Каббала сад невидимых сказок часть первая

Юрий Дайгин
Иногда мистика и магия порождают сказки и легенды. Какая между ними связь - это отдельный разговор. Я хочу затронуть эту тему только частично: будучи сказочником, я считаю, что мистика и магия ДОЛЖНЫ порождать сказки и легенды. Именно они создают общую атмосферу мифа, которая поселяет “обыкновенных” людей  “на границе миров” и позволяет мистикам и магам, наиболее погружённым в миф людям, зайти далеко за эту границу. Мистика и легенда подпитывают друг друга, а друг без друга чахнут.

Мысль далеко не новая, а насколько верная - спорить не будем.  Я не претендую на объективность. Хочу лишь сказать, что, много лет изучая Каббалу, я увидел в ней прежде всего сказочный, мифологический потенциал. Именно потенциал, потому что те волнующие и мощные каббалистические мифы, о которых я буду здесь говорить и которые известны, в основном, исследователям, а не широкой публике,, должны были породить сотни сказок и легенд, но не породили ни одной. Почему - обсудим позже.

Сразу хочу сказать - я не собираюсь излагать тут теории, сказочнику это не пристало. Я хочу, чтобы читатель попытался представить себе то, о чём я говорю. Нет никакого смысла, даже на уровне поверхностного ознакомления, пытаться осознать мистические идеи также, как осознают интеллектуальные. Так что хочу попросить заранее: не пытайтесь свести то, о чём прочтёте к формуле, лучше нарисуйте себе внутреннюю картинку. Слова “представьте”, “вообразите себе” я буду повторять очень часто, это и будет моё основное заклинание.

“Справляющие Изгнание”

Итак, представьте себе:

По диким, безлюдным местам, по лесам и пустыням, в развалинах, по глухим тропам и малолюдным дорогам бродят “Справляющие Изгнание”. Внешне они ничем не отличаются от других путников, и только они сами знают, если не проговорятся тому, кто поймёт, что у их скитаний есть великая цель: сопровождать Госпожу-Матрониту или Мать Мира в Её Изгнании.

Когда времени ещё не существовало, кормящая всё живое молоком Света Матронита была изгнана из своих Чертогов и отправилась в Изгнание в полную сил зла тьму бездны. Как это случилось - вопрос особый, обсуждать его не время. С тех пор Она находится в постоянной осаде и сражается с силами тьмы как Воительница, стоящая во главе неисчислимой армии ангелов. Уйдя от Источника Света, от Реки, Она ловит лишь скудные остатки Живой Воды, а остальное похищают создания бездны, пьющие из Реки вместо Неё. Именно поэтому наш мир стал похож на гигантский, одновременно  незрелый и подгнивший плод, едва висящий на засыхающей нижней Ветви породившего его Древа Десяти Сил. Ветвь надломлена у основания, страшные твари облепили его и высасывают Свет Жизни, лишая пищи Вселенную.

Матронита - не богиня, это Сила, хоть Она и считается Женской Силой (даже - наиболее женской из всех). Личности у неё нет, её личность - только образ. Как и другие Силы Она - всего лишь одежда для Божественной Личности. Пурпурное Море, полное существ и кораблей, Она стала бурным Чёрным Морем, из Кладезя Живой Воды превратилась в Засохший Колодец, где водятся змеи и скорпионы или Розой, окружённой шипами. Врата, Кровавая Луна - всё это Она (или Та), единственная Дверь или Дорога, что соединяет низший мир и Мир Высший. Она ушла в Изгнание. Вселенная, оставленный в темноте голодный ребёнок, оказалась дважды в изгнании.

“Справляющие Изгнание” - избранные, становящиеся попутчиками Матрониты, поддерживающие Её и возвращающие к Источнику Света Жизни, дающие Ей своими особыми молитвами и своим внутренним намерением силы победить тварей бездны и  напоить Светом созданный мир. Покидая свои дома на день, неделю, месяцы или годы, путешествуя поодиночке и группами, они постоянно помнят, что ушли не просто так, а чтобы сопровождать Нижнюю Мать. Её враги становятся их врагами, Её чудотворная Сила - их силой. Так попутчики во время опасного пути делятся едой и питьём и вместе преодолевают все трудности и опасности.

Пожилые мистики и молодые ученики, только начавшие изучение Тайной Мудрости, “Справляющие Изгнание” все принадлежат к еврейскому народу, имеющему особую связь с Матронитой. Связь эта настолько тесна, что последователи Каббалы верят: у каждого иудея две жены: человеческая и Матронита.

