Мой десант в Москву

Валентин Школьный
               

               

                Не выдуманная  история из жизни моряка.

               
           Осеннее  утро.  Пассажирский  поезд  Киев – Москва   замедлил   ход.  Шипят  тормоза.    Ну,  вот  и  всё. Прибыл.  Буд – то   после изнурительного   бега  закрыл  глаза. И тут же  мысль, что  с   тобою   происходит?    После  войны и флота  не  находишь  себе  места. Пытаешься, за всё ухватится.  А  теперь,  вон  куда  тебя  занесло. В Мосву...   
             
Открыл  глаза. Осознал    реальность.    В купе  вагона я один.   Прилип  к  окну.  Перрон   вокзала.  Чужой.  Незнакомый.  Из  вагонов  высыпают  пассажиры.   Встреча  с   друзьями,    родными,  мужьями,  жёнами, … Улыбки.  Смех.   Радостные  возгласы.  Поцелуи. Цветы.  Всё   как  и  бывает  при  встрече.  Суета. Я  же  не  тороплюсь.  Меня  тут    ник-то   не  ждёт.  “ Подумаешь,  какой – то   морячок  Москву   решил   покорить.   Много  таких.  Ну, ну,  ладно,  снова  раскис,  а  ещё  моряк.  “ -  и  одарив     проводницу   приветливой  улыбкой   сошёл  на  перрон.
               
 А  перрон   уже   опустел.  Чужая   тишина. Не сильный ветер шевелит  обрывки  бумаг.  Лепестки  цветов.  Сухие   листья   с  деревьёв.   Огляделся.    Подняв  ворот  бушлата,  раскачиваясь, словно  под  ногами  не  каменный  перрон  вокзала,  а  палуба   корабля,   двинулся    на  привокзальную  площадь.
               
