Я умею топить печку!

Ирина Борзилова
Я  УМЕЮ   ТОПИТЬ   ПЕЧКУ!

Заниматься этим ежедневно наверняка нелегко. Но три-четыре раза в жизни, да на всём «готовеньком», да в медлительные времена на рубеже шестидесятых-семидесятых годов прошлого века – это было даже приятно!

Сначала надо выгрести золу из поддувала. Кочергой и специальным совком. Набирается чуть ли не ведро. Но ничего – папка вынесет!
Потом в печку аккуратно закладываются дрова.
Отец их уже давно занёс и заботливо подсушил на той же печке.
Вниз лучше класть чурки потоньше, чтобы легче было разжигать.

Сверху на дрова можно высыпать уголь. Где-то полведра или больше. Делается это так. Снимаешь конфорки, ну, такие концентрические железячки, вмонтированные в верхнюю часть плиты. Ими регулируется температура кипящего варева: если нужно «поддать жару», снимается большее количество этих самых колец, а на «дырку» ставится кастрюля или чайник.
Итак, снимаешь конфорки. Пока печка холодная, это можно делать и руками, а уж потом – только кочергой!
Высыпаешь в дыру уголь.
Дрова должны быть сухими, а вот уголь – слегка влажным. Даже хорошо, если его только что занесли с мороза, и он покрыт тонким слоем снега или изморозью. Ну а если он давно находится в комнате, можно слегка сбрызнуть его водой.

ЗасыпАть уголь надо осторожно, предварительно закрыв дверцу печки, а то, чего доброго, вывалится наружу. Желательно, чтобы он остался лежать на дровах не плотной горкой.
Помещаем конфорки на место.

Садимся возле печки на низенький стульчик.

И вот тут начинается самый кайф.
Поджигаем газету и подкладываем её под дрова. Потом ещё и ещё, пока деревяшки основательно не разгорятся.
Затем закрываем дверцу – и всё. Дальше в печи уже происходит таинство: потрескивают дрова, начинает булькать вода в отопительном котле…

В какой-то момент (надо почувствовать этот момент!) нужно приоткрыть пару конфорок – на этот раз обязательно кочергой – и ею же провалить горящую угольную «пирамиду».
И тогда огненное действо достигает своего пика – в печке вовсю полыхает пламя – здорово!
И тогда же нужно подсыпать ещё угля. Если прозеваешь этот пик, то, досыпав уголь, можно просто-напросто затушить огонь. А это уже – головная боль.
Или ты умудришься подсунуть под холодный «бесстрастный» уголь несколько «дровинок» и кое-как разжечь их, или тебя застукает за этим занятием мама. С укоризной извлечёт из печки, запихнутые вкривь и вкось дрова, с досадой вытащит уголь и растопит печь «по новой». А ты будешь бессмысленно топтаться рядом, как живое воплощение неумейки…
Так что, лучше всё-таки улучить НУЖНОЕ мгновение и зафигачить в печку ещё почти ведро угля.
Огонь после этого, в любом случае, утихомирится. Может даже показаться, что он, о ужас, погас. Может, у кого-то не хватит терпения, и он с сомнением приоткроет дверцу, чтобы проверить…
Но нет! Всё в порядке! Всё надёжно. Пламя и не думает угасать, а размеренно превращает уголь в золу и ТЕПЛО.

Вот и всё.
Потом приходят родители, и печка поступает в их полное распоряжение.