Милые крысы

Иван Бондарь
В один прекрасный вечер я ехал с работы домой и вез в портфеле двух молодых крыс. Вы удивляетесь? Ничего удивительного нет! Лабораторные мыши и крысы - самые последние одомашненные животные. Все XX столетие ученые непрерывно создавали различные линии этих животных. Развитие физиологии, биохимии, науки о поведении просто невозможно представить без использования этих животных в качестве модельных объектов. Иван Петрович Павлов поставил памятник собаке как модельному животному в изучении высшей нервной деятельности. На мой взгляд, лабораторные мыши и крысы заслуживают памятника не меньше, чем собака. 

Серая крыса (Rattus norvegicus) не всегда жила в Европе. В 1727 г. неисчислимые полчища серых крыс двинулись на запад из Северного Китая, где они тогда обитали. Возле Астрахани крысы сплошь усеяли поверхность Волги, огромные массы их тонули в речных волнах. Окажись водная преграда несколько шире, поход вполне мог закончиться точно так, как и большинство других «смертельных» миграций. Однако в этот раз мигрирующим животным выпал счастливый случай, и в европейских городах их потомство нашло вполне благоприятные для себя условия. Серые крысы расселились по всей Европе, а затем и по другим частям света, и вскоре почти полностью вытеснили местный вид - чёрную крысу (Rattus rattus).

Первая реакция на дикую крысу у любого нормального человека – брезгливость, а потом появляется стремление оную крысу уничтожить. Знаете, чем отличается белая пушистая мышка от грязной лохматой крысы? Злые языки говорят «у мышки лучше организована PR компания». Слов нет, крыса как вредитель, разносчик чумы и туляремии крайне нежелательный сосед человека. Сосед нежелательный, но и неистребимый по причине его ума и хитрости. Средневековое крысиное бедствие лучше всего представлено в известном стихотворении Р. Браунинга «Флейтист из Гаммельна». Нам оно известно в блестящем переводе С. Маршака:
                Крысы
                Различных мастей, волосаты и лысы,
                Врывались в амбар, в кладовую, в чулан,
                Копченья, соленья съедали до крошки,
                Вскрывали бочонок и сыпались в чан,
                В живых ни одной не оставили кошки,
                У повара соус лакали из ложки,
                Кусали младенцев за ручки и ножки,
                Гнездились, презрев и сословье и сан,
                На донышках праздничных шляп горожан...
Лабораторные крысы настолько умны, что временами с ними трудно работать. Коллеги рассказывали мне такой случай. Изучали в институте различные адаптогены. Это вещества, мобилизующие организм в чрезвычайных ситуациях, снимающие усталость, восстанавливающие силы. Простейшие адаптогены хорошо известны на примере чая и кофе. Если нужен более экзотический пример, то настойка женьшеня.

Так вот, новый адаптоген готовился для применения в медицине а еще полярниками, подводниками – да мало ли кому он мог пригодиться! До того как проводить испытание на людях, надо было его опробовать на лабораторных животных. На каком объекте проводить испытание? Может, на свиньях, поскольку по физиологии они наиболее близки к человеку? Технически это дорого и неудобно. В каждом варианте опыта должно быть около 10 животных, а с учетом контроля и числа различных вариантов потребуется примерно 50 - 60 штук. Это сколько же надо корма и где их разместить? Почти то же самое с использованием собак. Вот и поставили опыт на крысах.
Замысел его был прост. Крыс, получивших адаптоген, и контрольную группу животных поместили в глубокий бак с водой. Высокие стенки не давали возможности выбраться из воды, и крысы должны были плавать, плавать и плавать – до полного истощения сил. Предполагалось, что как только какая-то особь потеряет силы и начнет тонуть, ее извлекут из воды и зарегистрируют продолжительность плавания. Ожидаемый эффект адаптогена (если он будет) проявится в увеличении продолжительности этого срока.

