Белые голуби Виктора Павлова

Игорь Лебедевъ
Вы замечали когда-нибудь летящих над Москвой белых голубей? Вспомните… В самом центре, в районе Малого театра? Вспомнили? Это голуби Виктора Павлова…

"Часто сижу на чердаке, с голубями воркую. Мне кажется, что это души актеров, когда-то работавших здесь. Вот эта гордая голубка - Гоголева, а этот любвеобильный - Царев, самый веселый голубь - Игорь Ильинский. У меня и в детстве птицы были: голуби, синички, щеглы. Я с птицами раскрепощаюсь. У меня натура восприимчивая, надо эмоции куда-то выплеснуть".  Это слова самого Виктора Павловича.

В прошедшем октябре одному из самых любимых артистов отечественного кинематографа  Павлову Виктору Павловичу исполнилось бы 70…

Павлов Виктор Павлович родился в Москве 5 октября 1940 года. Арбатский мальчишка. Арбат. Сивцев Вражек. Военное детство, голод и холод, испытания… Но дети есть дети и запоминаются больше теплые, хорошие события: приход с войны отца, запах отцовской военной гимнастерки, друзья, начало мирной, послевоенной жизни с надеждами и мечтами, "птичий рынок". Птицы были особой любовью маленького Виктора, и он пронес эту любовь через всю жизнь.

Своей любовью к театру Виктор обязан родителям. Его папа очень любил театр, часто там бывал и маленький третьеклассник Витя Павлов тоже стал частым зрителем во МХАТе, Малом, Вахтанговском... Да что зрителем? Выступать на сцене Виктор начал тоже очень рано. Он занимался в детском районном хоре, в школьном драмкружке. Первой ролью будущего актера стала негритянская женщина, которая вызвала бурный восторг и безудержный смех одноклассников.

В 1956 Виктор закончил восьмилетку и пошел на завод учеником слесаря, затем стал радиомонтажником. Параллельно Виктор учится в вечерней школе рабочей молодежи. Все свое свободное время отдает драмкружку при Доме учителя. Первым его  театральным педагогом был замечательный актер и режиссер МХАТа Вадим Николаевич Богомолов, который и распознал особые актерские способности молодого человека, благословив его решение стать атером.
В 1959 Виктор Павлов был зачислен студентом на курс Веры Пашенной и Николая Анненкова в училище Малого театра имени М.С. Щепкина.

Павлову чрезвычайно повезло с учителями, их уроки помогли будущему актеру развить свою индивидуальность. Его строгие педагоги не признавали на занятиях половинчатой работы, требуя полной отдачи и от себя, и от студентов. Удивительно творческая атмосфера царила на курсе, на котором учились, кроме Виктора, Олег Даль, Виталий Соломин, Михаил Кононов, многие другие, ставшие впоследствии знаменитыми, актеры.
 
После окончания Щепки( Театрального училища имени М.С. Щепкина) в 1963 году Виктор Павлов был принят в театр "Современник". Яркая творческая индивидуальность молодого актера с первых же дней стала очевидна. Ему были подвластны и лирические, и комедийные образы: Христиан в "Голом короле", Огородников в "Старшей сестре", Зайцев в "Вечно живых".

В 1965 Виктор Павлов перешел из  «Современника» в Театр имени Ермоловой, где играл до 1969 года.

С 1969 по 1977 годы Виктор Павлович работает в театре имени Маяковского. Этот период очень важен для творческой биографии артиста. Здесь он блестяще сыграл роли во многих спектаклях, каждый из которых становилось настоящим событием в театральной жизни Москвы: "Беседы с Сократом" и "Разгром", "Человек из Ламанчи", "Таланты и поклонники", "Дети Ванюшина".

1985 год. Виктор Павлов снова в Театр имени Ермоловой. Здесь им были сыграны многие знаменитые роли: Биверс в постановке "Время и семья Конвей", Буланов в спектакле "Лес", Дюпон-Дюфор-сын в "Бале воров", отец Паисий в "Беге".

