Из цикла Заводские художники
Эта история произошла в середине семидесятых годов прошлого столетия и осела в памяти, как забавный случай, произошедший с одним из представителей славного племени заводских художников.
Броненосец Потемкин - Так звали одного из цеховых художников. Для упрощения обращения к, в общем, то, уважаемому в коллективе человеку, имя его сокращали до БРОНЕНОСЕЦ, или чаще всего, до просто ПОТЕМКИН.
Вначале я наивно полагал, что Потемкин - его настоящая фамилия, но случайно узнал, что это не так. Фамилия у него была совершенно прозаическая, теперь, я ее не помню, да это и не важно.
Важно то, что гордую дворянскую фамилию он заработал честно.
Цеховая столовая, где обедал наш герой, была, что называется, «на слуху».
Плохая была столовая.
И не то, чтобы сама столовая была плохой, нет, точно такая же, как и все остальные столовые на территории предприятия. Столы, стулья, кастрюли, черпаки, ложки, вилки и стаканы, все было точно таким, как в других столовых. Даже фикус в углу был точно таким же чахоточным, как в остальных.
Но!
То ли, воровали там больше, то ли, готовить совсем не умели, но, есть там было совершенно невозможно.
Люди плевались выходя после обеда, и на чем свет стоит поносили директрису. Неоднократные жалобы руководству предприятия ситуацию не меняли.
Начальник цеха, к которому была прикомандирована столовая только руками разводил. Он не хуже других знал, что есть там невозможно, но ничего сделать не мог. Знал он, чьей близкой родственницей является директриса злополучной столовой, и не очень ему хотелось попасть в немилость к ответственному работнику горкома партии, и чтобы не зарабатывать коварные болезни родного желудочно-кишечного тракта, питался начальник цеха бутербродами, запивая их чаем, заваренным у себя в кабинете.
«Потемкин» был застарелым холостяком, и в еде был не привередлив. В принципе, питание его устраивало, но, мятежная душа не могла смириться с несправедливостью, и он нашел достойный способ, как повлиять на ситуацию.
Яркий свет настольной лампы третьи сутки без перерыва слепит глаза.
Он разрывает мозги на части, и не дает расслабиться ни на минуту.
Вопросы одни и те же:
- Фамилия? Имя? Отчество?
-Где родились? Где учились? Как звали отца? Мать?
- Есть ли братья и сестры?
- Кто Вас этому научил?
Монотонный голос невидимый из-за направленного света лампы звучит уже третьи сутки. Время от времени голос меняется, но вопросы одни и те же.
- Никто, я сам придумал!
- Зачем Вам это нужно?
- Да я, хотел людям помочь!
- Каким людям? Фамилия, Имя, Отчество? - Голос неумолим.
- Да, тем, которые в цехе работают, не знаю я их!
- Листовку Вы сами сочинили, или помогал кто- нибудь?
- Да сам я, сам!
- Не волнуйтесь, подумайте, может быть, Вам подсказал кто- нибудь?
Время стерлось. Кажется, что прошла целая вечность…
- Фамилия? Имя? Отчество?…
А произошло вот что: Мятежная душа художника ну, никак не могла смириться с несправедливостью, и он ничего лучшего не придумал, как выпустить листовку.
Листовка была выпущена в одном экземпляре, написана была плакатным пером на листе ватмана, и появилась на двери злополучной столовой как раз перед обедом.
Прошло немало лет, вспомнить дословно текст послания я не могу, но в общих чертах, листовка вполне соответствовала революционным настроениям семнадцатого года.
Заключительным аккордом были слова:
« Вспомните сатрапы, что послужило поводом для восстания на Броненосце Потемкин! Тухлая солонина и суп с червями!»
Следующим утром «Черный ворон» принял мятежного художника прямо возле проходной родного завода.
Через неделю наш коллега обрел статус Броненосца, и как ни в чем не бывало, ходил по заводу.
- Слушай, расскажи, как было дело, и чем же все закончилось? - Не отставали мы от него.
- Ничем.
Извинились, и выпустили меня, а начальник ихний, мне
свой телефон дал, просил больше листовок не писать, а если что не так, сразу ему звонить.
Как ни странно, но вскоре эта злополучная столовая стала лучшей на заводе, и издалека ходили в нее обедать работники заводоуправления, а иногда, и сам директор.
Вот Вам, и Броненосец Потемкин!
Ноябрь 2010