О прекрасном...

Владимир Секирин
- Товарищ солдат, возьмите лом и подметите плац!
- Товарищ прапорщик, может, я лучше метлу возьму? Это будет и быстрее, и чище…
- Самый умный, что ли? Мне не нужно быстрее и чище, мне нужно, чтоб ты заеб@лся!

Анекдот, как легко догадаться…

Подворотничок на гимнастёрке произвольно выбранного рядового срочной службы свидетельствует об уровне политико-воспитательной и культурно-массовой работы в отдельно взятой воинской части, из которой выбирается этот самый рядовой… О, как! Хорошо сказал, чёрт побери… Кстати, кому что непонятно? Зависимость, если верить отцам-командирам, прямая – чем чище бельё, тем увереннее и бодрее смотрит в светлое будущее носитель его, он же защитник своей советской Родины… А значит – замполиты не зря едят свой хлеб. Впрочем, это так, лирика...
Так вот, ежели подойти к вопросу ширше, то об этом самом уровне может сказать любая произвольно выбранная деталь из всей совокупности объектов на территории воинской части. Как капля воды расскажет об океане, если верить классику… Так, отставить классиков. В армии своя классика. Кто с ходу скажет, какая? Ну, да, всё правильно – уставы. Они же, кстати о птичках, с успехом заменяют не только классиков отечественных и импортных, но и Камасутру вместе со всей остальной литературой подобного рода – открывай Устав на любой странице и узнаешь, кто и за что тебя имеет право иметь, с какой периодичностью, в каком положении и как долго…

С практическим воплощением данной нехитрой истины впервые мы столкнулись в аккурат за пару недель до Нового года. Стоял, так и тянет сказать следом за всё теми же классиками, ясный морозный день. По распорядку воскресного дня значилось личное время. Что само по себе вызывало некоторое удивление – неужели?? Это просто праздник какой-то: вместо бесконечных «спортивных праздников», нарядов по кухне и за её пределами, строевой подготовки, репетиций и смотров строевых песен, культпоходов в кино… Чем культпоходы не угодили, спросите вы? Так это вас название в заблуждение ввело) Никакого сходства  с гражданскими киношками, в придачу к которым прилагаются сексапильные сокурсницы, армейские киномарафоны не имеют. В армии культпоход, как и все прочие походы – мероприятие организованное: дефиле строем в колону по четыре до Дома офицеров, посадка на указанные сержантами места, полуторачасовой просмотр чёрно-белых шедевров киргизского кинематографа тридцатилетней давности и столь же чёткое освобождение присутственного места от своего присутствия - для обратного путешествия в родимые пенаты. Шаг влево шаг вправо не считается попыткой к бегству исключительно по той причине, что шагов таких не предусмотрено в принципе. Передвижение военнослужащих за пределами периметра своей в/ч - строем, только строем… Покурить? Не смешите меня. Даже посещение туалета типа «сортир» осуществляется исключительно по месту прибытия. В родимой казарме, то бишь… Кто не успел посетить сие заведение перед походом – сам виноват, в следующий раз будет расторопнее. Впрочем, мы снова отвлеклись…

Так вот, стоял, как мы уже выяснили, чудный зимний денёк. Рота разделилась на две части. Два взвода потопали со скребками и лопатами на плац – угадайте, зачем? Два оставшиеся, в одном из которых имел честь пребывать ваш покорный слуга, вооружившись аналогичным шанцевым инструментом, приступили к уборке снега на дороге от КПП к штабу.

Всяким не нюхавшим пороху шпакам объясняю – уборка снега по-армейски подразумевает следующий алгоритм:

- сначала снег с дороги кидается по обе стороны её – и желательно делать сугробы повыше, чтобы приступить к следующей операции, как то…
- лопатами стёсывается обращённая к дороге сторона получившихся сугробов (отступ от асфальта - на ширину бордюрного камня),
- затем на высоте примерно метра от земли по получившейся снежной стенке протягивается тесёмка – и снег с сугробов стёсывается уже сверх её.

Получающаяся в итоге картина (серая асфальтовая лента в обрамлении белых прямоугольников на всём её протяжении) теоретически должна радовать глаз любого субъекта с числом звёзд на погонах от двух и выше – ибо армия развивает в человеке чувство прекрасного, особенно если это прекрасное однообразно и одинаково. На практике почему-то всё пошло вразрез с теорией…

Нет, сами-то прямоугольные сугробы выросли достаточно быстро - сказался нерастраченный по первости энтузиазм. Ну что поделать - имели мы наглость питать иллюзию, что прапорщик примет работу и положенное личное время наконец-то наступит. И тот, в принципе, был не против, но вышедшему из штаба майору отчего-то показалось, что сугробы непосредственно у дороги ниже, чем в отдалении и нам пришлось срезать снежные шапки на всей территории, куда хватило его взгляда. Промудохавшись ещё полчаса, одобрение майора мы получили, но теперь уже прапорщику показалось, что на всём поле остались наши следы, и это не есть хорошо. Поскольку летать мы не умели, следы действительно были – с этим не поспоришь. Чтобы не делать новых, засыпая старые, был им был найден нетривиальный подход…

Примерно час ушёл на то, чтобы перетаскать из-за казармы запасы нового снега и вывалить его на только что убранную дорогу. Затем, богатырскими бросками с лопат, с дороги он был рассеян по полю в местах, где виднелись следы сапог. Таким образом, территория приобрела вид ровного снежного плато с прорубленным проходом посередине (что придавало бы ей некое сходство с колорадскими каньонами, если бы те вдруг вздумали поменять цвет с жёлтого на белый) и идея обрести заслуженный отдых вновь обрела зримые очертания. Можно даже сказать, она овладела широкими народными массами. Только эти массы рано радовались…

Снова появился пресловутый майор. Выяснилось, что эстетическую ценность снежной целины несколько снижает то обстоятельство, что снег из-за казармы оказался светлее снега с дороги. В итоге выделялся на его фоне слишком белыми пятнами. Что, безусловно, вносило некий диссонанс в картину мироздания. В результате чего ещё примерно два часа у нас ушло на то, чтобы перетаскать с футбольного поля – примерно за сто метров - некоторое количество снега, которого вполне хватило бы на то, чтобы наполнить им железнодорожную цистерну, буде таковая оказалась бы в пределах досягаемости. Пикантность процессу придавало то обстоятельство, что за исключением лопат, никакого другого средства для переноски сыпучих материалов в обозримых окрестностях не наблюдалось…
Так что носить приходилось ими, родимыми… Дальше – по уже отработанной методе. Рассредоточившись цепью, по привычному русскому рецепту: бери больше, кидай дальше, пока летит - отдыхай…

Короче, когда в очередной раз появился прапорщик, ответственный за всё это безобразие, никто из нас уже не стал гадать, не родилось ли в его голове за время отсутствия очередных грандиозных идей по приведению мироздания в соответствие с уставом. Впрочем, даже если бы таковые у него и наклёвывались, при взгляде на стадо взмыленных лошадей, которое представляли из себя наши замечательные подразделения, было понятно, что обречены они, эти идеи, на провал.

Так закончилась первая часть мерлезонского балета. Впереди на ближайшие два года их было предусмотрено ещё немеряно…