Школьное сочинение сына

Галина Беспалова
       Деду, Беспалову Архипу Михайловичу,
       бабушке, Петрюковой Екатерине Андреевне, посвящаю.
       Светлая им память…

Вчера у Игоря Желнова прочитала публикацию «Дочка о победе и мире» и вспомнила, что у меня хранится школьное сочинение сына на тему "Война и моя семья», перечитала его… и решила опубликовать – в память о моём дедушке, погибшем на фронте, в память о бабушке, всю жизнь хранившей верность ему… Эта история, рассказанная моим сыном, их правнуком, - не просто странички семейной хроники, это частичка истории страны.



       Во дворе нашей школы – аллея славы, в её центре на гранитном постаменте застыл солдат в плащ-палатке и с автоматом на груди. Я с детства помню этот памятник. Давно, когда даже ещё не ходил в школу, мама привела меня к нему. Я спросил, кто этот солдат. И мама ответила, что это мой прадед Беспалов Архип Михайлович, что он погиб, сражаясь с фашистами. Я стал взрослее, и мама рассказала мне, что с фронтов Великой Отечественной войны не вернулись многие наши односельчане, их имена выбиты на гранитных плитах обелиска, что воин в плащ-палатке - памятник всем жителям нашего села, погибшим на фронте.
       Каждый год 9 Мая с букетом тюльпанов мы всей семьёй идём к монументу Славы на митинг, а потом большой роднёй собираемся у дедушки Лёни и слушаем воспоминания старших о войне.
       Мой дед тогда был намного моложе меня, но помнит, как провожали на фронт отца. Дедушка Лёня и его младший братишка остались с мачехой – моей прабабушкой Катей (их родная мама умерла перед самой войной ). Но мачеха у них была добрая и очень любила их.
Большими праздниками в семье были дни, когда приходили письма с фронта, но их было всего три. Однажды девушка-почтальонка принесла четвёртое письмо, но сама не улыбалась, как обычно, и быстро ушла. Дедушка уже учился в начальной школе и умел читать. По особому штемпелю на конверте он понял, что это похоронка. Поплакал и решил матери не показывать страшный конверт. Баба Катя в это время полола картошку, и дедушка Лёня пошёл ей помогать. Он, наверное, плохо умел притворяться, потому что мать сразу спросила, что случилось, не натворил ли чего. А когда спросила, не приходила ли почтальонка, дедушка не выдержал и разревелся. Дед помнит, как на пронзительный крик матери с соседних огородов сбежались женщины, как утешали и плакали вместе с ней – каждая о своём. Прабабушка не умела читать, поэтому похоронку читал дедушка вслух. В ней сообщалось, что их отец был тяжело ранен в бою под Харьковом и умер в госпитале.
       Одна их соседка дважды получала на сына похоронку, а после Победы он вернулся домой живой и невредимый. И бабушка Катя долго надеялась на чудо и ждала мужа, но так и не дождалась. Она была молодая и красивая. Дед помнит, как к ней не раз сватались, но она ни за кого не пошла, а всю свою жизнь посвятила чужим детям, которые ей стали роднее родных. Вырастила и выучила моего дедушку, а потом растила внуков и правнуков, мою маму, она и меня нянчила. Помню, была старенькая и добрая-добрая. Мы все её очень любили.
       Мне мама рассказывала, что бабушка Катя всю жизнь кляла себя, считая, что виновата в смерти мужа. А дело вот в чём.
       Прадедушка ушёл на войну в декабре 1942 года. У него были новые валенки, которые бабушка Катя дала ему обуть. Но дедушка Архип обулся в старые, а новые вернул и сказал: « Там выдадут обмундирование. А валенки пусть полежат на печи, пока я воюю. Изношу, когда вернусь».
       Хотя фронт был далеко, но в деревне жилось трудно, часто голодали. Денег колхозникам совсем не давали, но заставляли выкупать облигации Государственного Займа. Из-за этого баба Катя всё, что можно было, распродала, даже своё приданное - швейную машинку «Зингер», а прадедушкины валенки хранила. Однажды к ним в избу зашёл Уполномоченный (так назывались тогда какие-то начальники, приезжавшие из города) и, наверное, «положил глаз» на тёплые валенки. Тут же попросил продать их ему. Но бабушка, конечно же, не продала.
       Потом её вызвали в колхозную контору и предложили купить ещё один «Займ». Бабушка отказалась, сказала, что положенное она уже выкупила, что у неё нет ни копейки денег. «Продай валенки!» - был ответ. Бабушка Катя плакала, объясняла, что это единственное, что у неё осталось от мужа. Уполномоченный назвал её«уклоняющейся», «тыловым вредителем» и на ночь закрыл в подвале конторы. Бабушка решила не сдаваться, но на следующую ночь соседка привела к окошку подвала голодных и перепуганных дедушку Лёню и его братишку. …И бабушка сдалась - обменяла валенки на облигацию. А вскоре пришла похоронка. Бабуля корила себя и повторяла: « Не сберегла Архипу валенки, вот он и не вернулся…»
       Баба Катя не любила говорить о войне. Когда рассказывала о тех годах, всегда в её глазах блестели слёзы, и она их утирала кончиком подола фартука. Война – это страшно. Сколько людей погибло! Сколько горя принесла нашим дедам и бабушкам! Кажется, теперь никто не должен желать войны. Но и сегодня, через много лет после выстраданной Великой Победы, вновь на Земле гремят выстрелы, льётся кровь, гибнут люди. Вновь в чьи-то семьи стучится горе.
Зачем? Кому это нужно? По чьей воле это происходит?
Когда я вырасту, постараюсь сделать так, чтобы не было войн. Я люблю людей и не хочу, чтобы им было плохо.
Пусть всегда будет мирное небо, и пусть все будут счастливы!