Вижу  милиционера:
                -Мне  нужна    улица  Моховая… Московский  университет…
                И  вот я на  Моховой. Белокаменное   здание  в  центре  Москвы.  Лучший  в  мире  университет.  Гранитные  ступени  факультета  журналистики.  По  ним  и  предстоит  взойти  к  моей   мечте  быть   первым  фоторепортёром.. Шагнул  вверх.   Просторный   коридор.   Дубовая  дверь.  Табличка “ Приёмная  комиссия”.  “Ну, Валюша,  не  дрейфь, “ -  и,  толкнув  дверь,  шагнул   вовнутрь.
                Светлая  комната. За  столом,  заваленным  бумагами,  немолодая  женщина.Наверное,из приёмной комиссии,решил я.   
                -Здравствуйте.- сказала она и указала мне на рядом стоящий стул.
                Ну а что я?  Сел. А в голове шум  океана.  “ Да, что с  тобою,  морячок,”-- дёрнул  я  себя,-- и  тут  же  выпалил :
                -Хочу  учиться  на  журналиста…
                - Тогда давайте  знакомиться, --сколько    Вам лет ?
                -А, что?- Выдавил я.
     Женщина  улыбнулась:
     -Вы не так меня  поняли. На первый курс в основном  идёт молодёжь,  . Со свежими  школьными знаниями. А у вас, наверное, солидный пропуск? Не будет ли Вам тяжело?
     И тут, неожиданно для себя, и, наверное, для той милой женщины, выпаливаю:
                -Да,  я,  да  вы  не  знаете,   не  такое  видал.Восемь  лет    в  военном   морском  флоте…Да, я…
                -О,  так  вы   моряк ?  А  на  каком  флоте  служили ?
                - Я?  Тихоокеанском. А   корабль  мой - “ Астрахань”.     Минный  заградитель.  С  японцами  воевал.    Медаль  имею…
               - А  теперь вас   увлекло   в   журналистику  ? 
                -Ну, да.
                -Призвание ?
                -Ну, да,  на  флоте     был   комендором    корабельного  орудия,   первым   наводчиком. А  когда   начались  военные  действия с Японией, меня  взяли в  морской  десантный  батальон. После  одного  из боёв   обзавёлся     трофейной  “Лейкой”. Снимал всё что  было  интересно,  и  конечно  же   матросскую  братву. Сперва так,   для развлечения, но  потом  стал посылать  снимки    в  флотскую  газету.  Публиковали.  С  того  и  началось…
                -Фотографии  морской войны  сохранились ?
                -До, что там, когда  уходил из флота,   их у меня все  аннулировали... Но   вырезки   из   газет  имею.  Могу  показать.. А  после  демобилизации, в  родном  городе  на  Украине,  меня приняли  фоторепортёром  в областную  газету  ,,Десняская  правда,, .  Ну,  внештатным…Мои   фото  репортажи    всегда  помещали  в газете. Бывало, что  в  одном  номере  по  несколько  репортажей было. Главный  редактор газеты, видя, что я горю журналистикой   и   дал   совет     учиться.  Вот  и  решил…
              -Да, романтическая   ваша   жизнь. А  сами -  то   из  какой  местности ?
               -Из  Чернигова…
               -О,  Чернигов !   Была  в  нём. Древний  город. Тысячелетние  соборы.   Зачарованная  река  Десна…А  скажите,  у  вас  в Москве   есть  где  остановиться ?  Друзья,  знакомые ?
                -У  меня  тут  никого..
                - Так  вы  в  Москве  впервые  ?
                -  Да,  нет,  приходилось,   в  сорок  первом,  во  время  войны. Тогда  я  был кочегаром  на  паровозе,  в  Сталинграде.  Так  случилось,  что  нашей  паровозной  бригаде  было    поручено  важнейшее   задание,    доставить  из  Сталинграда  в  Москву, уж точно  не  помню  сколько,  но  около    двадцати    цистерн   авиационного  бензина.   И  представьте  себе, только  одним   паровозом.  А   расстояние  больше  тысячу  километров.  Обычно  на  таком   длинном   пути,  для  проведения  железнодорожного  состава,сменяется несколько паровозных бригад.  А  тут мы одни.    Бензин  был   необходим     истребителям   для     защиты  Москвы   от  налётов  немецкой авиации. Рейс  был  настолько    срочным   и   секретным,   что     все   станции  мы  проходили   насквозь,  кроме   коротких  остановок  для  заправки  углём,  водою  и  чистки  топки.  И   когда  состав  с бензином    привели    в   Москву,   я оказался   настолько    изнурён,  а   было   то  мне  тогда  всего  пятнадцать,  что     спал  на  ходу.     Нас   куда - то  возили,  чем -то  награждали,  фотографировали.  Но я такой измученный  был, что  ни  самого  города, да   и  вообще   ни чего  не помню. Вот  так  я  и  побывал  в  Москве.
               -Да,  история. Военная  история. Об  этом  писать  надо. Ну,  хорошо.  Приятно  было  познакомиться.   Вот   вам    направление  в студенческое   общежитие. Готовьтесь к первому экзамену.  Надеюсь,  мы  ещё  встретимся.  Желаю   Вам удачи…
               
