Книголюб

Беспамятных Леонид
  Как - то по весне выхожу из подъезда, а в дом вьезжает новый русский. Бывшие хозяева квартиры поумирали, дети ее продали.

  Мой сосед по подъезду, военный пенсионер. Михаил Петрович.  Поздоровался по ручке и говорит:
    - Надо же, какие книги на мусорку выбрасывают: Куприна, Чехова,Лескова, Дюма, Золя. И не жалко...
    - Не может быть?
    - Я серьезно. Не веришь - сходи посмотри, - обиделся Петрович. - Только что всю подписку Льва Толстого рабочие мимо пронесли.
  Подошли  к мусорке. Смотрю, действительно, гора книг на земле. Тут же  пластинки разбросаны: Утесов, Окуджава, Бернес...
  Петрович наклонился и, взяв книгу, прочитал: "Жюль Верн. Дети капитана Гранта".
 "Надо же! Такая книга и лежит в пыли среди мусора!" - обожгла меня обида.
 
                ***

     Два дня спустя позвонил Михаил Петрович, попросил забежать, а заодно пообещал сюрприз. Зашел  через полчаса к нему, а он спрашивает:
     - В Одессе приходилось бывать?
     - Нет, - отвечаю.
     - А я там служил на флоте. Со своей Машей там и познакомился.
  Михаил Петрович широким жестом пригласил пройти в зал. Вид у него был взволнованный. Смотрю, книжные полки от пола до потолка. На антресолях расположились тома Пушкина в золотисто - оранжевом обрамлении. Я осторожно прикоснулся кончиками пальцев к разноцветным корешкам переплетов:
  - Библиотека - то, Петрович, классная у тебя!
  - Я книжки читаю, будто семечки грызу, - признался он.- Протираю их влажной тряпочкой,чтобы пыль не оседала.

 На тумбочке я увидел старенький радиоприемник с проигрывателем.
     - Узнаешь аппарат? - спрашивает Петрович.
     - Как же! Техника из босоногого детства.
     - Ну, так слушай, - говорит Петрович, а сам  пластинку ставит. - Песня про меня - замечательная. Рекомендую послушать.
    Сначала раздалось шипение, треск, а потом  я узнал знакомый голос Утесова:

     " Ты одессит , Мишка ,
       А это значит, что не страшны тебе
       Ни горе , ни беда .
       Ведь ты моряк , Мишка ,
       А моряки не плачут
       И не теряют бодрость духа никогда , "

  Смотрю, у Михаила Петровича веко задергалось. Он отвернувшись к окну, проговорил:
     - Представляешь,сосед, у меня теперь аж четыре пластинки с песнями Утесова! Надо же, а? Прямо не верится. Это же почти все его записи с 1930 года - подарочная коллекция.

      Хитровато улыбнулся, подошел к книжному шкафу:   
   - Смотри сюда, Викторович! Я и всю подписку Льва Толстого давеча с мусорки притащил. Представляешь, позолоченные корешки! А что? При советской власти, бывало, всю ночь в очереди простоишь у магазина "Подписные издания", в списках надо было отмечаться.  Я ведь, надо признаться,  старый книголюб. Каждой новой книге радовался, как ребенок.      Ох - во! Во времена настали! А?
      Добавил:
   - Капитализм пришел! Кто бы мог подумать, что жизнь так переменится?

      Горестно вздохнул: 
      - А беспокоиться причины были тогда: дождь пошел, ну, я и давай их перетаскивать. Спасибо, Маша помогла.

      - Будет тебе, - отмахнулась от него Мария Николаевна, - натащил макулатуры и радуется.
     Накинула на стол красивую скатерть.
     - Не поверите? Он может часами говорить о книгах. Миша! Угости  гостя чаем, а я пойду булочки из духовки достану.

  Хотел забежать на пять минут, а просидел у них два часа. Петрович ставил пластинку за пластинкой, Мария Николаевна угощала булочками. Затем они стали танцевать под песню "У самовара я и моя Маша".
    Смотрю, а самовар - то уже остыл, они  принялись петь песни на два голоса, у них это хорошо получалось...

  Приехал  сегодня с дачи, а тут телефон звонит. Взял трубку,  это – Петрович.
    - Приходи, Викторович, вечерком на чай.  Будем пластинки Бернеса слушать…

Фото Елены Ивановой