Такая разная война

Светлана Писагина
Вновь с камнем памяти на шее
Топлю в себе тебя-война…
Но как в затопленной траншее
Опять всплываешь ты со дна…©(К.Симонов)
 От каждой встречи с  этой пожилой женщиной мне становится уютно,тепло.Сразу настроение  поднимается.Не знаю,почему. Весь её облик вызывает расположение:негромкий голос,аккуратно убранные седые волосы,мягкие движения.И рассказы,рассказы,рассказы…обо всем.Разные люди бывают.От одних хочется быстрее уйти,услышав лишь первые слова;иных-слушать до бесконечности.Маргарита Ивановна умеет говорить о привычном так,что снисхождения к  «воспоминаниям»,как это частенько бывает, нету и в помине. Вообще-то она мне не чужая-родная тётка отца.Сестра его матери,бабки моей.И до сих пор для них-моего отца и его родной сестры-Маргарита Ивановна как вторая мать.Бабка моя рано умерла-и отец,и тётка были совсем детьми-восьми да двенадцати годов от роду.
… Оставались сутки до дня рождения  сестры отца.Накануне она сообщила,что   приедет «тётка Рита»-так «называлась» у неё Маргарита Ивановна.В тот же вечер мне позвонил  отец:
-Слушай,мы  в полдень завтра обязательно идём к Ирине!Приедет тетя Рита.
-Да ты что?!Разумеется,идём!-радостно  тут же отозвалась я.-Не так уж часто мы встречаемся в последнее время.
…За праздничным столом собрались все свои.Поздравляли  их обеих-за три недели до этого застолья Маргарите Ивановне стукнуло восемьдесят.Сыновья её-Андрей и Александр-постоянно пикировались с нею:беззлобно…однако,весьма остро-даже насмешливо.До выдержки тётки Риты нам,сидящим рядом,было далеко!Она одним взглядом и покачиванием головы давала им понять,что речь их заходит дальше положенного. По лицу её  сложно оказывалось определить-обижают или нет подобные выпады.Спустя какое-то количество времени мы разбрелись из-за стола.Мужская половина с увлечением обсуждала новые  приобретения   Александра-загородный дачный дом и новенькую Тойоту…Тем временем Ирина решила  подробнее расспросить Маргариту Ивановну о том,как прошли четыре месяца-именно столько они не виделись.Повседневная суета затягивала.
-Тетя Рита,ну как твои-то дела?-Ирина внимательно смотрела на пожилую женщину.
-Да хорошо всё,Ирочка,-спокойно улыбнулась та племяннице.-Я только неделю как перебралась к себе-большую часть времени проводим у Саши теперь,за городом.
-Да,Шурик-умница!-кивнула  Ирина.-Но ты же весь дачный сезон проводишь там практически одна!-осуждающе сказала она.-Саня, небось, несколько раз в неделю вечерами дома появляется?!
-Ты знаешь…я привыкла.Сейчас Аня со стажировки из Германии приехала,планирует  пока здесь работать.Так что в  ближайшее время скучать мне некогда будет.Замуж собирается-надеюсь,что до правнуков недалёко осталось!...
Отвлекшись,я пропустила часть беседы-пришлось отвечать на телефонный звонок.
Следующим вопросом Ирина уточнила новый адрес дачи своего двоюродного брата и тут же  удивлённо воззрилась на Маргариту Ивановну:
-Слушай,так это же рядом совсем с нашим старым  домом,через улицу всего!Дорожная,говоришь?!
 -Да,это на Дорожной,-кивнула женщина.-Там ведь усадьба старая,большая была…помнишь,наверное?
-Плохо.Я ж в средней школе училась ещё,когда оттуда уехали владельцы,-ответила племянница.-А куда,кстати,не знаешь?
-Чита,кажется,-пожала плечами Маргарита Ивановна.-Они лет пятнадцать назад всё там же жили.Евгений покойный ездил по заводским делам туда и виделся с детьми Николая Егоровича,хозяина дома.-Сейчас уже не знаю,конечно.-А с продажей совпало вот только сейчас,наследников у них двое: внуки-Людмила и Артём.
-А с нашим-что?-вопрос Ирины был закономерен.Голос как-то сразу погрустнел.
-А наш-при наследных владельцах,-улыбнулась Маргарита Ивановна.-Года три назад,к сожалению,умерла Валентина Константиновна,которой мы с Евгением дом  продали.Но мальчишки появляются.Не слишком часто…жаль.
