Ураган Айк в Хьюстоне. 2008 год

Гертруда Рыбакова
 Во второй половине дня в субботу, 13-го сентября, ветер почти утих, небо очистилось, даже выглянуло солнце, и люди вздохнули с облегчением:  тропический ураган Айк, сделав свое черное дело, ушел на северо-восток, можно осмотреться и начинать жить снова.  Наши соседи вынесли на улицу стулья, и вышли посидеть, расслабиться, поговорить, обсудить события прошедшей ночи.  Я такой ураган пережила впервые.

Перед бурей.

В Хьюстон я прилетела 30  августа, тогда мощнейший ураган «Густав», со скоростью ветра от 180 до 200 км в час,  бушевал над многострадальным Новым Орлеаном. Там он и растерял свою силу, не добравшись до Хьюстона. И неделю после прилета мы наслаждались жаркой, солнечной погодой, даже съездили на Мексиканский залив купаться. Но сразу за «Густавом» пришел новый тропический шторм, с коротким названием «Айк» (Ike). Уже 7 сентября появились первые признаки его приближения: резкими порывами налетал ветер, по небу мчались перисто-слоистые облака – предвестники ненастья. «Айк», скорость ветра которого достигала 200 км в час, «трепал» острова Карибского бассейна, с особым остервенением ударил по восточному побережью Кубы и  направился к Техасскому берегу.

 Для сведения - южная часть штата Техас вдоль Мексиканского залива ежегодно подвергается «нашествию»  тропических штормов и тайфунов, идущих с Атлантики.  Штормовой сезон обычно длится с начала июня  до конца  ноября и за это время  Атлантика насылает на американцев  в среднем по 10 - 15 ураганов, но в 1933 году был установлен рекорд – 21 шторм  за сезон. Сила урагана определяется по скорости ветра, который его сопровождает, и измеряется по шкале Саффир-Симпсона, разработанной в США. Всего существует пять категорий ураганов: самая слабая – первая, пятая наиболее разрушительная. При урагане I категории сила ветра достигает 119 км в час, при второй – 154 км,  соответственно: 178 км в час при третьей , 210 при четвертой и 249 – при пятой.    Со времени начала регистрации и классификации ураганов в США  в 1851 году, было только три урагана высшей, пятой категории -  «День труда» в 1935 году, «Камилла»  в 1969, и «Эндрю» в 1992.  Ураган пятой категории сносит промышленные бетонные здания и уничтожает все живое.

С приближением Айка местные каналы телевидения и  радио  с утра до вечера передавали сводки о передвижении урагана, скорости ветра,  призывали граждан готовиться  к стихийному бедствию. NOAA - National Oceanic and Atmospheric  Administration – Национальная Администрация наблюдения за океаном и атмосферой, имеющая сайт в интернете, публиковала регулярно путь движения урагана и его предполагаемое время выхода на побережье. Хотя после Кубы ураган имел  вторую категорию, скорость ветра  достигала 175 км в час. И если бы ветер усилился  хоть на 2 метра, его бы отнесли уже к третьей категории.   Жителей Галвестона – города, расположенного на острове, в 75 милях к югу от Хьюстона, и других небольших городов побережья, призывали уезжать из опасной зоны. А 8-го и 9-го сентября пожилых граждан и детей стали эвакуировать в принудительном порядке.  Эвакуировано было около миллиона человек.  Однако, тысячи местных жителей не прислушались к призывам властей и остались пережидать стихию в своих домах. Отказывались уезжать нелегальные эмигранты из Мексики, которых здесь очень много. Как говорят, депортации они боятся больше, чем урагана.

В среду  и четверг, 10 и 11-го сентября, в продовольственных магазинах  народ скупал продукты, в первую очередь консервы, напитки и воду, свечи, спички, батарейки, при этом образовались длиннейшие очереди. Как перед войной! «Нападение» урагана на Хьюстон, пик его мощности, прогнозировался на вторую половину ночи с пятницы на субботу. В четверг после обеда в школах и спорткомплексах были отменены все мероприятия, а пятница, 12-е, была объявлена нерабочим днем во всех учреждениях, предприятиях, больших супермаркетах,  и т.д. Сходство с приближением войны усилило объявление комендантского часа на неделю, с 9 вечера до 6 утра – для предотвращения мародерства, скорее всего. Некоторые люди все-таки стали уезжать из города на север, в Даллас, Остин, и т.д., но сын  вспоминал  огромные пробки на дорогах во время урагана «Рита» в 2005 году,  и  решил, что мы  останемся дома.

