Броненосец Потемкин

Влад Сомов
                Из цикла Заводские художники               

             Эта история произошла  в середине семидесятых годов прошлого столетия и осела в памяти, как забавный случай, произошедший с одним из представителей славного племени заводских художников.
 
             Броненосец Потемкин -    Так звали одного из  цеховых художников.  Для упрощения обращения   к,  в общем,  то,  уважаемому  в коллективе человеку, имя его сокращали до  БРОНЕНОСЕЦ, или чаще всего, до просто  ПОТЕМКИН.
             Вначале я наивно полагал, что  Потемкин  - его настоящая фамилия, но     случайно узнал, что это не так.  Фамилия у него была совершенно прозаическая, теперь, я  ее  не помню, да это и не важно.   
             Важно то, что гордую дворянскую фамилию он заработал  честно.

             Цеховая столовая, где обедал наш герой,  была, что называется, «на  слуху».
             Плохая была  столовая.   
             И не то, чтобы сама столовая была плохой,   нет,    точно такая же, как и все остальные столовые    на территории предприятия.   Столы,  стулья, кастрюли, черпаки, ложки, вилки и стаканы,   все было точно таким, как в других столовых.  Даже    фикус в углу был точно таким же  чахоточным, как в остальных.
             Но!
             То ли, воровали  там больше,  то ли,  готовить совсем не умели, но, есть там было совершенно невозможно.
             Люди плевались  выходя после обеда, и на чем свет стоит поносили  директрису.   Неоднократные жалобы руководству предприятия  ситуацию  не меняли. 
 
             Начальник цеха, к которому была прикомандирована столовая  только руками разводил.   Он не хуже других знал, что есть там невозможно,  но ничего сделать не мог.   Знал он, чьей близкой родственницей является  директриса  злополучной столовой, и не  очень ему хотелось попасть в немилость к ответственному работнику горкома партии, и чтобы не зарабатывать коварные болезни  родного  желудочно-кишечного тракта, питался начальник цеха   бутербродами, запивая  их   чаем,  заваренным    у себя в кабинете.

            «Потемкин» был застарелым холостяком, и в еде был не привередлив.   В принципе, питание его устраивало,  но,   мятежная душа не могла смириться  с несправедливостью,   и  он нашел достойный способ, как  повлиять на ситуацию.

             Яркий  свет настольной лампы  третьи сутки без перерыва  слепит глаза. 
             Он разрывает мозги на части,  и не дает расслабиться  ни на минуту.
             Вопросы одни и те же:
           - Фамилия?     Имя?    Отчество?
            -Где родились?    Где учились?    Как звали отца?   Мать?   
           - Есть ли братья и сестры?   
           - Кто Вас этому научил? 
Монотонный голос невидимый из-за направленного света лампы звучит уже третьи сутки.  Время от времени голос меняется, но вопросы одни и те же.
         -   Никто,  я сам придумал!
         -   Зачем Вам это нужно?
          -  Да я,   хотел людям помочь!
          -  Каким людям?   Фамилия, Имя, Отчество?     -   Голос неумолим.
          -  Да, тем, которые в цехе работают, не знаю  я  их!
          -  Листовку Вы сами сочинили, или помогал  кто- нибудь?
           - Да сам я, сам!
         -   Не волнуйтесь,  подумайте, может быть,  Вам подсказал кто- нибудь?      
      
Время стерлось. Кажется, что прошла целая вечность…
         -   Фамилия?  Имя?   Отчество?…

             А произошло вот что:     Мятежная душа художника ну, никак не могла смириться с несправедливостью, и он ничего лучшего не придумал, как выпустить листовку.   
Листовка была выпущена в одном экземпляре,  написана  была   плакатным пером на листе ватмана, и  появилась на двери  злополучной столовой как раз перед обедом.   
             Прошло немало лет, вспомнить  дословно текст   послания я не могу,  но в общих чертах, листовка вполне соответствовала  революционным настроениям семнадцатого  года.   
 Заключительным аккордом были слова:
           «  Вспомните сатрапы, что послужило поводом для восстания  на Броненосце Потемкин!    Тухлая солонина и суп с червями!»

             Следующим утром «Черный ворон»  принял мятежного художника прямо возле проходной родного завода.

             Через неделю  наш коллега обрел статус  Броненосца, и как ни в чем не бывало, ходил по заводу.
        -    Слушай,  расскажи, как было дело, и чем же все закончилось?  -  Не отставали мы от него.
          -  Ничем.
             Извинились, и выпустили меня, а начальник  ихний,   мне
свой телефон дал, просил больше листовок не писать, а если что не так, сразу ему звонить.
 
             Как ни странно, но вскоре эта злополучная столовая стала лучшей на заводе, и издалека  ходили в нее обедать работники заводоуправления, а иногда, и сам директор.    
                Вот Вам,  и Броненосец Потемкин!   


                Ноябрь 2010