Хозяин

Олфель Дега


Да, съездила в гости к бабушке, называется... Я оглядела деревенский домик, куда по совести должна была приехать ещё десять лет назад. В принципе, спешить теперь было уже незачем, бабушку Алину похоронили несколько дней назад. Если бы я знала... Эти бесконечные дела в городской суете, беготня по замкнутому кругу: работа, дом, работа... честно говоря, я и не вспоминала о престарелой родственнице до того, как получила письмо из деревни Верхние Чишмы.

  - Она ждала, неделю криком исходила, звала тебя.

Вздрогнув, я резко обернулась и увидела полную женщину в стареньком ситцевом халате, она внимательно рассматривала меня, угрюмо и без малейшей доброжелательности.

- Вы мне писали? - спросила я, желая только лишь нарушить затянувшееся молчание, и в ответ получила ещё один кивок.

- Мне бы хотелось... посетить могилу. Если вы знаете, где она...

- Знаю? - хмыкнула женщина, - да я её и хоронила. Столько потратила, у своих детей копейки отняла. Как будто у старой родственников нет.

Поняв намёк, я достала портмоне из сумочки и молча отсчитала несколько пятитысячных купюр. Женщина взяла деньги, и положила в карман халата. В глазах блеснуло удовлетворение, но она смолчала. Ясно, что на похороны она потратила намного меньше. Но мне это было уже неважно. Мне хотелось посетить могилу бабушки, закончить дела в деревне и возвратиться домой как можно быстрее. Я была единственной наследницей, но имущество бабушки меня не интересовало. Хотелось заколотить избу, взяв на память только её фотографии на память.

- Вы меня проводите? - поинтересовалась я у женщины. Та недовольно вздохнула, но повела меня вдоль дороги к клубу, за которым виделись оградки  деревенского кладбища. Деревня казалась вымершей, лишь иногда взбрехивали собаки, и то быстро умолкали, будто чего-то боялись.

  - Галя, - вдруг буркнула женщина, не отрывая глаз от дороги.

  - Простите? - растерялась я.

  - Галей меня зовут, - пояснила женщина, - а ты Вика, знаю. Письмо прабабка твоя велела отправить, она ещё только чувствовала приближение... Я тянула, пока не стало ясно, что со дня на день кончится.

  - Почему? - я потрясённо остановилась, но Галя нетерпеливо потянула меня вперёд, как будто хотела как можно быстрее отвести меня на кладбище и забыть.

  - Спасибо сказала бы, дура, - вдруг разозлилась женщина, - как будто не знаешь, ЗАЧЕМ бабка звала. Ещё хорошо, что мужики крышу разобрали над ней, а то никак отойти не могла, кричала. Боялись подходить к ней. Хотя ты нужна ей была, не абы кто. Сходи в церковь, свечку благодарственную поставь за беду отведённую, за свою душу спасённую... и за грешную бабку тоже помолись, ещё лучше - молебен бы за упокой...

Наверное, надо было возмутиться, но после долгой дороги сюда сил осталось только на то, чтобы посетить кладбище, попрощаться с бабушкой и вернуться отдохнуть в её дом. Через несколько дней я смогу уехать. Спотыкаясь на неровной дороге и старательно обходя коровьи лепёшки, мы добрались до места. Одинокий холмик, спрятанный между деревьев, отдельно от других могил. Оградки нет, надгробие убогое, видно, что самое дешёвое.

- Надо же, - вроде бы и не удивилась Галя, - вроде неделя уж прошла, а земля всё никак не осядет. Ну, старая, хоть сейчас угомонись, хватит, покуролесила за всю жизнь.

- О чём вы говорите? - удивилась я.

- Знахаркой была твоя бабка, - равнодушно сообщила женщина, нетерпеливо поглядывая на выход с кладбища, - ну чисто ведьма, как глянет, будто душу вытянет. Хоть ворожить и отказывалась, как ни просили. Так, травки от горла заварит если надо кому. Она моего сына вылечила, когда в больнице от него уже отказались, месяц с воспалением лёгким промучился, потом домой забрали. Она пришла, принесла жир медвежий заговоренный, велела мазать, покуда болезнь не отступит... Так что я её, считай, отблагодарила, похоронив.

- Ну и при чём здесь ведьмовство? - возмутилась я, - я вам тоже могу сказать, что ромашка нервы успокаивает. И что, тоже под подозрение попадаю?

- Ведьма помереть не может, покуда дар свой тёмный не передаст. И твоя бабка тебя не дождалась, уж мучилась, - отчего-то злорадно сказала Галя, - Я тебя от беды отвела, иначе она бы тебе передала своё проклятие.

