Что в имени тебе моём?

Людмила Гладкая
Кто о чём любит поговорить, а я о журналах. В этот раз мне хочется поразмышлять о том с чего начинается журнал.

Думаю никого не удивлю если скажу, что для одних он начинается с рекомендации  почитать статью, посмотреть рекламу. Для других - с необходимости разместить статью и рекламу. И это те два основных двигателя, благодаря которым журнал существует. Примем этот момент за факт свершившийся. Журнал существует.
 
Но с чего он начинается для читателя? Может быть с выбора? Что происходит с нашим сознанием, когда мы подходим к киоску? Цветовой удар? Шок? Ещё бы! Наверное поэтому мы предпочитаем известные издания, порядок и организация которых нас устраивает, авторы удивляют, а реклама не вызывает отвращения. Лишь иногда, заскучав или попавшись на хитрые маркетинговые ходы, а то и просто в спешке на поезд хватаем новый.

Я из тех, кто любит полистать новое издание. С особым трепетом вчитываюсь в название (может быть от того, что у моего журнала несколько лет назад название украли) и думаю о том, что хотят предложить мне, какой будет норов и характер у редакции, и есть ли у неё своё мнение, а если есть, то как оно будет выражаться - словом или визуальным рядом, впрямую или между строк?
 
Не буду говорить о столичных изданиях. Буду говорить о пермских. В названиях которых - "Горчица", "Соль", "Малина", "Вещь", "Полезный", неожиданно для себя обнаружила некую тенденцию. Чтобы утвердить её, как социальную формулу, поразмышляю.

Со словами горчица, соль и малина у каждого из нас существуют свои и, порой, очень личные отношения. Я вспоминаю детство, малинник в Волегово. Это было царство сладких ягод, маленьких пчёл, большого деда. Он ходил среди кустов в  фантастической шляпе с сеткой и чайником в руках. Из чайника шла не вода, а дым.
 
Помню засолку грибов. Фу, сопливые, - думала я и порывалась уйти, но удерживало что-то неуловимое, может быть запах? Нежный запах, идущий от грибов и прилипшей к шляпкам хвои. Лёгкие раскрывались и тянули запах до головокружения. А может удерживало то необыкновенное чувство душевного комфорта, что исходило от рассевшихся на крыльце стариков. Толстый, тяжёлый дед. Ласково говорил - маслятки. И маслятками чувствовали себя и мы, внуки. А как же!? Тоже ведь сопливые! Помню фото в рамочке над столом. На одном из них какой-то бравый мужчина с георгиевским крестом на груди. Строгий. Это прадед по линии бабушки Тихон Шарунов. По этой линии в роду казаки.

Горчицу на столе помню. И как дед зараз пол-луковицы откусывал. 
 
В названиях журналов чувствуешь психологию пермяка - человека без пафоса, наигранной суеты. Человека, имеющего нацеленость жить неторопливо, со вкусом. Мещанина и обывателя. Таким пермяка вижу в целом. И может быть даже люблю такого.

Названия журналов создают довольно странный диалог с заданным губернатором Чиркуновым  направлением "Пермь - культурная столица". Вроде как спорят... Почему?
 
Может быть потому, что ещё не открыв журнал, лишь прочитав название, читатель должен добродушно настроиться? По законам рынка название должно мгновенно вступить с читателем в интимную и творческую связь. Сразу же, миновав сознательный балласт, получить доступ к бессознательному. И вот тут становится понятно, что пермяку дорогА уходящая простота и провинциальность. И свидетельство этому - те слова, что выбраны редакциями в качестве названий для своих, достаточно современных изданий.

Из пермских журналов, пожалуй, только "Каприз де флёр" нёс в названии некую претензию на ... столичность и гламур (это когда женщины приводят умные аргументы за тонирование стекла машины, как средства от загара, чтобы не грузить читательниц мыслью о раке кожи). Это был неплохой пермский продукт. Вполне соответствующий политическим тенденциям, заданным Трутневско-Потёмкинскими ремонтами фасадов в центре. В "Каприз де флер" фасад тоже главенствовал над содержанием. И это было нормально для времени нулевых. Журнал об успешных, и для тех предназначался, кому ни грустить, ни думать о прочитанном некогда.

Из новых журналов "Капризу" наиболее близок наполнением "Малина", хоть не является женским. В нём создатели пытаются держать за уши двух зайцев - гламурность и дух падонкиады (ацкая смесь цинизма, пофигизма и молодости). И, возможно, название несёт в себе контекст "вакханалии" - сладкой жизни и воровского романтизма. Что ж... Эта культура тоже имеет место в пермском контенте, как зона имеет своё среди лесов и полей Урала.
 
"Горчица" во многом вторит "Малине". Шмотки, городские тусовки. Впрочем,  с визуальной точки зрения это более эстетский глянец.

Интересным показался метод борьбы за женские умы (не будем о деньгах) принесённый в практику дня журналом Малина. Журнал для веселящихся по мажорным клубам кадетов и взрослеющих лицеистов создал версию для девочек (припевочек?) с лёгким ягодным оттенком в названии - Малинка.

"Соль" же стоит в отдельном ряду. Журнал с претензией на интеллект. Подобное направление достаточно давно развивал в городе журнал "Шпиль". И тут вопрос выживаемости журнала целиком и полностью зависит как от опыта редакции в борьбе за выживание, так и грамотного расчёта ресурсов владельцами и учредителями.

С уходом из Перми шустрой команды Гельмана исчез и, живущий за счёт городского бюджета и еврейских связей, журнал "Соль". "Шпиль"какое-то время можно было найти в частных салонах и театрах, имеющих потребность в создании долгоиграющих рекламных проектов, но всё реже и реже. Очевидно, что потребность в нём есть у довольно узкой категории населения.

Рынок и стремительно развивающееся информационное пространство меняет привычки  потребителя и диктуют новые реалии предпринимателям и издателям. Так, с появлением электронных книг и библиотек возник вопрос о выживании книги.