 Наши соседи в четверг вечером стали закрывать в своем доме окна щитами из многослойной фанеры. Мы в общем-то не собирались особо готовиться к защите  от урагана, но всеобщее настроение, своего рода психоз, повлияли на нас, и мы решили последовать их примеру.  С утра в пятницу вытащили из гаража имевшиеся листы фанеры и закрыли часть окон  на первом этаже – насколько позволили   стройматериалы, ибо в магазинах фанеру раскупили  уже всю несколько дней назад. Убрали со двора всё, что ветер мог бы поднять в воздух. Решили, что этого достаточно, можно использовать свободное время для отдыха. Под  вечер поехали посмотреть, что происходит за пределами нашей деревни,  картина была грустная: город пуст,  все магазины, кафе, рестораны, бары  закрыты, и почти нет на дорогах машин.  Случайно наткнулись на крохотный китайский магазинчик, хозяин которого решил поработать до 7 часов вечера, и у него была в наличии питьевая вода в пластмассовых бутылях, да кое-какие фрукты. Вернулись домой, к телевизору. Хотя ветер уже завывал во всю, но еще как-то не верилось, что грядет ураган. Особого страха и волнения не было. Все же на всякий случай приготовили, чтоб были под рукой, все важные, необходимые документы, ведь давно известна повсеместная истина  -  без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек!

Ураган и последствия.

Как и предсказывали синоптики, самой трудной  и бурной оказалась ночь с 12-го на 13-е сентября. В пятницу,  в 8 вечера, отключили электроэнергию! И почти сразу упал напор воды, ведь здесь в каждом поселке, микрорайоне свои небольшие водонапорные башни с электронасосами. Хорошо, успели сделать небольшие запасы, наполнив все пустые емкости. Горожанину, привыкшему к благам цивилизации, сразу становится не по себе, когда вместе с отключением электроэнергии, исчезает возможность смотреть ТВ, пользоваться Интернетом  и даже телефоном. После отключения электричества телефоны перестали работать, даже сотовые, отсутствовали сигналы. А еще перестал работать кондиционер, при температуре воздуха на улице +33, в доме вскоре стало не намного меньше, и душно. Решили скоротать время со свечками, сын сел за пианино, мы пытались петь, хотя поминутно прислушивались к усиливающемуся с каждой минутой ветру. Как-то было жутковато. Дождя не было, но на восточной стороне неба постоянно вспыхивали зарницы, раздавались раскаты грома и сверкали молнии.

 Часам к  11-ти ветер уже громыхал, а не свистел, но дождя еще не было. Дом наш как-будто раскачивался, рамы на окнах, незакрытых щитами, скрипели, ходили ходуном. О сне, конечно, не было и речи. Оказалось, что мы не запаслись батарейками для приемника, так что наш маленький радиоприемник поработал только до 4-х утра. К этому времени скорость ветра (сообщили по радио) в нашем районе – на юго-западе от Даунтауна,  достигала 90 миль(150 км) в час, а в Галвестоне и других прибрежных территориях он уже дул со скоростью до 170 км, но к счастью, ураган не перешел в третью категорию. Около 2-х часов ночи начался сильнейший ливень, небо как-будто раскалывалось, грохотало как от артиллерийской канонады, поминутно сверкали молнии. К шести утра ветер стал дуть резкими порывами, между которыми были буквально секундные перерывы. Окна в доме были целы, выстояли, с потолка не лило, значит и крыша цела, и мы почувствовав облегчение. Наконец, можно немного поспать.  А к 10 утра стало возможно выглянуть из дома, хотя дождь лил, и   двор с улицей напоминали болото. Оказалось, что у нас снесло деревянный забор, повалило одно дерево. Электричества не было, воды в кранах тоже. Хорошо, что в нашем поселке в домах газовые плиты, можно было готовить еду. К полудню погода стала улучшаться, дождь перестал, и сквозь облака стало проглядывать голубое небо и даже солнце.  Стало прохладнее, всего +26 градусов. Как-будто ничего и  не было несколько часов назад.

Что делать, если в доме нет ни электричества, ни воды? А в машине полный бак,(позаботились, залили заранее), и там есть кондиционер, можно слушать радио. Конечно, ехать, смотреть, что же происходит  в ближайшей округе и других районах города.Отправились в центр города.  Как оказалось, к нашему  поселку ураган отнесся снисходительно: повалил часть заборов, наломал деревьев и у нескольких домов повредил крыши. Мы легко отделались! На магистральной улице Вестхeймер (Westheimer), ведущей к Даунтауну, не работали светофоры, многие из них были сорваны со своих мест. Машин на дорогах еще немного, и на перекрестках, оставшихся без светофоров, водители очень вежливо пропускают друг друга. Здесь разрушений больше. Много  поваленных  рекламных щитов и  столбов, сломанных  и вырванных с корнем деревьев. Улицы усыпаны ломаными ветками, кусками кровли.