Но у крыс был собственный взгляд на этот эксперимент. Они просто не желали тонуть. Вы видели, как пловец отдыхает лежа в воде? Руки раскинуты, все тело под водой, и только лицо выступает над ее поверхностью. Вот то же самое стали делать и крысы. Лежит, растопырив лапы и выставив из воды один только нос. Отдохнет и снова начинает активно плыть, гребет лапами. Эксперимент срывается. Решили привязывать к крысиному хвосту груз для утяжеления. Теперь животные не могли отдыхать лежа на воде – груз тянул их на дно. Уставшая крыса стала набирать в легкие побольше воздуха и медленно опускалась на дно. Истратив запас кислорода (и немного отдохнув при этом) она отталкивалась от дна, всплывала, чтобы отдышаться, и какое-то время активно плавала. Потом все повторялось снова. Пришлось подобрать линию наиболее глупых крыс и только тогда удалось получить в опыте надежные результаты.

Таких примеров множество. В скором времени может появиться новый помощник человека – крысы-спасатели. Американские ученые создали крыс, действия которых контролируются на расстоянии. Управляемого грызуна планируется использовать в поисково-спасательных операциях, при разминировании и видеонаблюдении. В мозг крысы ученые имплантировали три электрода толщиною с волос. Один из них связан с центром удовольствия, два других ведут к отделам мозга, которые реагируют на сигналы левой и правой части усов (с помощью вибрисс крыса ориентируется в пространстве). Электроды были присоединены к радиопередатчику с батарейкой, прикрепленному на шее крысы. Через него оператор подает крысе управляющие сигналы. Прибор дополняла крошечная видеокамера. Испытания проводились в лабиринте: ученые стимулировали электроды, выполняющие функции усов, а когда крыса поворачивала в указанном направлении, сигналы посылались и в центр удовольствия. Команды отправлялись с ноутбука, который находился на расстоянии более 500 м от лабиринта.

В другом опыте ученые имплантировали в мозг крыс электроды, с помощью которых можно отслеживать крысиные ощущения. Хирургическому воздействию подверглись три области мозга: обонятельная, моторная и стимулирующая состояние радости – так называемый центр награды. Этот центр стимулировался через электроды, как только приходил сигнал из обонятельной зоны. Затем крыс тренировали на человеческий запах, почуяв его крысы приходили в неописуемый восторг. В дальнейшем на спинке крысы планируется закрепить радиопередатчик, с помощью которого можно определить местонахождение животного, а значит, и попавшего под завал человека.
Вариант робота-искателя не идет ни в какое сравнение с крысиным. Запрограммировать робота на преодоление всех препятствий просто невозможно. Управляемые крысы смогут искать жертв землетрясения намного эффективнее, чем собаки, а также вести поиск мин и проводить разведку на вражеской территории. В подобном применении их заинтересовано любое министерство обороны. Они и выделяют средства на подобные научные проекты.
Это уже не первое открытие удивительных крысиных способностей. Раньше бельгийским ученым удалось выдрессировать крыс-миноискателей. При этом никакие электроды в мозгу не потребовались. Животных «натаскали» на запах мин и приучили скрести в том месте, где мина обнаружена. Дальнейшее было делом техники - на крыс надевалась мини-сбруя, и они дистанционно выгуливались по заминированной территории.

Исследователи из США придумали способ тренировки крыс, позволяющий научить их отыскивать наркотики и взрывчатку. Они обучили крыс подниматься на задние лапки, когда те чувствуют запах кокаина в лаборатории. После двух-трех недель тренировок крысам в 90% случаев достаточно было почувствовать запах кокаина, чтобы подняться на задние лапы. Крысы-ищейки имеют преимущества перед собаками: они могут забираться туда, куда собакам не позволяют проникнуть их размеры. Но крысы работают лишь в течение года, потом они стареют. Поэтому процесс обучения должен быть быстрым и дешевым. Теперь ученые хотят испытать крыс в более реальных условиях, например на улице. А за одно вывести линии крыс-долгожителей, чтобы использовать их в течении нескольких лет.