Просторная  комната  общежития.  Несколько  рядов  железных  коек.  Валяюсь  на  одной  из  них.  Листаю    учебник  современного  русского  языка. . Всматриваюсь  в   правописания.  Мозги не  воспринимают,  и  в  голове  пусто.-« Нет,  и  ещё  раз  нет.  Ну  какого  хрена  пытаешься   вползти    в  далёкий   для  тебя  мир?   Ты  же  в этой  грамматике  как слепая    медуза.  К  черту  всё.  Не  хочу.»
Отбросил  книгу.  Вышел  в  коридор. И  тут,  на широком  подоконнике, увидел   молоденькую  девчонку. В руках  учебник.  Видимо  так же  готовится к экзаменам.   Подошёл
           -Устроились  удобно. Разрешите представиться, Валентин… А  как вас?- и   краешком  глаз сколзнул по её  обнажённым коленкам.
            - Меня?  Лена.
             -И  вы на  факультет журналистики?
             -Да.
             -А  не  скучно, вот  так,  одной?
             -Какая  тут  скука,  когда,  вот-вот  главный  экзамен,    сочинение…Страшно  боюсь.. А   вы  так   же   поступаете?   
              -Ну, да.
             - Не  страшно ?
               А  чего  бояться, Не  война…
              -Наверное,  хорошо  подготовлены?
              -Да что там. В  голове  морское  дно.Я  моряк,  недавно из  флота…Какие   тут   знания. А  вот  вам - то   легко. Наверняка   только   со    школы,   да  ещё  и  отличница…
            -Да какая  там  отличница… Вот штудирую. Тут такой  конкурс, на  одно  место  двадцать. Жуть  одна. Ох,  боюсь, боюсь, Если провалюсь,  с  ума  сойду. А  мне  так  хочется   поступить…
            -Не  провалитесь. Главное  не  робеть.
              Но тут, как-то мягко улыбнувшись, она произнесла:
            -Так вы   моряк. Здорово...
            -Ну, да,  на  боевом  корабле. С  японцами  воевал.
            -О, так вы участник  войны? Пройдёте  вне  конкурса. Вам  достаточно  сдать    даже на тройки. 
           -А  мне  и  тройку   того, в школе  учился   еще  до  войны,  да  и  всего - то     четыре  класса.  В  башке   морская  пучина…
            -Так  вы,  что,   без  аттестата  зрелости?  Как же так ?
            -Ну,  отчего же. В этом  году  получил.  В  вечерней  школе.   Только    аттестат  ничего  не дает.   Представляете, я  вскочил  в  десятый, имея  все те же четыре класса..  Какие же тут знания.
             -Но как  вас приняли,  вот так, прямо  в  десятый ?  Да  еще  получить    аттестат  зрелости ?  Непостижимо.  Вы,  наверное,  гениальный…
              -Да  какой  там  гениальный.. Просто   действовал  по-флотски.  А  знаете  что. У  меня  идея. Давайте  вместе  готовится. Вдвоем  легче,   да   и  веселее.. А ?.
              -Ну,  я  не  знаю. Так  вдруг…   
              -А, что  тут знать. Вы  будете  читать, ну как учитель, объяснять, что  и  как, а  я  слушать. И  вам  лучше  врежется,  ну и  мне. Соглашайтесь. Вдвоём  успешнее. Соглашайтесь…
           - Ой, и не знаю. Вы  такое  придумали.   Так  ни  когда  не  готовилась…
               -Ну  и  что? Давайте    прямо  сейчас  и  начнём…
                С   самого  утра    мы  с Леной  сидели   над    учебниками. И  лишь   в  полночь  расходились   по  своим  комнатам.   И когда  привалил   день   экзамена, я  был   как  всплывший   из  морского  дна…
            
…Огромный  зал.   Видимо   в нем    происходят    массовые  мероприятия. Но  теперь,  тут  экзамен по русскому сочинения,  где и   решиться  моя  судьба. Четыре   ряда  столов.  У   каждого  по  два  стула.  Мы  с  Леной  условились  сесть  вместе. Но  когда   нас  пригласили  в  тот  зал,   наблюдатели,   студенты  старших  курсов,     вручив   каждому  из  нас    тетрадь  с  какой –то  меткой,      бесцеремонно    рассадили      по  разным  столам.
               
ене  указали  место, где то  в  глубине зала,  а мне  у  окна. Моей  соседкой  по  столу  оказалась  пухленька  девчонка,  видимо  только  что   после   школы.   И  когда  мы  уселись,  она   как то   полуобернулась,   прикрыв  локтем  свою  тетрадь.   Так  что  ждать  от  неё  подсказки  или  что -- то  содрать   казалось   дохлым   делом.
               