Мне стало противно беседовать с полоумной бабой. Деревенские предрассудки меня мало волновали, жаль только, что бедная бабушка прожила среди них всю жизнь. Похоже, она была здесь очень одинокой. Хорошо ещё, что Галя, посчитав миссию выполненной, пошла обратно в деревню, торопливо, как будто чего-то боялась. Я присела возле могилы на корточки и дотронулась до стылой земли пальцами, будто пытаясь дотянуться до бабушки.

- Я приехала, ба, - прошептала я скорее для себя самой, - извини, что опоздала.
 Поднялся ветер, почти ураган, что было не удивительно - с утра объявляли штормовое предупреждение, именно из-за плохой погоды я и добиралась сюда так долго. Я хотела убрать руки с земли и уйти с кладбища, но как будто ледяная волна пробежала от пальцев рук, прижатых к земле к самому сердцу. Я не могла ни вздохнуть, ни крикнуть, только пережидала, когда всё это закончится. Наконец, всё прошло, будто ничего не было. Вскочив с земли, я прижала руки к груди, прислушиваясь к себе. Какой-то странный приступ, никогда такого не было!

- Прощай, ба, я буду навещать тебя, если смогу, - скомкано произнесла я и почти бегом вернулась в деревню, спасаясь от поднявшегося внезапно ветра и нехороших предчувствий.

Дом оставался открытым всё это время, но, как ни странно, местные проспиртованные мародёры не позарились на нехитрое имущество моей бабушки. Тёмные сени были абсолютно пустыми, и, открыв двери, я оказалась на кухне. Справа от входа была огромная русская печь, на которой в детстве я очень любила спать. Странно, что мы с мамой так резко перестали ездить в гости к бабушке Алине, мне тогда едва исполнилось девять лет. В очередное лето мама просто купила мне путёвку в детский лагерь в Болгарию. Там было здорово, я впервые увидела море, но всё-таки мне не хватало этой  русской печки, не хватало наших с бабушкой походов в лес - мы собирали лекарственные травы. Как будто наяву вновь прошелестел рядом её тихий голос: "А теперь, Викочка, подай-ка мне эту травку ярко-зелёную. Смотри, какие округлые листики. Чистотел. Отвар чистотела помогает от кожной заразы, ежели собирать его как раз полдень, и настаивать вместе с ромашкой три дня ровно..."

Ведьма... а это слово мне даже нравится, применительно к бабушке. Не в смысле колдовства и нечистой силы, разумеется, а от слова "ведать", и она действительно много ведала, была очень мудрой, знала свойства всех трав. И порой они полезнее лекарств, если знать, как ими пользоваться - ведь многие медицинские препараты делаются на основе трав, но с добавлением немалого количества химии.

За окном яростный ветер, казалось, считал своим долгом уничтожить то, что попадалось у него на пути, в частности - ветхую избушку, в которой я в данный момент находилась. Несмотря на то, что дом лишился хозяйки, не было ощущения заброшенности жилья, и вскоре я поняла, почему: с печки мягко спрыгнул на пол огромный чёрный котяра, и, смерив меня негодующим взглядом, уселся напротив.

- Люци?!- выдохнула я, не веря своим глазам, - как это может быть, тебе ведь не менее... Впрочем, о чём это я, кошки столько не живут! Наверняка ты - его внук... и моё наследство, я полагаю. Ладно, молока у меня нет, но, наверняка, в подполе много вкусных и жирных мышей, в них столько полезных микроэлементов.

С котом мне было всё ясно, и я подошла к шкафам, полным засушенных трав. Из-за них в комнате стоял пряный, очень сильный, но приятный запах. Мне они были не нужны, я по очереди открывала дверцы в поисках альбомов с фотографиями.

- Ну, наконец-то, - вытащив несколько увесистых книг из шкафа, я плюхнула их на стол.

Первая оказалась справочником (рукописным!) по лекарственным травам, иллюстрированным искусными рисунками тушью. Написано было, как ни странно, древнерусским уставом. Десятый век?! Откуда у бабули такие ценности? Историк по образованию, я благоговейно гладила книгу, наслаждаясь шуршанием пергамента под пальцами. Удивительно, как хорошо сохранилось! И как хорошо, что написана она уставом, а не более поздним полууставом, или, ещё сложнее, скорописью семнадцатого века! Хотя, конечно, многие слова были анахронизмами, но чёткие буквы хорошо читались. Вторая книга была другим справочником - тоже рукописным, но более позднего периода и состояла практически из одних картинок.

- Вот это комикс, - с отвращением захлопнув книгу, выдохнула я. Картинки оказались подробным описанием различных хирургических операций, выполняемых самыми примитивными инструментами, и, если судить по гримасам боли на лицах оперируемых, с самой примитивной анестезией... или без неё. Книжка, конечно, ценная, но на ночь разглядывать её не следует - кошмары будут обеспечены.

Третья книжка тоже была очень старой, но абсолютно непонятной. Автор, пожелавший остаться неизвестным, использовал мало знакомую для меня латынь, иллюстраций не было вовсе. Переплёт - просто коричневая потёртая кожа.

