Миниатюры из курсантской жизни

Александр Лысенков
Вы дорогой читатель, не поверите, что во время обучения в военном училище мы изучали такой предмет как история музыки с последующей сдачей зачета. Я, как и мои товарищи, любил ходить на эти занятия. Во-первых, лекции читала молодая, красивая женщина. Во-вторых, на каждой лекции мы слушали музыку. Дежурный курсант шел на кафедру и приносил магнитофон, электропроигрыватель, пластинки, магнитофонные бабины. Во время лекции преподаватель использовала их в качестве сопровождения своего выступления. В -третьих, занятия проходили в отдельном учебном корпусе, который мы называли « музыкальная шкатулка». И когда нам на самоподготовке хотелось послушать любимую музыку, мы шли в этот корпус, брали на кафедре магнитофон, садились в свободной аудитории и под музыку готовились к какому-нибудь предмету, а иногда играли в карты. Ведь это тоже надо было. Но что интересно, по этому предмету на экзаменационной сессии надо было сдавать зачет. Зачет проходил так. Преподаватель включала магнитофон и курсанту надо было сказать, кто из композиторов написал это произведение, рассказать о композиторе, его творчестве, о произведении. Музыкальных жанров много, поэтому зачет был довольно таки сложный.
                Но нашей учебной группе повезло. И вот почему. Курсант Сергей Шинкаренко встречался с девушкой, которая смогла достать оглавление, содержание тех магнитофонных бабин, которые преподаватель использовала на экзамене. И мы на стандартных листах писчей бумаги формата А-4 сделали своего рода шпаргалки. Мы крупными буквами написала название произведения, композитора, даты его жизни. Этого хватало чтобы получить зачет, а если еще что-то добавить, то просто отлично получалось.
                Когда назначена была дата зачета, мы заранее подготовили аудиторию, Специально выбрали ее на первом этаже и ближе к выходу, стол для преподавателя поставили так, что он сидел спиной к окну, а отвечающий курсант видит окно. На улице стояли курсанты с фанеркой на палочке.
                И вот начался зачет. Первый курсант зашел в аудиторию, дверь при этом плотно не закрыл. Преподаватель включила первую запись и начала просматривать конспект курсанта. Далее начала действовать цепочка. Первый у дверей курсант показывал пальцами номер записи товарищу, который стоял в коридоре, то следующему и так далее до ребят, которые стояли под окном. Они быстро кнопками к фанерке прикрепляли нужный лист шпоры и поднимали его на уровень окна. Отвечающий курсант делал вид, что внимательно слушает музыку, а сам читал в это время текст. Потом говорит:» Курсант Руднев к ответу готов». Преподаватель выключает магнитофон и слушает ответ. Когда заходит следующий курсант, преподаватель перематывает магнитофонную ленту на новое произведение и включает запись. При этом задача парня, стоящего у дверей проследить, чтобы не была нарушена очередность записи и что преподаватель сидит на своем месте.
                Когда подошла моя очередь, то я спокойно вошел в аудиторию, зная, что мои товарищи не подведут, не бросят меня в беде. Перед зачетом я специально пополнил конспект недостающими лекциями, цветными фломастерами разукрасил текст.
       - Товарищ преподаватель, курсант Мысенков для сдачи зачета по истории музыки прибыл.
        - Давайте вашу зачетку, конспект. Готовы слушать?.
        - Так точно, готов.
        Тогда включаю. Слушайте внимательно.
      Преподаватель перемотала на магнитофоне ленту на начало произведения и включила музыку. Потом она стала листать мой конспект, а я дожидаться, когда за окном появится нужный мне ответ. Хотя он мне не нужен был, я узнал произведение и готов был отвечать. Но я не торопился с ответом. Надо выждать нужное время и проверить себя. Вот за окном появилась шпора. Да мы все четко рассчитали . Я четко видел весь текст.
               - Товарищ преподаватель, курсант Мысенков к ответу готов.
 И я дал полный ответ, что это за произведение, кто и когда, по какому случаю написал. Преподаватель прервала мой ответ, похвалила за хорошую подготовку и полный конспект и вывела в зачетной книжке « Зачтено».
         Вся наша учебная группа, все 26 курсантов успешно сдали зачет по истории музыки. В последующем, мы передали наши шпоры в другую учебную группу и ребята также успешно сдавали экзамен по этому предмету.

                ОБЩАЯ ТАКТИКА.
        Последний государственный экзамен – это общая тактика. Сложный и тяжелый экзамен. И чем он особенен так тем, что его принимают не преподаватели, а офицеры из боевых частей.
Сдается он не в аудитории, а в поле, в учебном центре. Здесь я хочу рассказать не о самом экзамене, а о той традиции, которая существует в армии. Уезжать надо с поля в последний раз и при этом замести следы, чтобы не возвращаться обратно. Вот мы к этому и подготовились. Заранее срубили маленькую березку и привязали ее к фаркопу грузовика.