Удивительно, что больше пострадали лиственные деревья, а пальмы, хотя и очень высокие, выстояли.  Странно выглядят здания – и жилые дома и магазины с закрытыми фанерой окнами. Чем ближе к центру города, тем существеннее разрушения. Особенно пострадали окна высотных зданий, в главном, 75-ти этажном офисном здании банка «Морган Чейз» ( Jp. Morgan Chase bank) стекла разбиты почти до 40-го этажа. Часть дорог затоплена и перекрыта. Поставлены предупреждающие знаки, что нет проезда из-за затопления. И уже работают рабочие, расчищают улицы.

 Конечно, больше всего пострадало побережье – Галвестон, Серфсайд бич (Surfside Beach), Фрипорт (Freport), Ла Порт(La Porte), Кристалл бич(Crystal beach), Кима(Kemah) с его парком аттракционов. В Галвестоне, несмотря на проведенную эвакуацию, оставались около двадцати трех тысяч жителей. Теперь город затоплен, разрушены дома, дороги, пляжи, все  покрыто слоем ила и грязи. Сколько сил и времени надо приложить на восстановление?  Начиная с вечера пятницы,  в Хьюстоне и его пригородах без электричества осталось около 4 миллионов человек.  Вечером в субботу кое-где свет появился, потом его опять отключали, и лишь к понедельнику электричество подавали уже больше чем половине населения  Хьюстона. Жизнь медленно возвращалась на круги своя. У нас в микрорайоне не было электричества около двух суток, воду дали через 20 часов.  Вот когда начинаешь понимать, что значит для городского жителя электроэнергия!

 А в других районах ситуация намного хуже. Во вторник вечером,16-го сентября, продолжали оставаться без света 1,4 миллиона техасцев. Жители, попавшие в трудную ситуацию, устраивались на время  в гостиницах, у знакомых или родственников, в специальных пунктах помощи, оборудованных всем необходимым. Общее несчастье объединило людей. На улицах Хьюстона жители здоровались друг с другом, первым вопросом было: «Есть ли у вас электричество?» Владельцы генераторов подключали к ним соседские холодильники, люди объединялись для уборки деревьев и мусора.   По-прежнему не работали светофоры на большинстве дорог.  Магазины открыты, но еще нет многих продуктов. На бензоколонках очереди, и цена на бензин, естественно, поднялась.  Многие предприятия и фирмы  не  работают всю неделю. Все школы закрыты на неделю. И  большинство детей радуется неожиданным каникулам.

А вот  сведения из средств массовой информации по оценке убытков от урагана. В прибрежной зоне разрушено 125 тысяч домов! А общий ущерб, по мнению сенатора от штата Техас Джона Корнина  составил свыше 100 миллиардов долларов. В Мексиканском заливе после двух ураганов,  Густава и Айка,  были повреждены 14 нефтедобывающих платформ и на них прекращена работа. Остановлены многие  предприятия нефтеперерабатывающей и газовой отрасли.  Президент Джордж Буш объявил штат Техас зоной бедствия федерального масштаба в связи с разрушениями, а  это означает, что регион получит миллионы долларов помощи из государственного бюджета.   16-го сентября он   посетил Хьюстон и побережье, и дал указания по устранению последствий урагана.  Несмотря на сильные разрушения, удалось избежать массовой гибели людей, что не раз бывало при подобных ударах стихии.  Так, 105 лет назад в Галвестоне в результате удара тропического урагана погибли не менее 8 тыс. человек. А сейчас, по предварительным данным количество жертв в Техасе всего 16 человек, гораздо меньше, чем было во время ураганов «Рита»   и,  в  особенности,  «Катрина».

 Для ликвидации последствий в зоне бедствия было привлечено несколько тысяч сотрудников Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям и бойцов Национальной гвардии, направлены машины высокой проходимости, вертолеты, моторные лодки. В Техас для восстановления снабжения электроэнергией  были доставлены 230 электрогенераторов. Доставлялась питьевая вода, наборы пищевых продуктов, одеяла и другие предметы первой необходимости. Огромную помощь пострадавшим оказывал Американский Красный крест.
 Хотя для нас ураган закончился весьма благополучно, не хотелось бы еще раз оказаться а зоне действия такого стихийного бедствия!