Но мне уже было ясно, что стоит, пожалуй, повнимательнее рассмотреть вещи бабушки, потому что в старинных сундуках, стоящих вдоль стены, тоже могло оказаться много интересного.

Наступал вечер - совсем не тихий из-за постоянного ветра, стучавшего в окно ветками берёзы, выросшей за окном, и я включила люстру. Люци II немедленно образовался возле меня, нетерпеливо постукивая хвостом по полу. Вспомнив об обязанностях хозяйки, я отрезала кусок колбасы, и кот с энтузиазмом набросился на еду.

- Нужно будет купить киске "Вискас", а то он решит, что его всегда будут так хорошо кормить.

Налив себе крепкого чаю, я села за стол и начала разглядывать иллюстрации к травяному справочнику. Время летело незаметно, соскребя остатки знания древнерусского, я старательно изучала тексты. Люци довольно свернулся клубком возле печки и мурлыкал на всю комнату, убаюканная уютной атмосферой дома я почти задремала за столом, когда вдруг уловила за окном промелькнувшую тёмную тень.

  - Ну заходи, хозяин, - неожиданно для себя тихонько произнесла я, и сама испугалась, услышав свой голос. Ещё больше я испугалась, увидев, что приглашение было принято - напротив меня за столом уселся маленький пушистый комочек, сердито сверкнули из-под чёрной шерсти огромные, как у лемура глаза.

Оцепенев, я рассматривала неожиданного гостя во все глаза. Почему-то начала думать, что у лемура каждый глаз тяжелее, чем мозг. Интересно, а у этого как?.. В свою очередь я подвергалась такому же тщательному осмотру. Изучив лицо, существо перевело взгляд на книгу,  которую я сжала побелевшими пальцами, и одобрительно кивнуло:

  - Грамоту разумеешь? Благостно, - хриплый голосок неуверенно вибрировал, будто зверёк давно не разговаривал.

Я снова вцепилась в книгу. Может, бабуля занималась ещё разведением мутантов? Интересная генетическая аномалия. Просто остров доктора Моро.

- Что же ты, позвала, а угощать не думаешь? - неодобрительно зацокал зверёк.

  - К-кофе? - попыталась предложить я, чтобы не злить гостя. Но тот лишь вздохнул.

- Блюдечко с молоком полагается ставить у печки... чтобы знала.

- Извините, вы - говорящий кот? - единственная версия, которую я могла тогда предложить, кроме глюков разумеется на фоне нервного перенапряжения.

  Существо нервно дёрнуло шерстью на загривке, передёрнулось.

- Домовой я, глупая ведьма, всему молодых учить надобно. Нет чтобы заранее приехать, бабушку расспросить, как хозяина уважить.

- Я не ведьма, - попыталась обидеться я, зацепившись за знакомое слово.

- Нет, конечно, - отрезал Хозяин, - упустила дар, дурища, теперь сиди, локотки кусай. Ладно ещё бабка твоя позаботилась, хоть крохи передала из могилки... Ох, сильна была ведьма, сильна...

Я сразу вспомнила странный приступ возле могилы, и почему-то ему поверила. Доказательство сидело передо мной, и сердилось на отсутствие блюдечка с молоком возле печки.

- И что же теперь будет?- растерянно спросила я.

Домовой пожал плечами, угрюмо уставившись в угол.

- Как сама решишь, так оно и будет, - наконец сказал он, - хочешь - здесь живи, сама ведовству учись, силы у тебя не много, но что-то сможешь.

  Я отрицательно покачала головой. Слишком много держало меня в городе, чтобы вот так неожиданно всё бросить.

- Тогда решено, - как обрубил хозяин, - как завтра проснешься, уезжай, не трави душу. Бери, что надобно, разрешаю, и уезжай.

Так же неожиданно, как появился, домовой исчез. Я осталась сидеть одна, и почему-то мне не было больше страшно. Возможно, это была крошка того дара, который неведомым образом передала мне бабушка. Я чувствовала, что больше никогда не буду смотреть на мир прежними глазами, и буду знать, что за привычными нам вещами скрывается то, что обычно нам не ведомо. Я всё-таки налила в блюдечко молока, купив его у соседки, и поставила возле печки. И перед отъездом снова обошла дом, прощаясь с ним навсегда.

С собой я забирала книги, которые я нашла у бабушки, и долго стояла, наблюдая, как местные мужики, которых я наняла, заколачивали окна и двери. Было немного жаль, когда я думала о том, сколько плодов труда бабушки за всю её долгую жизнь оставались ещё в этом доме, но я чувствовала, что они не для меня. Кот, наблюдая за действиями мужиков с не меньшим интересом, жалобно мяукнул, но я не могла его оставить в деревне. А домовой останется хозяином дома, и будет защищать его, я в это верила.