Великий Ах

Андрей Навроцкий
Что может быть лучше Дня Рождения? Разве что Новый год. Только Новый год зимой, а День Рождения летом, и еще на День Рождения приходят друзья, и праздник только для тебя, а не для всех. Так в рассуждениях семилетней девочки, День рождения победил Новый год и занял первое место.
Седьмой День Рождения не обманул ее надежд. Среди множества подарков больших и маленьких отыскался тот, которого она ждала больше всего: в красивой яркой коробке скрывались скакалка, лента и мячик, как у настоящей гимнастки. С радостным воплем, забыв про гостей, девочка бросилась на улицу, чтобы немедленно приступить к постановке своей собственной программы.
Мячик плохо подпрыгивал на мягком газоне, а играть у дороги не разрешала мама. Лента постоянно путалась то в руках, то в ногах. Зато скакалка превзошла все ожидания. Хоть она иногда и цеплялась за ноги, но иногда получалось прыгнуть целых три раза подряд, а она еще даже не тренировалась!
К восторженным прыжкам девочки вскоре присоединилась вся детвора, и газон превратился в сплошную скачущую и визжащую массу. Скакалка давно пошла по рукам, но это было уже не важно – скакать можно было и без нее, выделывая в воздухе неловкие пируэты.

Для всех жителей долины день начинался как обычно: муравьи деловито тянули свои огромные грузы, жуки сновали туда-сюда в поисках пищи, ругались, иногда дрались, но, в общем, все было как всегда. 
Вдруг земля заходила ходуном, в муравейнике обвалился запасной вход, и несколько жуков свалились с растений. В этом тоже не было ничего необычного, боги постоянно устраивали какие-то катаклизмы – на то они и боги. Обычно все быстро успокаивалась, недаром священнослужители ели свой хлеб, приносились регулярные жертвы, и все жители долины соблюдали Великие правила, написанные запахом над каждым жилищем.
На этот раз тряска не прекратилась и после десятого толчка. Священнослужители разных видов срочно собрались на совет. Они были напуганы не меньше других, и совершенно не знали что делать. Страх только возрос, когда землетрясение начало набирать силу. На долину со страшной силой обрушивались небеса, тут же поднимаясь обратно. Некоторые глупцы уверяли, что это ноги богов, но какой современный житель долины верит в эти глупые сказки? Все знают, что у богов не бывает ног.
Толчки все учащались, большинство жилищ долины уже разрушились. Уцелели только самые глубокие, и у тех завалило входы. Все верхние ярусы муравейника обрушились. Жители долины в панике бежали кто куда.

Взрослые через окно наблюдали за буйным весельем на газоне и посмеивались. А мама девочки украшала еще теплый праздничный торт. Когда все было готово – холодный сок разлит по стаканам и на торте горело семь свечек – взрослые закрыли шторы, и мама из окна позвала детей к столу.
С оглушительным улюлюканьем, еще не успевшие успокоится, дети ворвались в темную комнату, где их ждал торт со свечками, целый стол сладостей и игры – в общем, настоящий День Рождения.

Маленький муравей, имя которого можно перевести как Ах, выбрался и полуразрушенного муравейника. Одним богам известно, как ему это удалось. Точнее им это было безразлично, но, тем не менее, Ах стоял на трясущихся ножках, на небольшой возвышенности, оставшейся от некогда неприступных бастионов муравейника. Его братья и сестры сидели в глубине муравейника, от страха боясь пошевелиться, и он, хоть и не был среди них старшим, решил выбраться, чтобы хоть чем-то помочь.
Вокруг в разных направлениях проносились обезумевшие насекомые. Кто-то тащил своих детенышей, кто-то чужих. Некоторые дрались за свое и за чужое имущество. Ах растерялся, ему казалось, что старшие всегда знают, что нужно делать. Он немного постоял в нерешительности, потом задрал в голову вверх и принялся скрежетать челюстями, шевелить усиками и источать запахи, что в приблизительном переводе означало: «Простите нас, мы не хотели вас сердить, не нужно больше нас наказывать!!!»
Прошло мгновение, и толчки прекратились. Бежавшие кто куда насекомые замерли на месте прислушиваясь. Сотни глаз уставились на маленького муравья по имени Ах.
Даже настоящий День Рождения маленькой девочки не мог сравниться с пышным праздником, устроенным в честь маленького муравья. Весть о маленьком жителе долины, который говорит с богами, мгновенно облетела окрестности. Многие начали поклоняться ему вместо богов, но священнослужители быстро это прекратили. Ах не возражал. Всеобщее внимание пугало его больше самого гнева богов.
Шло время, Ах вырос и стал первым муравьем-рабочим, который советовал королеве. Ему удалось провести множество реформ, и не только в муравейнике – к его мнению прислушивались и представители других видов. Он сплотил жителей долины и впервые установил законы, к которым прислушивались все, независимо от вида.
Сейчас про муравья по имени Ах знают не только в родной долине, но и далеко за ее пределами. Про него рассказывают детям, и называют только Великий Ах, и никак иначе. Что и говорить, можно добиться много, если тебя слышат сами боги…