Мысли о смысле

Владимир Николаев 2
             
«Дурень думкой богатеет» - есть такая поговорка.

«В чем смысл жизни?» – не ко мне вопрос
У каждого на это, свой ответ.
На первый взгляд, вопрос довольно прост –
Задуматься, так и ответа нет…
Зачем вот, рыбки развелись в пруду?
Зачем рыбак вон, в камышах притих?
Десятки вам ответов приведу –
Не будет верным ни один из них.
Не будет верным ни один из них –
Ответь на них, хотя бы и мудрец…
Самый простой, – «Всевышний создал их;
Зачем? – Ответит только лишь Творец»
Такой ответ мудрей других звучит –
Как страус, сразу голову в песок.
А если тот вопрос ребром стоит;
Из философии, скорей его исток?
Зачем возникла жизнь на земле,
Коль создал Бог, какая цель была?
Какая разница: при свете, иль во мгле
Из «ничего» возникнуть жизнь смогла?

«Я человек. Венец природы всей»;
Так утверждает большинство людей.
Я тоже с ними соглашусь скорей,
Поскольку нет достойнее идей…
В круговороте жизни нет венцов;
По крайней мере, не должно их быть.
Мы все в «одном кругу» в конце концов;
Венец он ведь, не может круг замкнуть.
Вершина «пирамиды» - может, да,
По «пищевой цепочке» посмотреть.
Вершина ли? Микробы что, тогда?
Они же нас едят и будут есть!
А как же Разум? Разум-то куда?
Ведь разум человеку лишь присущ!
Вот с Разумом, как раз у нас беда,
Его как раз, я больше всех боюсь.
Что дал нам разум, я хочу понять –
Мы так же боремся за право жить;
За право род свой дальше продолжать.
На это ли нам нужно Разум приложить?

Нам Разум даден развивать прогресс;
Да, развиваем – это налицо!
Увы, необратим такой процесс,
Куда он приведет, в конце концов?
Не будет ли, что к гибели придем;
Чем дальше, тем ускоренней рывок.
Не «черную ль дыру» в конце найдем –
Искусственную – разума итог?
Уже сейчас оружия полно,
Достаточно, чтоб уничтожить Жизнь.
И продолжаем множить мы его –
Все изощренней делаем – держись!
Как можно удержать его потом?
Достаточен неосторожный шаг!
Но Разум разуму не слушается в том,
Он разуму, увы, первейший враг.
По «заданной программе» он идет;
А кто программу задал – не понять…
А если Бог, куда он нас ведет?
Наоборот бы, должен удержать.

Здесь есть оптимистический подход –
В аквариуме, в том, где мы живем,
Масштабный ожидается поход –
Рассаду Жизни Бог готовит в нем…
Для Разума программа создана
Распространить по Миру семена –
Во всем пространстве и на «времена»…
Посильна человеку лишь она.
Взрыв Жизни во вселенной предстоит;
С Первичным взрывом соразмерен он.
То, человек возможно, совершит –
На эти цели Разум сотворен…
Тогда есть смысл жизни…, если так,
Есть цель, ради которой стоит жить!
Пусть, отдаленная, нам не дожить никак;
Но все ж, готов я «Этому» служить!
Возможно, Разум копится у нас,
Сеть Генной линии – «всемирный банк».
Он копится, пока настанет час;
Накопится, тогда поступит «Знак»…

Тот вариант, увы, он не один;
Вполне быть может, нет его совсем.
Для оптимизма тут уж нет причин;
Не хочется мне согласиться с тем.
Едина на земле одна лишь сеть –
Сеть общей генной линии людей.
В ней Информацию нельзя стереть –
Лишь добавлять в ней, можем мы «частей»
И каждый человек по мере сил
Того, не сознавая, вносит «пай».
«Ты информацию от предков получил –
Своим потомкам дальше передай»…
И каждый человек – он узелок в цепи,
Где линии встречаются лишь раз;
Чтоб мы «свое» добавить что могли –
Быть «узелком», такая роль у нас…
И я, конечно, узелок в цепи,
Единой генной сети всей земли.
И генам предков сквозь меня пройти,
В грядущее чтобы попасть смогли…

Добро хоть, узелок я не «слепой»,
Есть дети у меня, и внуки есть.
Они те гены понесут с собой,
И от меня там будет, значит, весть…
А узелок слепой – он обрывает цепь,
По этой линии уж гены не пройдут.
Выходит, зря он ел тогда свой хлеб,
Зря жил – в «копилку» если гены не войдут.
О смысле жизни спросишь у него,
В ответ он что угодно приведет,
Не убедят вот, доводы его –
В грядущее он гены не внесет…
Конечно, есть великие дела;
Немало их история хранит.
Во имя их и жизнь уйти могла,
Однако это мало говорит.
Великие дела в межрасовой борьбе,
Иль в классовой борьбе – не стоят свеч.
Все преходяще в человеческой судьбе;
Им лучше, жизни бы свои сберечь…

Охаивать не стану сгоряча,
«Дела великие» - поди-ка, разберись!
Я уважаю жертвенность врача,
Отдавшего во имя Жизни жизнь.
В том вижу смысл жизни для него –
Отдав свою, он множество спасет…
Он не пример для мира, для всего,
Таким, на единицы счет идет.
Я говорю о массах, о толпе –
Где жертвенность, совсем уж не закон.
Где люди чаще сами по себе,
Где каждый незаметно вовлечен
В борьбу за жизнь свою, за род,
За племя, за народ и за страну;
За что еще, он вряд ли сам поймет –
И разбираться некогда ему…
Чем значимей причины той борьбы,
Тем кажутся бессмысленней они.
Мир сохранить от роковой судьбы –
В конце поймем…, за считанные дни.