В последние годы своей театральной карьеры Виктор Павлович работает в Государственном академическом Малом театре. Зрители ходили в "Малый" специально "на Павлова", и актер их никогда не разочаровывал. На этой сцене он создал целую галерею ярких и разноплановых образов: Бежарс в постановке "Преступная мать, или Второй Тартюф", Градобоев в "Горячем сердце", Загорецкий в "Горе от ума", Аркашка Счастливцев в "Лесе", Шут в "Короле Лире", Роман Сомоновский в постановке "Мой любимый клоун".

Без всякого сомнения, можно утверждать, что Виктор Павлович Павлов вошел в пантеон славы Малого театра. Его необычайный актерский дар и виртуозное владение профессией позволяют говорить о нем как об одной из самых ярких звезд на небосклоне современного отечественного театрального искусства.

В кино Виктор Павлов дебютировал еще будучи студентом четвертого курса, сыграв эпизодические роли у Льва Кулиджанова в фильме "Когда деревья были большими" и у Станислава Ростоцкого в картине "На семи ветрах".

Первой большой ролью стал студент Дуб в кинокомедии Леонида Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Именно Гайдай помог актеру найти себя в комедийном жанре. На съемочной площадке режиссер был педагогом, одержимым идеей взаимного творчества. В фильмах Леонида Гайдая актер сыграл студента-изобретателя Дуба и студента-молодожена в "Двенадцати стульях". Это маленькие эпизоды, но они запомнились не одному поколению зрителей.

Большая известность к Виктору Павлову пришла после роли разведчика Коли Гришанчикова в телевизионном фильме "Майор Вихрь" в 1967 году(режиссер Евгений Ташков, по одноименному роману Юлиана Семенова). Евгений Ташков серьезно рисковал, когда приглашал тогда еще совсем юного актера, игравшего комедийные эпизоды на роль кадрового офицера-разведчика. Создать такой образ было непросто: это была роль в роли, приходилось отрабатывать каждую деталь, чтобы профессионалы приняли его за "своего", и успех превзошел все ожидания.
Неожиданными красками, новизной характера поразила зрителей и работа Виктора Павлова в фильме режиссера Виктора Трегубовича "На войне, как на войне"(1969 год). Актер блестяще создал образ мужественного, обаятельного, открытого водителя самоходки Гриши Щербака. После выхода на экран картины Евгения Ташкова "Адъютант его превосходительства", жизнь у актера Виктора Павлова, сыгравшего роль отъявленного мерзавца и бандита Мирона Осадчего, стала беспокойной(настолько игра Виктора Павлова потрясла всех). Когда люди узнавали его на улице, они буквально "зверели", отождествляя его с экранным персонажем.
Помните, наверное:
«Твоего ПавлА я не видал, но знаю…казак один его шашкой и напополам…»
«А ведь это ты ПавлА убил…»

А дальше… дальше множество ролей. Новые фильмы… "Проверки на дорогах" Алексея Германа, "Даурия" Виктора Трегубовича, "Здравствуй и прощай" Виталия Мельникова. Обаятельные и запоминающиеся образы: простоватый Красавин в драме Евгения Ташкова "Дети Ванюшина", немного растерянный Коля, муж Лизы в "12 стульях" Леонида Гайдая, бойкий Митька Лысов в "Емельяне Пугачеве" режиссера Алексея Салтыкова.

За все годы съемок в кино Павловские персонажи не вызывали положительных эмоций у зрителей, постепенно выработался даже некий стереотип восприятия актера, привыкших видеть его преимущественно в амплуа злодеев. Да и режиссеры зачастую считали Виктора Павлова актером отрицательного обаяния. Вот так постепенно он и стал актером с почти не меняющимся от роли к роли обликом.

Особнячком в ряду ролей стоит роль налетчика Левченко в "Место встречи изменить нельзя" Станислава Говорухина, запутавшегося, сломанного войной и недобрыми людьми, настрадавшегося, но все еще сильного и волевого, сумевшего остаться человеком даже перед лицом смерти. Эта роль стала звездной для актера. Казалось бы, смотрено-пересмотрено, и каждое слово все помнили наизусть – а все же "мороз по коже"….
 "Прощай, ротный. – Прощай, Левченко…"

На съемках фильма "Куратор" в Киеве у актера случился инсульт, и его увезли в больницу, и положили в общую палату. Но буквально через день перевели в палату люкс для "особых" персон… Главврач распорядился во время обхода. Бесплатно. В знак уважения. В этой картине любимый зрителями актер сыграл свою последнюю роль в кино.