Бесчисленные изгнания еврейского народа - отражение Изгнания Матрониты, как и Её Изгнание - отражение этих изгнаний.  Всё, что происходит вверху, отражается внизу, и всё, что думает или делает человек внизу, влияет на Высший Мир. Кто тут причина и следствие? Обе стороны и причина, и следствие.

Матронита шла во тьму бездны и сражалась там  - евреи уходили в Египет, Вавилон, Аравию, Африку, воюя там со своими врагами и злыми духами, противостояли силе чужих жрецов и колдунов. Их особые молитвы и ритуалы помогали Вратам открыться и выпустить в мир новые души, помогали Десятому Сосуду набрать Свет и пролить его в алчно открытый рот Вселенной. А Матронита-Орёл как птенцов укрывала евреев своими крыльями, через неё вершились все спасительные для еврейского народа чудеса.  “Справляющие Изгнание” - дважды изгнанные, изгнанники между изгнанниками, их воздействие обладает особой силой.

И снова представьте:

Группа добротно одетых, солидных горожан-иудеев собирается в старых загородных развалинах. Это не странный пикник - их ждёт бдение во имя Матрониты, на день-два, не больше (положение и возраст не позволяют большего). Их ждут медитации и молитвы, может быть - странные встречи и искушения, а как награда - возможное озарение Мудрости. они не рассчитывают ни на что особенное, но тот, кто стал спутником Матрониты должен рассчитывать на приключения. Кто знает, вернутся ли они в свои дома? Кем обернутся шакалы, которые, кажется, просто ждут неподалёку объедков? Как поведут себя люди, встретившие их в развалинах, не сочтут ли за чёрных колдунов?

Или так: молодой человек месяцами бродит по дорогам от селения к селению, ночует в лесах, подвергаясь опасности нападения зверей, людей или нечисти. Это - спутник Матрониты, ищущий магических сил, его голова полна мессианским бредом и каббалистическими вычислениями. Он встречается иногда с такими же как он безумными и говорит на только им понятные темы, горит тёмным внутренним огнём и силы тьмы идут за ним по пятам.

Дремучие леса Карпат, Богемии или Германии, полные нечисти и разбойников, пустыни, где песок заносит старые города и демоны играют костями, полные чудовищ горы... И они идут в Изгнание во имя Матрониты и Её даров: пожилые мудрецы, совсем зелёные ученики, начитавшиеся мистических книг купцы, авантюристы, голова которых полна мессианскими видениями. Идут, читая тайные молитвы и заклинания, встречаются иногда и говорят о своём общем, секретном деле, как заговорщики, гибнут в дороге, возвращаются через месяцы пути домой - как кому повезёт. Путешествующие во тьме маги. Бредущие в Бездне вслед за Матерью Мира через войны и эпидемии. Натыкающиеся на чудеса и сами их делающие.

Неправда ли, подобные вещи не ассоциировались у вас с сухой, математичной и дидактичной Каббалой? Но я ничего не выдумал.

Другое, более привычное Имя Матрониты в Каббале - Шхина, Божественное Присутствие или Царство (Малхут). Изгнание Шхины как отражение (или причина) изгнания евреев обсуждается ещё в Талмуде, в Каббале (скажем, в книге Зогар) этому посвящено много места (все перечисленные мной выше символы Матрониты - традиционные каббалистические обозначения Шхины, все образы взяты из каббалистических книг), Шхина здесь - одно из Имён Десятой, самой нижней, “женской” Силы, связанной с миром и передающей ему поток Света, текущий из девяти высших Сил (рассматривающихся в данном контексте как “мужские” - это Девять Рек, девятая Сила также называется Река, тогда как Десятая - Море) .

Понятие изгнания издавна занимает центральное место в еврейской мистике, и, тем не менее, физический уход мистика в изгнание как практика не появляется в еврейских письменных источниках аж до 16 века. Но вот в 16 веке в расположенном в Святой Земле горном городе Цфат (Сафед) знаменитым мистиком Моше Кордоверо в его “Книге Изгнаний” было записано, что его престарелый учитель, Моше Альшейх, собирал своих учеников и уводил их на день или несколько в безлюдные места, в пещеры  и леса, в старые развалины, чтобы предаваться там беседам и медитациям. Уводил не просто так, а чтобы разделили они Изгнание Шхины, помогли ей подняться к источнику Света, поддержали Её своими молитвами и словами Тайной Мудрости. А от Неё будет верным спутникам награда: новые знания, мистические озарения, изливающийся на них Божественный Свет.