 На   огромных   досках  две  темы  для  сочинения.  Выбирай  любую.    Роман   Шолохова   «Поднятая  целина»  и  образ  Печорина  в романе Лермонтова  “Княжна  Мери “.   
                Печорин    мой  любимый  герой. Не  раздумывая,    решил    писать  о  нём.   Раскрыл  тетрадь.   Ладонью    прогладил страничку.   А  что  её  гладить, она  и  так  ровная. Внимательно  скопировал   тему. Прочел.  Ошибок   нет. Ещё  раз  сверил.   Ну,  а теперь ? О  чем  писать? -  “ Спокойно” -  сказал  я  себе. – “Ты  знаешь  кто  Печорин. Читал и даже фильм смотрел.  Он  тебе нравится. А что  толку?  Ведь по условию экзаменаторов  обязан  описать  Печорина,  как  лишнего  человека.  Так?  Но ты его   знаешь,    блестящего  офицера.  И он    невиновен, что    среда,  в  которой   пришлось ему находиться,   навевала   тоску. У него не было  настоящего  дела.   Вот  бы  о  чём  писать. А  тут лишний  человек. Чепуха какая-то. Да ты что,  морячёк, придержись.  Журналистом    решил   стать?  Решил.  Тогда   потуже   парус  и не  трави  баланду. Делай как велят.  А  если  не способен, поднимай  якорь,  отчаливай.»  Вот примерно так я напутствовал  сам себе.
               
Всё  то, что  раньше   происходило   со  мною ,   прифронтовые дороги,   приключения  с  риском  для  жизни,  Сталинград,   где    под немецкими   бомбами  был кочегаром   на  паровозе, флот,  шторма,  ураганы, морской  десант,   всё, всё   мелюзга  по  сравнению  с  тем,  что   бы вот  так  взять,  и      описать на  бумаге   искажённый   образ     Печорина,  и    не   на  собачить  ошибок.    А  соседка  по  столу   уже  строчила  вторую  страничку.  Да   и  все  абитуриенты,  как  я  определил,   старались  в  поте  лица.  Я  же,   как,  развалившаяся   морская    посудина    сидел  на  мели,    и   в  сотый   раз  повторял,  Печорин,  Печорин.  А  тут,  ещё  этот     надзиратель  пялит  в  мою  сторону  глаза.  Какого   хрена ?  И  что  он  знает  про  меня, Эх  прокатил бы  я  его  под  парусом, в  шторм, Подружились бы. .  А  так ?  Ну  кто  я  ему ?   Ставит под  одну  гребёнку  со  всеми…
             
Прошло  около  часа,  а  в   моей   тетради  туман. - “ Всё.  Уйду.  И  пусть  он  катится   университет  со  своим  журналистским факультетом. .   Всё.  К  чёрту. Суши  вёсла. Учёба  не  для  меня.  Моя  стихия  море…Стихия,  стихия…Да, ты  что,
Валька.  Причём  тут  стихия? Ну  скажи,  решил  покорить  Москву ?  Решил. А  если    так,   то   теперь твоя  стихия - стать знаменитым   репортёром».
             
Улыбнулся сам себе, той  улыбкой,  что  всегда  выручала  меня   в   сложнейших  ситуациях.  Внутренне   скомандовал себе,  полный  вперёд,» - И начал  примерно  так,-” Печорин  блестящий  русский офицер  императорской  России.. Романтик.   Искатель  приключений.   Смел.  Умён.  Одинок.   Свою  тоску  утоляет  в  женщинах.  И княжна   Мери  его  очередная  забава…”
            
 Да,  я знал,  о  чём  писать.    Но   что бы   ни  натворить    грамматических   ошибок,  писал  медленно,  вдумываясь   в   каждое  слово и даже в букву. . Ну  не  знал,   не  знал  где,  в  каком  месте  нужна  запятая,  двоеточие, тире.  В грамматике  я  как корабль  севший на мель.   Потому   и   решил    выражать    мысль     простыми,  короткими   предложениями,  и  даже    одним  словом.    Но  мог – ли  я  тогда  предполагать,  что   на  том  экзамене,  орудуя  простыми  предложениями,   зарождался  мой, только  мой,    литературный  стиль, о  котором,   через  несколько  лет   с  похвалою  отозвался   писатель  Константин  Паустовский.
            