В редкое свободное время Виктор Павлович увлекался рыбалкой и охотой, занимался стендовой стрельбой, обожал отдых на даче, с простыми дачными занятиями - работой в саду и огороде. Но главным увлечением его жизни было рисование. На репетициях, на съемах, на гастролях - всюду с актером были бумага, краски, карандаши. Каждый раз, приступая к роли, он рисовал "портрет" своего героя. Были у него картины и для души: пейзажи, портреты, но в основном, лица друзей, жены Татьяны.

О своем здоровье Виктор Павлович, как часто это бывает с людьми увлекающимися, заботился мало. А между тем он давно страдал от повышенного давления, и, пытаясь вылечиться от гипертонии, даже уговорил художественного руководителя театра Юрия Соломина разрешить ему разводить на чердаке Малого театра перепелок. По его словам, общением с этими птичками "и маму лечил, и себя, и некоторых артистов". Чердак Соломин ему отдал, но перепелки всё же погибли…

Самым любимым местом Виктора Павловича в Москве с детства был Птичий рынок. Он любил птиц, разводил голубей - московскую останкинскую белую породу.

Виктор Павлович Павлов умер 24 августа 2006 года на 66-м году жизни от сердечного приступа в своей московской квартире на руках у жены Татьяны Говоровой. Похоронен актер 28 августа 2006 года на восьмом участке Кунцевского кладбища рядом с могилой своего отца.

Вечная и светлая память русскому актеру Виктору Павлову!



Фильмография:

1961 Когда деревья были большими
1962 На семи ветрах
1963 Сотрудник ЧК
1964 Пядь земли
1965 Таежный десант
1965 Строится мост
1965 Операция "Ы", и другие приключения Шурика
1965 Время, вперед!
1966 Человек без паспорта
1967 Майор Вихрь
1968 На войне, как на войне
1969 Всегда на марше
1969 Адъютант его превосходительства
1970 Ночная смена
1971 Слушайте, на той стороне
1971 Расскажи мне о себе
1971 Проверка на дорогах
1971 Поезд в далекий август
1971 Даурия
1971 12 стульев
1972 Здравствуй и прощай
1972 Всегда начеку
1973 Товарищ генерал
1973 Старая крепость
1973 Дети Ванюшина
1973 Дверь без замка
1973 Высокое звание. Я - Шаповалов Т.П.
1974 Незнакомый наследник
1974 Единственная дорога
1974 Время и семья Конвей
1975 Краткие встречи на долгой войне
1975 Гамлет Щигровского уезда
1976 Строговы
1976 Преступление
1976 Обыкновенная Арктика
1976 Долги наши
1977 Четвертая высота
1977 Схватка в пурге
1977 Смешные люди!
1977 Кольца Альманзора
1977 Журавль в небе
1977 Гарантирую жизнь
1978 Уходя - уходи
1978 Пока безумствует мечта
1978 Завьяловские чудики
1978 Емельян Пугачев
1979 Торговка и поэт
1979 След на земле
1979 Дневник директора школы
1979 Дюма на Кавказе
1979 Время выбрало нас
1979 Место встречи изменить нельзя
1980 Последний побег
1980 Обнаженный Куренцов
1980 О бедном гусаре замолвите слово
1980 Личной безопасности не гарантирую
1981 Штормовое предупреждение
1981 Сын полка
1981 Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна
1981 Преступник и адвокаты
1981 Куда исчез Фоменко?
1981 Деревенская история
1981 Белый танец
1982 Повесть о молодых супругах
1982 Взять живым
1983 Среди серых камней
1983 Пароль "Отель Регина"
1983 Одиноким предоставляется общежитие
1983 Миргород и его обитатели
1984 Шанс
1984 Челюскинцы
1984 Первая конная
1984 Нам не дано предугадать...
1984 Герой ее романа
1985 Серебристая нить
1985 Прощание славянки
1985 Не ходите, девки, замуж
1985 Контрудар
1985 Дикий хмель
1985 Грядущему веку
1985 Грубая посадка
1986 Секретный фарватер
1986 Обвиняется свадьба
1986 На острие меча
1986 Зина - Зинуля
1987 По траве босиком
1987 Ловкачи
1987 Лиловый шар
1987 Забавы молодых
1987 Говори...
1987 Гардемарины, вперед!
1988 Утреннее шоссе
1988 Светлая личность
1988 Любовь к ближнему
1988 Лапта
1988 За все заплачено
1988 Дубровский
1988 Вам что, наша власть не нравится?!
1988 Билет в один конец
1989 Операция "Вундерланд"
1989 Князь Удача Андреевич
1989 Катала
1989 Беспредел
1990 Царская охота
1990 Убийство на Монастырских прудах
1990 Рок-н-ролл для принцесс
1990 Кошмар в сумасшедшем доме
1990 Канувшее время
1990 Гамбринус
1991 Циники
1991 Фирма приключений
1991 Русские братья
1991 Не будите спящую собаку
1991 Караван смерти
1991 И черт с нами!
1991 Глухомань
1992 Удачи Вам, господа
1992 Похитители воды
1992 Лавка "Рубинчик и..."
1992 Крысиный угол
1992 Кооператив "Политбюро" или будет долгим прощанье
1992 А спать с чужой женой хорошо!?
1993 Я сама
1993 Супермен поневоле или эротический мутант
1993 Про бизнесмена Фому
1993 Над темной водой
1994 Увлеченья
1994 Ручка, ножка, огуречик...
1994 Мастер и Маргарита
1994 Колечко золотое, букет из алых роз
1994 Кодекс молчания-2
1994 Заколдованные
1994 Воровка
1994 Волшебник Изумрудного города
1994 Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах
1995 Роковые яйца
1995 Крестоносец
1995 Домовик и кружевница
1995 Без ошейника
1996 Научная секция пилотов
1996 Милый друг давно забытых лет...
1997 Сирота казанская
1997 На заре туманной юности
1997 Дети понедельника
1998 Черный океан
1998 Незнакомое оружие, или Крестоносец 2
1999 Святой и грешный
1999 Кому я должен - всем прощаю
1999 Белый танец
2000 Рыцарский роман
2000 Приключения Солнышкина
2000 Марш Турецкого
2000 Зависть богов
2000 ДМБ
2000 ДМБ - 002
2000 В августе 44-го
2001 С новым счастьем! - 2
2001 Курортный роман
2001 Идеальная пара
2001 ДМБ: Снова в бою
2001 ДМБ - 003
2001 ДМБ - 004
2002 Убойная сила-4
2002 Горе от ума
2002 Бригада
2004 Москва смеется
2004 Даша Васильева 2. Любительница частного сыска
2005 Космос как предчувствие
2007 Куратор


Награды и звания:

Народный артист России (1994)
Награжден медалью "Ветеран труда" (1989)
Лауреат "Премии Московского правительства (1992)
Лауреат театральной премии "Московская премьера"
Награжден медалью "В память 850-летия Москвы" (1997)
Кавалер Ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1999)
Лауреат премии "Московская премьера" (2006)



Использованные материалы:

"Адъютант его превосходительства", статья, по материалам книги Федора Раззакова "Наше любимое кино".
"Голуби Павлова", статья, Наталья Елисеева, сайт "Страна.ру".
"Виктор Павлов", статья, сайт "Международный Объединенный Биографический Центр".
"Виктор Павлович Павлов", статья, сайт "People's History".
"Виктор Павлов", статья, Татьяна Булкина, сайт "Фактор, журнал".
"Виктор Павлов", статья, Татьяна Новитченская, сайт www.rusactors.ru


Вы замечали когда-нибудь летящих над Москвой белых голубей? Вспомните… В самом центре, в районе Малого театра? Вспомнили? Это голуби Виктора Павлова…


Статья была подготовлена для Журнала «НЖ» №10 (октябрь 2010г.)