Я обращаюсь к вам, акулы пера, авторы фантастических повестей и детективных романов! Вы написали книги, сняли фильмы про пограничника Капацупу и его овчарку Индуса, про милицейского Мухтара и верного Руслана. Даже военные дельфины плавают на страницах ваших книг и сценариев. Но где же произведения о крысах? Недоработка, господа! Неувязочка произошла, прокол в вашем творчестве! Нехорошо, нехорошо! Не дал мне Бог литературного таланта, а то заворотил бы я авантюрный роман на эту тему. Ух, как бы я живописал историю о вражеских крысах-террористах, о нашем доблестном офицере РГУ, который держит в кармане своего партнера – крысу-разведчика, крысу-диверсанта! Куда там сериалу о семнадцати мгновениях весны, фильмы о моем герое и его крысе забили бы все рейтинги.
                ***
Но вернемся к крысам в моем портфеле. Просто у меня дети входили в тот возраст, когда общение с домашним животным становится необходимым для нормального развития ребенка. Сам я вырос в обширном дворе, населенном массой собак – охотничьих, и беспородных "надворных советников". До сих пор неравнодушен к ним. Но содержание собаки в маленькой городской квартире создает массу проблем. Кошки? Некоторые члены нашей семьи терпеть не могли кошек. Попугайчики, хомячки, лабораторные мышки? Но все они (да простит меня натура!) невозможно глупы!
Остаются крысы, которые, вместе с лабораторными мышами, являются последним достижением в одомашнивании диких животных. Не скажу, чтобы лабораторными мышами и крысами был окончательно закрыт список домашних животных. Возможно, что в этот разряд еще перейдут маралы, разводимые ради получения из их рогов пантокрина, и некоторые пушные звери (норки, лисицы, бобры). Но ясно, что список одомашненных животных близится к естественному завершению.

Линии лабораторных крыс - это настоящие домашние животные; они не смогли бы выжить без постоянной поддержки и заботы человека. Кроме того, они интеллектуалы, ни в чем не уступающие собаке или свинье. Существует множество лабораторных линий крыс, выведенных из дикой популяции серой крысы. Большинство таких линий имеет белую шкурку и красные глаза, свойственные альбиносам. Но живут они недолго. Поэтому я остановился на межлинейных гибридах, имевших окраску серых (диких) крыс и хорошее здоровье. От них следовало ожидать разноцветное потомство в результате расщепления в следующем поколении. И детям видеть это будет интересно.

Что ж, отбросим предубеждение, неприязнь и отнесемся к лабораторным крысам просто как к домашним зверушкам. Конрад Лоренц рассказывал о сплоченности в родственном сообществе серых крыс: «Миролюбие, даже нежность, которые отличают отношение млекопитающих матерей к своим детям, у крыс свойственны не только отцам, но и дедушкам, а также всевозможным дядюшкам, тетушкам, двоюродным бабушкам и т. д., и т. д. - не знаю, до какой степени родства. Матери приносят все свои выводки в одно и то же гнездо... Серьёзных схваток внутри этой гигантской семьи не бывает никогда... Даже в волчьих стаях, члены которых так учтивы друг с другом, звери высшего ранга едят добычу первыми. В крысиной стае не существует иерархии. Иначе говоря, в стае серых крыс действует полное равенство прав. Это касается и доли в общей добыче, и права на оставление потомства».

Дети встретили подарок с радостным визгом. Мы поселили крыс в металлическую клетку, в какой содержали их в виварии нашего института. В качестве подстилки я использовал газетную бумагу, которую предварительно рвал «вдоль волокна» на тонкие полоски. Если правильно выбрать направление разрыва, то полоски завиваются и образуют пышную подстилку, крысы взбивали еще сильнее и устраивали внутри нее укромное гнездо. Когда мы были дома, дверцу клетки держали открытой, предоставив животным свободу передвижения. И они пустились осваивать новую территорию.
Моча у крыс и мышей имеет резкий неприятный запах. Но если не лениться менять подстилку, то запах из клетки совсем не ощущается. Сами же крысы имели слабый  запах, напоминающий запах мускуса. Оно и понятно, крысы постоянно чистили свой мех. Видимо, крыса, как и свинья, бывает грязной только тогда, когда она не в силах поддерживать чистоту своего тела.

Стул, стол, диван и люди стали для крыс предметом изучения. Каким-то образом они сразу поняли, что можно сидеть на плече человека, можно сунуть нос ему в ухо, перебирать лапками пряди волос на голове, но ни в коем случае нельзя лезть в глаза. Самец лихо путешествовал вверх и вниз по вертикальной трубе водяного отопления. Вверх он двигался, обняв трубу лапками, как человек, взбирающийся на толстый столб, а спускаясь вниз, еще и обвивал трубу своим длинным хвостом. Так ему стали доступны и гардины под потолком и подоконник.