А   время,  отведенное,  для  сочинения,  неумолимо  уходило.   Моя  соседка закончила  работу  и  отнесла её к  экзаменаторам.   Зал  пустел.   Ну,  а  что  я ?    Теперь  смешно  вспоминать,  но  тогда,  словно    под   пыткою  едва  одолевал  вторую  страничку.
               Как-то  тихо,  по-кошачьи,  подкрался   ко  мне  тот «надзиратель»  и   уставился  в  мою  писанину.  Я  струхнул.    Ну,  чего   прилип ?     Салаг  ему  мало ?   Наблюдал  бы  за  ними.   Как  пить  дать,   орудуют   шпаргалками.  Но  тут  произошло  то, что я не могу осознать и сейчас, спустя   много  лет.  А  случилось  то, что  он вдруг  наклонился ко мне, и  каким-то, не уловимым  движением,   ткнул  пальцем  в  одно   из   моих  предложений:
            - Запятую, - шепнул он мне в ухо  и  торопливо  отошёл.
             Ну, а что  я?  О  чём  мог  тогда  думать  ?  Кто  он   мне ?  Друг?   Или…?  Да,  и  какой   из  этого  толк,   если  бы  и  думал, нужна  там  запятая  или  нет.  В  голове  то  всё  равно  ветер,   и  тут же,  машинально   поставил   ту  запятую.   
            
 А  зал  опустел.  И лишь я один,  как далёкий  остров  Тихого  океана,  маячил  за  столом.  Всё.  Кончено.  Руби  швартовы, говорил я себе. Ну  и  пусть, где   наши   не  пропадали.   Художником  стану.   Писателем.  У  меня   талант. А  вообще  поборемся. Не  впервые…”
              Улыбнулся. Буд-то морской флаг подхватил  тетрадь со своим сочинением, морскою   походкой  двинулся  к  экзаменационному столу. Подошёл.   Сделал паузу. Бережно  положил её  на стол…   
               
 …Те  нудные  дни,   ожидания  результата первого и пожалуй самого важного   экзамена  по  сочинению,  казались  мне   вечностью.   В  общаге  не  торчал.  К  очередному  экзамену  не готовился,  а   бесцельно  бродил  по  Москве.  В одном из кафе  увидел Лену. Она сидела  за столиком и задумчиво глядела в окно.  Увидев меня,  мягко улыбнулась. Но улыбка,  какая - то грустная,  и даже не весёлая. И что бы хоть как то развеяться, предложил ей  совершить прогулку по Моска-реке. Сели на речной трамвай. Из него любовались столицей. У причала   центрального  парка  имени Горького сошли на берег. А  парк шикарен. Вокруг густые деревья. И  уже надвигались  сумерки. В тенистом уголке разглядели свободную скамейку. Уставшие, но счастливые плюхнулись на неё. И тут, наверное, от того, что   вместе готовились к  экзамену, и теперь целый день бродили по Москве и сблизились,  я её нежно обнял  и неожиданно для неё, да и  для самого себя,  поцеловал в щеку. Лена не оттолкнула меня,  а  наоборот плотнее придвинулась , но тут  раздался   милицейский   свисток.   Осветив  фонариками,  нас  окружили    дружинники, Не спрашивая, кто мы, что   в парке  делаем, двое из них,    повели  нас   в  отделение милиции.
          