-Ну,теть Рит…Скажешь тоже-мальчишки!-засмеялась Ирина.-Они ж мои ровесники!!!
-Ох, Ирочка,-вздохнула  та.-Вы ведь всё равно дети для нас.Хоть и сами с внуками давно!!!
 -Это правда,-согласилась племянница.-Они дом привели в нормальное состояние или нет?
-Разобрали кухонную половину,-усмехнулась тётка.-Ты бы видела их лица!
-А что такое?-не поняла Ирина перемены настроения собеседницы.-Что такого они нашли там?Неужели клад,тётя Рита?!-с иронией спросила  она.
-Да нет,-пожала плечами Маргарита Ивановна.-Только на одном из брёвен дату сохранившуюся увидели-1814.
-Что?Какую дату?-растерянно переспросила Ирина.-Слушай,а вы сами-то знали?!
-Честно говоря-нет,-ответила пожилая женщина.-От мамы я знала только,что дом старый. «Начала века,кажется»-как она говорила.
-Баба Шура забыла уточнить-какого века?!-засмеялась Ирина.
-Не знаю,-улыбнулась Маргарита Ивановна.-Уже и при нас дом многое повидал…И прятались у нас,и штаб был тоже-немецкий,-пояснила она.-Может быть,просто везло,-продолжала женщина рассказ.-Знаешь,нам-то с младшей сестрой Валей ничего особенного и не грозило-малы были…А вот Эмма-мама ваша,на четыре года почти старше меня.-Сама понимаешь,угнать на работы могли в любую минуту.-И угнали ведь…-в голосе Маргариты Ивановны явно слышалась досада.
-А как?!-вопрос племянницы был коротким:опасалась прервать рассказ.
-Выдали,-объяснила тётя Рита.-Мы ведь мотались в Эстонию часто,считай через три-четыре дня-вещи на продукты менять.Её могли не застать,а вот…рассказал про Эмму…Коля!
-Неужели это…-не договорила Ирина.
-Да,сосед наш-Николай Егорович!-кивнула собеседница.-Нравилась Эмма ему,ну а она-то против была.-Так и получилось.-А брата его-Володю-маме немного позже удалось спрятать.-Спасибо тем,кто дом строил-там подвал был с выходом на улицу,мы потом его перестроили.-Через полгода после того,как Эмму угнали,у нас и штаб побывал.-Дом добротный был,они и заметили…
-И что?-нетерпеливо  подтолкнула Ирина тётку.
-Надо сказать,что не зверствовали  сильно-по сравнению с теми местами,где партизаны были.-Там,конечно,и жгли,и вешали.-А у нас спокойнее было.На работу,разумеется,выходили.-Как сейчас помню,-улыбнулась Маргарита Ивановна.-Камней повозить досталось-и грузить,и разгружать самим приходилось.-Дело зимой,от карьера километров пять  до дому…Ну,конвой-с нами.Чаще почему-то по одному.И однажды попал ко мне в «попутчики» немец-Гансом звали…Бывал он в доме у нас-в штабе.-На улице-холод,я без рукавиц.-На обратном пути рук почти не чую,кашель,насморк.-А немец-то-позади,в телеге.-Я сижу тихо,лишний раз повернуться страшно-бывало,что и пинали за нерасторопность,-сказала Маргарита Ивановна.
-Били?!-попыталась уточнить Ирина.
-Не  знаю,Ирочка,-пожала плечами женщина.-Наверняка.Но мне,слава богу,не довелось этого «отведать».-Так вот,сижу я-дышу через раз,и вдруг за плечо сзади-цепко,сильно трясёт меня этот самый конвойный.-Поворачиваюсь,а он мне молча платок носовой протягивает.Взяла я платок,отвернулась и слышу как на ломаном русском сказать мой конвоир пытается:
-Плёхо,не есть коррошо-война… 
-Вот так,Ириша,бывало…По всякому жизнь оборачивалась,-проговорила Маргарита Ивановна.-Что-то заговорила я совсем тебя,-покачала она головой.-Ударилась по-стариковски в воспоминания…-Ты уж прости,-немного виновато улыбнулась тётя Рита.   
Через  четыре часа Маргарита Ивановна благополучно уехала домой вместе с сыновьями.Гости разошлись.Праздник закончился.А хорошее настроение осталось.