          После построения прозвучала команда» По машинам» и  наша 8 учебная группа заняла место в кузове нашего грузовика. И здесь мы немного поторопились, выбросив нашу привязанную березку на дорогу. И если бы наш командир взвода старший лейтенант Николай Дубиковский сел бы в кабину, то наш план удался бы отлично. Но всегда вмешивается господин « случай». Дубиковский перед тем, как сесть в кабину, подошел к заднему борту и увидел березку на веревке.
        - Что это такое? Сынчук быстро уберите это.
          Олег Полуяхтов выпрыгнул из кузова и начал объяснять командиру взвода что это и почему. Хотя объяснять ничего не надо было, ведь Дубиковский сам закончил наше училище и все прекрасно знал. Поэтому он , скорей всего, и подошел проверить, есть ли хвост.
         - Вы что, курсанты, да я за этот хвост получу взыскание. Начальник училища специально предупреждал нас на совещании – говорил Николай Петрович.
         Олег отвязал саму березку, откинул ее в кювет и залез в машину.
         - Сынчук, следи за порядком в машине. Все поехали домой.
         Дубиковский сел в кабину и наша машина в колонне поехала в училище. Но недаром народ придумал поговорку « Голь на выдумку хитра». В углу кузова, под сидушкой Сергей Кулемин нашел веник, обыкновенный веник из прутьев березы. Скорей всего им солдат водитель подметал кузов. Олег быстро привызал его к веревке и выбросил за борт. Нами традиция не была нарушена. Веник заметал следы до самого училища. И всю дорогу Сынчук, который был командиром нашей учебной группы хотел втянуть веник в кузов, но ребята, сидевшие  у края кузова не дали ему это сделать. Мы все успешно сдали последний экзамен, так что командиром он остался для нас формально. Наступила пора « золотого карантина» . Веник был поднят в кузов машину в тот момент, когда машина проехала ворота училища.
         Ну что, Сынчук, как  доехали? – спросил командир взвода.
        - Все нормально, товарищ старший лейтенант, вот только. Но мы тут загалдели и не дали Сынчуку закончить фразу. Но он потом все равно  доложил взводному правду. Потому, что на утреннем построении Николай Петрович намекнул нам, что если бы это было другое время мы бы долго вязали веники и ими долго мели бы плац.
                100 ДНЕЙ ДО ПРИКАЗА.
          Есть в армии такая традиция за 100 дней до приказа, солдаты, которых в народе называют « дембеля», отдают свое масло молодым солдатам.
      Так и мы на 4-ом выпускном курсе решили поддержать традицию. В нашей курсантской столовой есть два зала – большой, в котором питаются 1,2,3, курсы, и малый, где питался выпускной курс.
      В тот день, когда по нашим подсчетам, осталось ровно 100 дней до подписания приказа, мы решили отдать свое масло первокурсникам.В столовой курсанты сидели за столами по 4 человека. И вот как только мы вошли в столовую из-за каждого стола встали ребята, взяли тарелочки с маслом и направились в другой зал. Но не тут-то было. В проходе между залами стояли офицеры с нашего курса, начальник факультета полковник Садовский и всех ходоков они вернули назад. Все ходоки из нашего зала в другой возвращались за свои столы, неся масло.
       Тут мой друг, Серега Зульматов говорит:» Пойду я попробую». Он накрыл тарелочку с маслом шапкой, взял ее под руку и пошел в другой зал. Его остановил полковник Садовский:» Зульматов, ты куда направился?».
       - Хочу чайник взять, товарищ полковник.
       - Так чайников полно в вашем зале.
       - Нет, товарищ полковник, я хочу взять горячий, люблю горячий.
       - Ну ладно, иди.
      Серега подошел к раздаточному окну, у которого поймал первокурсника и отдал ему тарелку с маслом.
       Многие ребята просто не стали есть масло и оставили его на столах. Так как мы сидели постоянно за одними и теми же столами, поэтому командирам легко удалось вычислить кто ел, а кто нет « дембельское» масло.
      Чуть позже, на утреннем разводе, командир взвода спросил:» Курсант Завадский, а почему ты не ел сегодня масло?».
      - Что-то у меня живот болит, товарищ старший лейтенант»- отвечал Костя.
       - Ну что же я больше спрашивать не буду, по всей, видимости, остальные тоже мучаются сегодня животом.
         Подошла суббота. Кто записался в увольнение, построились возле канцелярии курса.  Из нее вышел наш взводный и отвел своих подчиненных в сторону. Он обошел строй увольняемых, а потом говорит:» Завадский, у тебя же живот болит?».
      - Так это было пару дней назад- отвечает Костя.
      - А я считаю, что ты еще не совсем выздоровел. Я не могу больного животом курсанта отпустить в увольнение в город, вдруг тебе там плохо станет. Так что Завадский ты не идешь в увольнение.
 Таким образом взводный вывел из строя еще несколько человек, других за неопрятный внешний вид. В увольнение в тот день пошли только пару человек, остальные остались в казарме.
       Вот так мы отметили 100 дней до приказа и такие имели последствия.