Цфат - необыкновенный город, потрясающий, я не раз там бывал и чувствовал, что он стоит уже не совсем на земле. Через этот город тайны, предназначенные для избранных, стали с 16 века доступны для многих. Возможно поэтому там селились великие мистики и цфатские обычаи и мысли были с почтением приняты большинством евреев и многими неевреями.

И этот обычай прижился. Еврейские знатоки Каббалы стали намеренно уходить в Изгнание, становясь спутниками Матрониты, разделяя опасности Её пути и получая в награду Её милости. Эти Изгнания были и короткими, длящимися дни, и более долгими. Их иногда упоминают сказки. В “Диббуке” Ан-ского о юном маге Ханане сказано, что он долго бродил “справляя изгнание”.

Сколько же необыкновенных, таинственных приключений они должны были пережить, эти “справляющие Изгнание” (как справляют праздник, очень правильное слово!). Или, по крайней мере, люди должны были считать, что те их переживают. Так говорит мне моё чутьё сказочника. Ведь изучающие Каббалу жили в самых экзотичных и опасных местах, в опасные и странные времена, часто путешествовали и варились в густой смеси верований разных народов.

Повторюсь: совершенно очевидно, что этот миф об Изгнании мог бы стать источником сотен очень интересных сказок и даже нескольких эпосов. Но ничего подобного не произошло. Почему? На это может дать ответ одно интересное явление, которое и само могло бы послужить, но, совершенно закономерно, не послужило, источником многих сказок.

На границе между мирами

Иудаизм очень сильно замешан на мистике и магии, гораздо больше других монотеистических религий и многих не-монотеистических. Евреи всегда были мистиками и магами, они жили в этом. С появлением и разрастанием популярности Каббалы эта тенденция только усилилась. Судя по дошедшим до нас сведениям, еврейское население средневековых городков и селений на берегах Рейна, еврейские жители средневековых Прованса и Кастилии, евреи Цфата 16-го века, жители еврейских местечек 18-19 вв., да и евреи других мест и эпох, поголовно варились в густой атмосфере сверхъестественного. А зачем рассказывать сказки тем, кто в них живёт? По крайней мере, зачем громоздить выдумки и красивости, когда с утра до вечера купаешься в чудесах!

В прирейнских селениях шеды-демоны жили бок о бок с людьми, бродили по улицам, заходили в дома. Самой престижной профессией считалось ремесло создателя амулетов. Демонессы становились жёнами и любовницами магов, а леса и реки вокруг кишели нечистью. Какие же сказки можно предложить детям, живущим в таких местах, кроме назидательных притч и обычных подражаний местным басням о принцессах ?!

Зачем были сказки жителям Цфата, если, согласно “Книге видений” знаменитого Рабби Хаима Виталя, учёные раввины были здесь экзорцистами, владеющими книгами древних заклинаний и изгоняющими злых духов, вызывателями ангелов, а многие женщины - гадалками на масле и зеркале вызывающими мёртвых, и все без исключения местные жители были охвачены видениями и вещими снами?

Зачем какие-то полноценные сказки местечковому еврею, живущему среди множества чудотворцев, среди магических страхов и надежд? Если такой и расскажет сказку, то она будет напоминать скорее запись в дневнике на память, чем красочное повествование.

Фронтовики редко много рассказывают о пережитом, живущим в сказке ни к чему богатое и оригинальное устное творчество. Краткие и сухие былички, описывающие случившееся в общих чертах - другое дело! Это не современный читатель-слушатель, одновременно оторванный от чуда и пресыщенный красочной трепотнёй о нём. Тут дунешь слегка ребёнку в лицо, а у него внутри поднимется такая буря - нам и не снилось!

Разумеется поэтому подобные “города на границе миров” и их жители, в свою очередь, тоже не стали героями легенд.

Когда зацветёт посох

Сегодня, однако, всё изменилось: живого древа мифа у нас больше нет, только некоторые ещё носят с собой волшебный посох сказки, надеясь, что когда-нибудь смогут воткнуть его в подходящую почву и посох зацветёт, а потом разрастётся в живой миф. Может раньше импульс шёл от мистики к сказке, но сейчас он возможен только в обратном направлении. Так что пришла пора писать сказки на основе Каббалы, современные, отличающиеся от хасидских притч, отягощённые каким только возможно литературным багажом. Только так может быть создана новая питательная среда, новая база для народа, живущего в области “между миров”, куда и стремится, сознательно или нет, каждый сказочник.