История уральских шахмат Нёркирдык

Андрей Козлов Кослоп
Зимой 1984-1985 вдруг что-то произошло. Сначала всё было как всегда: обсуждали воспоминания Нади Мандельштам, читали ксерокопированную «Лолиту», Женя Касимов читал Ерему, другие декламировали самих себя, шумели, спорили, смеялись… и вдруг тишина. Всё прибрано, Касимов играет с Копыловым в шахматы. Я смотрю на это дело, пытаюсь понять, в чем тут авангард, где катарсис, где фишка. Пошутил для начала:
- Лошадью ходи.
- Не подсказывай.
Действительно играют в шахматы. Наступил серьёзный мир. Смотрю, всё как-то так, тихо, медленно, скучно как у Эмиля Золя или в средневековых китайских романах. Такое ощущение, что я пионерском лагере после завтрака пришел в уголок настольных игр: шашки, шахматы,  выбирай и культурно развивайся.
- Тронул ходи, - подсказал я Копылову, пытавшемуся переходить.
- Пусть перехаживает, но в последний раз, - согласился сосредоточенный Касимов.
Я решил дождаться случая с битым полем, и тут же Касик воспользовался этим правилом. Копылов минуты две медитировал. Потом слегка недоуменно спросил:
- Это чё ты такое сделал?
- Чё чё? Битым полем срубил, - Касимов продемонстрировал ход.
- Чё, так можно? – вяло поинтересовался Копылов.
На Одесском пляже тут разразилась бы буря типа:
- Ну ты жлоб!
- Я жлоб? Нет, это ты жлоб!..
Я встрянул:
- Да, есть такое правило.
И вновь наступило безмолвие. Я зевнул и по необходимости задумался.
***
Следующим вечером я пришёл к Касику с листом ватмана, на котором были изображена новая доска для шахматной игры. Потом появился второй, третий вариант. Все обрадовались. Копылов требовал, чтобы шахматы были трехмерными, Касимов – чтобы в игру были введены драконы, самолеты, какие-то функции передавались бы по телефону…
Через 23 года, когда мы выбрасывали наш шифоньер, мне стало жалко выбрасывать гладенькие квадратные полки. Подумал, что-то на них нарисовать. Доски… Шахматные доски… Я стал вспоминать, рыться в своих архивах. В одной тетрадке сохранился набросок одной доски.
Я начал возрождение альтернативных, неформальных, новых, странных и так далее шахмат.
Теперь всё было конкретней. Бизнес-составляющая тоже не казалась фантастикой. Вскоре на паре шифоньерных досок были начертаны доски, я понес из в клуб художников студию Льва Хабарова «Б-17». Мне подсказали, что делать, выделили акриловых красок. Заинтригованные художники сгрудились вокруг необычного визуального объекта.
- Что это?
- Древнеуральские шахматы как бы. На них можно и смотреть и даже играть.
- А как?
- Точно так же, теми же фигурами, с теми же правилами. Лишь иная, искривленная доска.
Сева Кондрашин предложил название:
- Мань-Пупыг-Нёр-кирдык.
У всех, включая меня, название для новых шахмат вызвало восхищение, но я побоялся, что столь длинное название смутит журналистов, и медийная часть нашей задумки одарить человечество новой настольной игрой, к тому же не индийской как шахматы, не японо-китайской как го, не кавказской как нарды и не венгерской как кубик Рубика, а нашей, российской, и более того,  уральской, провалится.  Я сократил Севин вариант и окрестил своё детище «Нёркирдык».
29 мая 2008 года состоялся чемпионат мира по нёркирдыку. Чемпионом  стал известный художник Леонид Баранов. Уступивший ему в финале художник Леонид Луговых предложил сделать вариацию Нёркирдыка, посвященную наступающему 2009 году. Иджя выпрыгнула сама собой. В слове нанотехнологии «нано» означает как раз «девять». Появилась доска 9 на 9 с девятой пешкой и новой фигурой Дрекслер (по имени теоретика нанотехнологий), которая ходила как слон и конь одновременно.
В 2009 году в ЦК Урал произошел турнир по нёркирдыку между Екатеринбургом и  Уфой. Выиграл Екатеринбург, что было естественным так как за его сборную играли оба: и и Баранов, и Луговых.
На бумаге и даже на дереве была уже дюжина вариантов альтернативных досок. И нужно было как-то завершать проект. Мы исключили те варианты для которых требовалось больше фигур, чем в обычном шахматном наборе. То есть, наношахматы стали неканоническим вариантом нёркирдыка. Мы исключили все варианты досок с треугольниками и пятиугольниками. В итоге мы отобрали 36 досок. На одной их них приходится сокращать количество пешек до 7-ми. Самое большой количество клеток – 72, а самое меньшее – 36, как раз на 36-ой доске.
На ней мы начертали квадратуру глобуса, так что границы материков и больших островов в целом соответствовали реальному положению. Игровой функции в этом не было: просто играя в такие шахматы в подсознание игрока проникала общая структура ойкумены. Доска стала называться либо «геошахматы», либо «минишахматы». Минимализм тоже символичен. Экологическая проблематика требует экономичности, сбережения: меньше на две пешки, на одного Коня и одной Ладьи. Все остальные функции сохранялись, сохранялась даже рокировка, исчезло правда «битое поле», так пешка ходом на одну клетку достигала середины.
Показатели  «Нёркирдыка».
Нёр – тоже что и «шах», у манси это святая гора. «Кирдык» - по-башкирски «мат» или «смерть». 
Нёрикирдык – не просто другая игра на основе шахмат, это по сути 36 новых игр на основе шахмат.
Вся та теоретическая база, которая накопилась вокруг простых шахмат, у включая компьютерные программы, в нёркирдыке не работают. Тут всё другое. Слоны, например, меняют  цвет поля. У коней появляются новые возможности. В некоторых вариантах Слон оказывается сильнее не только коня, но Ладьи. И конечно же, нёркирдык – ещё и наш, надеюсь, будущий бренд. Чтобы люди мира хотя бы на минутку удивились:
- Опять у этих русских что-то происходит, то Социалистическая революция, то Гагарин, то Горбачев, то вот - Нёркирдык.
Так что Нёркирдык - ещё и способ привлечения инвестиций, которые нам совсем не помешают. 
Но главное - игра. Ведь как говорил великий Хейзинга: «Человек - это homo ludens (человек играющий)».
Для доски с названием «Крепость» мы показали как, например, может произойти игра. В шестой позиции мы видим, что белые, срубившие перед этим черного Ферзя, сумели защитить Конем своего, так что они получили серьёзное преимущество и, если не зевнут, то наверняка выиграют.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙ ТУТ:
http://www.proza.ru/2010/12/27/858

А ТУТ ВИДЕО: