Т. М. Нэмени. Депрессивное искусство

Тибор Нэмени
                Депрессивное искусство.

                Поэтическая прелюдия.               

В Сокольниках на концерте Галины Преображенской.

На празднике веселом,
На пире праздности
Стоял я одиноко.
И на людей смотрел.
Прелестно было
Все кругом.
И лица их беспечны.
И тенор страстно пел
Аморе!
И солнце так сияло, что в тень деревьев
Все прятались.

И открылись мне тогда:
Обман коварных лживых чувств,
Тщета надежд и крушенье планов,
И тайная бессмысленность существования.

Стихотворение из моего не начатого цикла «Эпическое и думы».

А вот другое из того же цикла:

В сомненьях и отчаяньи
Свои бросал я строки
В пустынное молчание
Оставшись одиноким.


         А вот -  «Наш ответ модерну и пост и постпостмодернизму».

Как бы пару слов для затравки.

Последите за собой. Вам хотелось бы, чтобы усе було гарно, но щоб и не скучно. Но случается скучать. Аж сам Пушкин скучал, бывало, сидя в своем поместье. А уж не заедет ли кто? И Муза нейдет. И рука не тянется к перу, а перо к бумаге.
Не кажется ли вам, что человек находится в состоянии наркотического опьянения жизнью.
Ему все время что-то надо. Если дела нет – он найдет.
Так что же, выходит что нарк только ускоряет этот процесс, уж очень нетерпеливый он человек.
А если человек впадает в нирвану, то живет ли он вообще, с этой точки зрения?
И вообще Там ничего не происходит. Там пустота, как некий абсолют.
Но, во-первых, это просто игра словами, а во-вторых, если это так, то ведь это же и есть смерть!
Так стоит ли заигрываться этим? Не проще ли подождать, когда она «в свой час придет».
А с другой стороны?

А теперь по сути.

Как-то приятель тут один, человек вполне положительный и благополучный, вдруг мне сказал
- Иногда так все надоедает. Взглянешь в окно – все пасмурно. И каждый день за днем все одно и то же, одно и тоже. И жить не хочется от этих бесконечных, скучных повторений.
- Как же так, - говорю, – на тебя это совсем непохоже! У тебя все в порядке и дома и на работе.
А он отвечает
- Депрессия.
Вот так. Ну уж от него никак не ожидал!
Депрессуха!
Надоедает жить, пропал аппетит к жизни.
Но позвольте.
Вам не надоедает каждый день хорошо поесть.
Никто не думает с тоской
- Опять обедать!
Мы все знаем, а не только медики, если пропал аппетит – значит, человек болен. Увы, это первый и крайне тревожный признак соматического заболевания.
А депрессия – это же потеря аппетита к жизни. Как ни крути, но это признак психического заболевания.
Человек нарожден беспечной мамой для того, чтобы жить и с интересом пропускать через свою психику всю противоречивую пулеметную ленту текущих событий, если он психически здоров.
Нормальный индивид испытывает «радость жизни», что бы там ни было, то есть он живет аппетитно.
В противном случае он психологически болен и ему нать к доктору.

С этой точки зрения в искусстве весь этот постмодерн и пост-и-постмодернизм суть порождение талантливых личностей, психически не совсем здоровых, вовлекающих в свою орбиту податливых на внушение нормальных потребителей искусства.
Бедная жертва смотрит на разные и тому подобные квадраты Малевича, полеты над крышами Витебска Шагала и выкрутасы сюрреалистов во главе с Дали Сальвадором, который, кажется, явно с приветом.
А ведь похоже, что в искусстве просто временно взяли верх люди с не совсем нормальной психикой.
Лечиться бы им надо, а не лишать нормальных людей аппетита к жизни.
А мы-то изо всех сил стремимся к ним приобщиться и слегка сдвинуться.

Согласитесь - то, что я говорю, выглядит убедительно.

Так оно выглядит с одной стороны.

А с другой стороны современные сторонники маразма меня заклеймят.

Они объявят, что постмодерни;зм — социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.
Что постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму, модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению.
Что постмодернизм в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.
Мне это кажется не очень убедительным.
Посмотрите, что получается в реальности, которую они, кстати, ставят под сомнение.
Ведь для них помещенная на выставке мусорная куча – это экспонат, и вы знаете, что это не преувеличение.
Сегодня у нынешних эстетов от искусства главное – это все, что раньше представлялось чистым, высоким и благородным – высмеять и оплевать со всех сторон.
Один из ярких примеров издевательства – это нынче возведенное в норму  осовременивание произведений искусства прошлого.
Так, сейчас ставится «Дон Жуан» Моцарта таким образом, что убийство Командора в начале оперы напоминает кухонную разборку в современной квартире.
Или человечество психически заболело?
Вот так все выглядит с другой стороны.

Но теперь следует сказать пару слов о скуке.
А как же скука?
Скука – это не то. Скука не подруга депрессии. Выражаясь по-современному, она с ней рядом не стояла.
Скука возникает, по существу, от переизбытка жизненного комфорта. Когда нет пока ничего такого, что надо бы сделать, чтобы обеспечить себе пропитание и кров. А прочие «пустяки» делать лень.
Шопенгауэр очень сурово называет истинным источником скуки внутреннюю пустоту. Это не совсем так. Просто  большинство людей не слишком склонно к рефлексии без надобности.
И поэтому часто мы заменяем пулеметную ленту реальных событий, когда она приостановилась, имитацией реальной жизненной стрельбы, то есть игрой, и в этом смысле продолжаем жизнь во всей ее полноте, и иногда даже более ярко, чем в реальности, бедной событиями, но уже отчасти в виртуальной действительности. Вы все прекрасно знаете, что иногда люди так увлекаются, что и вообще живут от игры и до игры.
А спорт?
Тем более, что жизнь ведь и сама есть отчасти вечная игра.
Правда, большинство людей всегда наивны, и играют с властями в поддавки, иначе общество рассыпалось бы, но это не тема нынешнего разговора.
Интеллектуалы могут утешаться тем, что в отличие от массы они играют преимущественно в игры ума, вечно рефлексируют, но в дискурсе рассматриваемой нами проблемы о патологической природе депрессии и всего депрессивного искусства – скука, в норме покрываемая игровыми увлечениями, не является психологически патологией.
И слава Богу!
Пусть, однако, никто не подумает, что я здесь оправдываю игроманов, особенно жертв современных интерактивных ролевых игр. Это совершенно отдельная тема об издержках надвигающегося на нас информационного общества.
Да, вот говорят, что слепив человека из глины и слишком дунув в него, Господь переоценил свои силы?