Возьмем искусство и жрецов его.
(И сам я тоже к ним, признаюсь, льну).
Оно превыше, кажется всего,
И жизни жертвовали иногда ему.
Творения порой живут века –
Бессмертными нам кажутся они.
Их уровня нам не достичь никак
Постичь бы хоть, приблизиться бы к ним…
Да, есть шедевры – есть «вершины» в нем,
Им жизни жертвовать, казалось бы, не жаль.
Однако с Гениями редко мы живем;
Их – единицы, в этом вся печаль.
В искусстве, масса основная – те,
Кто производит вал на «злобу дня»,
Живет при повседневной суете;
И трудно в ней кого-то выделять.
Вот этим часто пользуется власть –
Кого-то хвалит, а кого-то нет;
Кто славой наделен и пользуется «всласть»,
Тот, кто в обиде, все хулит в ответ…
А в сущности ведь, делим все «бифштекс» -
Нормальная реакция в толпе.
«Негениям» - один тут интерес;
Покрепче «узелков» в сети себе…

Возьмем Религию. Религия она
Практически уж охватила всех.
Историей она для нас дана;
И кто не верует, включая даже тех.
Добро бы только, быть единой ей;
Раз Бог один, должно быть, только так!
Увы, не так. Наоборот, скорей,
Ее толкуют ныне так и сяк…
Язычники, буддисты…, вера мусульман;
Есть христиане и поклонники огня…
В одной-то вере, люди разных стран
Прожить без ссор не могут ведь, ни дня!
Все «веры» сектами прилично обросли –
Их возглавляет каждый раз «Прокруст».
Прокрусты все – спасители земли,
И каждый мнит, что без него мир пуст.
Не верится, что Богу все равно,
Ведь видит же – земля под ним горит!
А вникнешь так детальней – там одно,
Банальное стяжательство стоит…

Стяжательство. Да, есть такая страсть;
Известно, многие подвержены тому.
Стараются все ухватить, украсть –
А есть ли выгода, однако, самому?
Разбогатеет, нахватает он…,
Но все равно ж, поделится потом!
Двумя он жизнями, увы, не наделен
И будет так же нищим в «мире том».
Сын женится – богатства пополам;
Внук женится – деление опять…
Не говорю о правнуках…, уж там
Следов богатства трудно отыскать.
Единственная помощь от него –
Той генной линии, где стал он «узелком»;
Для конкуренции потомству своему,
Он вроде, лишний аргумент добыл.
Не более того. Но, мера есть всему;
Изнеженный потомок у таких
Окажется нередко слабым вдруг.
Когда богатств лишается своих,
Сильнее конкуренты все вокруг…

Еще Всепоглощающая страсть
У большинства людей в сердцах живет.
Как будто бы, наркотик – это власть,
Она по жизни их стезю ведет…
Она страшней болезней всяких, всех;
Все на алтарь ради нее несут.
Порой, предвидя личный свой успех,
Святыни вечные в мгновение сотрут!
На горизонте замаячит власть –
Уже на свете ничего желанней нет.
Все, без оглядки бросят власти в пасть –
Страшней того, не видел белый свет…
Достиг вершины власти человек…,
И что? Скажите, счастлив он теперь?
Проводит в страхе он теперь свой век –
Не человек уж, загнанный он зверь!
Вокруг него, «соперники» одни,
Он ненавидит и боится всех.
Враждует с близким окружением все дни…
Таким завидовать-то, вроде, грех.

В чем смысл жизни, не понять никак,
И разум не поможет – лишь «мутит».
Задастся ль муравей вопросом так,
Иль, для него ответ нашел инстинкт?
Двояко представляется мне он;
Жизнь для меня важней всего, моя.
Но, Жизнью мир сегодня окружен –
На жизни зиждется природа вся.
С «моей» молчу – вопросов нет ни в чем;
Что б жить и род, конечно, продолжать.
Не возражаю я в процессе том
Кого-то есть, кому-то пищей стать.
О смысле жизни «общей» толковать,
Не достает ума мне, признаюсь.
Как начинаю смысл я искать –
Лишь о своей, как водится, пекусь…
В чем смысл жизни – не ко мне вопрос;
Ответить не смогу я все равно.
Но, почему-то, в душу мне он врос…,
И будоражит мысли уж давно.