 Нет  я  не  дрейфил.   Но  я  был  встревожен  за  Лену.. Уж  наверняка  не  погладят её   по  головке.  Припишут что угодно. И хотя мы ничего такого не делали, состряпают  протокол  о  нарушении  общественного  порядка.  А   узнают что мы ещё и  поступаем в университет напишут туда,  и   прощай   мечта  стать  журналистом.  Да  ещё  чего  доброго  выгонят  из  Москвы.  В те пятидесятые, послевоенные годы,  по всей стране, но особенно в Москве, создавались комсомольские дружины, как правило, из рабочей молодёжи. То были так называемые  помощники милиции.  В той же милиции дружинники  получали  строгий инструктаж,  и они,  с красными  повязками на руках,  группами  патрулировали по улицам города, в парках, на  вокзалах, да где угодно. Они  высматривали  так званых тунеядцев  и тех, кто якобы нарушал  общественный порядок. Кто ходил в зауженных брюках,  тут же, острыми ножами их  распаривали.  Если причёска  волос   была не  по комсомольскому стилю, насильно ставили на колени и стригли  наголо.. А  если парочка влюблённых шла в обнимку. делали грубое замечание. На танцевальных  площадках   запрещено  танцевать фокстрот, танго,   и тем более  рок-н-ролл. Эти танцы считались космополитическими.  И ещё много других запретов било для советской молодёжи.
И так нас вели в милицию.  Но,  нет,  десантник   я   или  кто ?  Надо  рвать  когти.  Взглянул  на этих  комсомольцев – дружинников.   Да  они  соску   сосали,  когда  я,  в морском десанте, под градом пуль  японские  блиндажи  брал.  И  когда  мы  вошли   на  алею,  неожиданно  крикну, - “полундра !”. - толкнул   того,  что  шёл  рядом,второго что впереди свалил с ног, ухватив  Ленку  за  руку,не  оставлять  же  девчонку  на  расправу  с  этими засранцами,бросил ей,-"за мной,"-и не чувствуя под собою ног понеслись к распахнутымх воротам  парка.  Выскочили  на  улицу.  Смешались  с   толпой… 
               
 …Но  вот  и настал   тот  день,  день объявления  результатов  первого  экзамена  по  сочинению. И  когда  вошёл в коридор    кафедры  журналистики,   узнать,  допущен –ли  к  дальнейшим   экзаменам,      коленки  ног   подкашивались..  Даже  во  время  морского  десанта  не  дрейфил. А  тут, когда  наткнулся   на  застывшую  толпу  абитуриентов  оробел. 
               
 Стенд. На  нём  листки  бумаг. Список  удачников..  Из  толпы,  в  слезах,  выбралась    девчонка, та  самая,  что  сидела  за  моим  столом.   Двое    парней,  от  радости, что допущены к следующему экзамен,   мяли   друг  другу   бока.. Кто – то  громко   смеялся.    А   один  долговязый  парень  пригрозил  неизвестно  кому   кулаком,  и  с  растерянным  лицом    поплёлся   к  выходу…    
            
 Ну,  а   что  я ?   Как  обычно  улыбнулся,  той  самой  улыбкой,  что  не  раз   выручала  меня  из   безвыходных  ситуаций,  мол  мне  всё  равно,  и,  сквозь  поредевшую  толпу   двинулся     к   заветному    списку.
             Пестрят  строчки. Фамилии.  Чужие. Незнакомые.  А  где моя ?  Шарю  глазами.  По  алфавиту  где – то в конце. Не тороплюсь. Тяну время. Прищурился. И…Вот  она…Моя фамилия.Точно. Есть. Школьный…
Я стоял как вкопанный.  Я не мог понять, как это мне, совершенно безграмотному моряку,  удалось сотворить  почти невозможное. И  от радостного чувства, что  допущен к дальнейшим экзаменам, готов был обнять весь мир.И так,первую милю, в большую журналистику преодолел. И тут слышу знакомый голос:
-Валя,Валюша,ура!               
То  была Лена. Её лицо сияло:
       - Мы победили! 
        Так, мы не скрывали своей радости, и  ухватившись за руки   выбежали  на Манежную площадь.
 Утреннее солнце нежно слепило глаза. Впереди была Москва.  Но это уже иная история. В ней  мои удачи, беды, романтика, и моё становление. Обо всем этом, и ещё о многом  другом, как-нибудь в другой раз…