На подоконнике стояли цветы в горшках с землей. И один из них вызвал чисто гастрономический интерес нашего путешественника. Я уже не помню, как называлось это растение с широкими листьями и подземными клубнями, которые пришлись крысу по вкусу. Когда он в первый раз засыпал подоконник вырытой землей и добрался до клубней, я его легонько отшлепал и сутки не выпускал из клетки гулять. Уразумел, больше не лазил на подоконник. Но только при мне. Прихожу я как-то домой. Все наши дома, поэтому крысы гуляют. Что такое? Крысиха здесь, а ее крыс отсутствует. Начинаю его звать. Наше цоканье языком служило крысам приглашением к обеду, поданному около их клетки в картонном противне. Цокаю, а он не появляется. Вдруг вижу, крыс лежит на подоконнике. Не сидит, а именно лежит, вытянув лапки и зажав между ними голову. Не шевелится, но глазами явно следит за мной. Все ясно! Попался на нарушении запрета и пытается спрятаться. Ну не стал я его наказывать – сознает свою вину.

Почему-то наших питомцев очень интересовали ногти на руке человека и толстая огрубевшая кожа на конце пальца. Если сидеть неподвижно, то рано или поздно один из них взбирался на тебя и начинал «делать маникюр», обгрызать острыми зубами грубую кожу. Она отмершая и совсем не больно, когда состригаешь ее ножницами. А тут ее подстригают острые зубы, которые и медную проволоку перекусить могут. И что интересно, если прихватит за живое и твоя рука чуть-чуть дрогнет, то немедленно отпустит и смотрит виновато.

Но вот подошло крысихе время родить. Заменил я бумажную подстилку в клетке и крыса тотчас же взбила ее так, что клетка оказалась заполненной бумагой почти до верха, а потом выгнала своего супруга из клетки. Крупный, толстый крыс не оказал никакого сопротивления и уныло устроился перед открытой дверцей. Пришлось для него оборудовать отдельную клетку. Так продолжалось несколько дней. Судя по поведению крыски, у нее уже появилось потомство. Попытался я залезть рукой в клетку – молнией метнулась крыса и цапнула меня за палец. Не сильно, не до крови, но вполне достаточно, чтобы предупредить: «не лезь, куда не следует!» Что ж, спасибо за деликатное предупреждение – больше не буду.

Крыс тоже пытался полюбопытствовать, посмотреть на своих деток. Но не тут-то было! Его вышвырнули из клетки буквально пинками. Я не шучу, крыса легла на бок и стала наносить своему мужу задней лапой пинки, достойные мастера карате.
Крысята родятся голыми и слепыми, поэтому в первые дни вид их весьма неприятен. Но скоро у них открылись глаза, и они стали проявлять большую активность. Бумагу утоптали, и на ровном полу копошился клубок из 12 крысят. Тут крыс и проявил свое отцовство. Будучи благосклонно допущенным в клетку, он стал усердно вылизывать свое потомство. Прижмет крысенка лапой, чтобы он не удрал, и вылизывает его от носа до хвоста. Особенно старательно чистит живот. Видимо у крысят, как и у котят или щенят, родители должны массировать животик – без этого те не могут оправиться. Кончит одного и выискивает взглядом следующего. А тот карабкается вверх по решетчатой стене клетки. Папаша небрежным жестом смахнет его на пол и продолжает свою работу.

Много радости доставила нашим детям возня с крысятами. Не скажу, что они были всех цветов радуги, но все же: белые, коричневые, кремовые, черные: цельно окрашенные и с окраской головы и передних лап, отличной от цвета остального туловища.
При содержании животных дома нас часто мучит проблема, как пристроить молодняк, нарождающийся в изобилии. Топить крысят в ведре с водой мне не хотелось. И стал я уносить обратно в виварий. Дальнейшая их судьба меня не волновала. В конце-то концов, мы создали породу домашних (лабораторных) крыс для того, чтобы использовать для всяких своих надобностей.