краски на всю пьесу. Благодаря этому фрагменту весь Полонез зазвучал по-новому. Последовавшее за тем исполнение З.Журавлевой Сцены Письма из того же "Евгения Онегина" открыло столько новых оттенков в заигранной и запетой сцене, что я, что называется, весь превратился в слух. Каждый поворот интонации, каждое пропетое слово были донесены певицей с такой чистотой и искренностью, а каждая пауза осмыслена и дослушана не только солисткой, но и оркестром, чутко внимавшим дирижеру, что выстроенный лирический образ Татьяны и без декораций и мизансцены оперы стал зримым и живым. А как бесподобно лился богатый нежнейшими оттенками голос! А как безукоризненно вел дирижер аккомпанемент оркестра, когда нужно прибирая звучность, когда нужно прибавляя, ни на йоту не подавляя и не отпуская солистку! Такой филигранной работы я даже на сцене Мариинского театра не слышал. Оно и понятно - в театре слишком многое препятствует тщательности исполнения - и конвейер репетиций и спектаклей, и отвлекающие от музыки и художественного целого потуги режиссеров, и как раз та самая заезженность, что отличает поставленный "на поток" спектакль от единичного концерта.
   После великолепной Татьяны воодушевленный оркестр отыграл гениальную увертюру "Ромео и Джульетта". Справедливости ради следует признать, что здесь уровень исполнения был несколько хуже. Но  это если сравнивать с профессиональными филармоническими коллективами. Если же обратить внимание, что половине артистов на сцене от 16 до 18 лет, то и это было выше всяческих похвал. Концовка же увертюры, бережно выстроенная руками дирижера была просто на высоте. И опять: внимательное и вдумчивое прочтение А.Васильевым всем известной партитуры позволило услышать в ней детали, на которые прежде я и внимание не обращал. Так финальные аккорды оркестра были отыграны не формально, а со смыслом - каждый был особенный. То краткий полный отчаяния возглас, то глубокий выдох, то негодующее восклицание, то примирительное утверждение. В таком исполнении понимаешь, что в настоящей музыке нет ничего лишнего. А ведь сколько копий было сломано и пародий сотворено именно на концовки сочинений Чайковского или, например, Бетховена!
   Второе отделение подарило слушателям две премьеры одна другой ярче. Сначала это была сюита "Безымянная звезда" В.Огороднова по одноименной пьесе М.Себастиана. Составители программы концерта продуманно поставили в соседство две программные вещи. Трагедия Шекспира и мелодрама Себастиана, шедевр русского романтизма и его отклик из XXI века. Удивительным образом эта перекличка удалась. При том, что внешне ничего общего в двух произведениях не было, возникла какая-то внутренняя смысловая арка. Мелодически открытая, пронзительно лиричная музыка В.Огороднова, смело обращающегося в сюите и к возвышенному и к самому приземленному вплоть до интонаций "кабацкого джаза", ярко обрисовывает внутренний конфликт лежащего в ее основе литературного первоисточника. Противостояние благородства и пошлости, вечного и сиюминутного и трагедия одиночества человека в бездушном мире - это же такие же романтические категории, которые волновали и Петра Ильича. Публика тепло приняла премьеру, и потому что сама музыка не могла не захватить своей энергией, и потому, что оркестр играл по-настоящему живо, заинтересованно - каждый понимал, о чём он играет. Особенно, конечно, запомнились эпизоды "Поезд", напомнивший мне знаменитую пьесу Онеггера "Пасифик 231", тема любви Марина и Моны и разрушительный рег-тайм, бесцеремонно прервавший лирику. Солистами выступили Эдуард Комлев (ударная установка), Михаил Огороднов (фортепиано) и Константин Маминов (саксофон).
   Завершением концерта стала премьера монументальной Симфонии "Петербург" М.Журавлева для сопрано, смешанного и детского хоров и большого оркестра. Эту симфонию можно назвать самым блистательным и глубоким гимном-признанием городу на Неве, который я когда-либо слышал. Написанная автором на собственные стихи, она представила в 5 частях ("Город одиноких", "Город ветров", "Заповедный город", "Город теней". "Город будущего") такой сгусток мыслей и эмоций, такую гамму ярчайших чувств, что просто не подобрать слов, чтобы описать их. Когда в финале после сложнейшей фуги, в которой причудливо переплелись голоса хора и оркестра на словах "Здесь нет прямых./Здесь каждый путь извилист./Изогнутое русло и мосты..." об одном из самых загадочных районов Питера Коломне, зазвучала ода весне ("Янтарной кедровой смолою/ сочится живая кора./ Вставай, пробуждайся живое/ творенье хмельного Петра..."), в которое соединились голоса солистки (З.Журавлева), звонкие детские дисканты (Сводный хор ДШИ им.М.И.Глинки) и смешанного хора (Хор вокального отдела Музыкального колледжа им.Н.А.Римского-Корсакова и Старшая группа Хора мальчиков Хорового училища им.М.И.Глинки), поддержанные полнозвучием великолепного оркестра, у слушателей в зале перехватило дыхание. Хотелось встать. Такой торжествующе светлой, зовущей к жизни, героической музыки никто в нашей стране давно не писал. И посыл М.Журавлева, помноженный на великолепную интерпретацию дирижера, не мог не вдохновить всех собравшихся на сцене молодых артистов. Они не просто исполняли произведение - они светились изнутри. Такого грандиозного успеха, такой бури оваций я давно не слышал и не видел. И до чего же радостно, что есть и в наши дни место для позитивной, оптимистической музыки!
   Фестиваль "Петербургская Осень" в который раз подтверждает свое кредо - неразрывность великой русской традиции и созидание. Буду ждать следующего ноября, когда к нам придет 10-я "Осень".