Что пора уже знать в возрасте Гамлета

Юрий Зеленецкий
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…

А.С.Пушкин



Хотите, верьте, хотите, не верьте, но было время, когда автор этой заметки имел статус «молодого специалиста». И, как и все специалисты,  был «подобен флюсу», поскольку в ту пору даже не подозревал о смысле и важности проблемы зрелости людей,

Дошло это до него только тогда, когда он переключился с былых своих специальностей на специальность шекспироведа, и конкретно на исследования вопроса о возрасте Гамлета.

И автор вряд ли, как и все предшествующие и нынешние шекспироведы, решил бы этот вопрос, если бы ранее не понял то, что понял Гамлет, но, к сожалению, в возрасте уже более почтенном, чем у Гамлета.

Вообще, то, что Гамлету было несколько больше тридцати лет, шекспироведы знали и до автора этой заметки, но то, что таким образом В.Шекспир обозначил возраст, когда человеку пора уже становиться зрелым, похоже, понял только один автор.

При этом возраст Гамлета — это не только возраст Христа, но и возраст самого Шекспира, когда он уже понял истину взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей и вытекающий из этой истины закон связи времен.

Я заранее согласен с утверждениями, что все написанное далее является моим вымыслом, но из понимания, что возраст Гамлета —  это возраст Христа, логично и  необходимо вытекает вывод, что Христос вовсе не был зрелым человеком, потому что в свои годы еще не знал того, что знали Гамлет и другие персонажи трагедии о нем.

В доказательство такого вывода можно привести строки сонета 62:

Мне кажется, меня прекрасней нет,
Нет облика честней и истины дороже,
И всех, кого ни ценит этот свет,
Себя я полагаю выше тоже.
    (перевод автора)

Очевидно, что среди тех, кого ценит этот свет, есть и Иисус Христос.

Между прочим, важность следующих слов этого сонета заключается еще и в том, что, оказывается,  у Шекспира был предшественник. И жил этот предшественник на тысячи лет раньше не только Шекспира, но и Христа.

Уже сравнение заветов Христа людям и заветов Полония Лаэрту (и, надо понимать, всем читателям) показывает, что заветы последнего значительно более содержательны и полезны.

Особенно завет самый последний и главный: будь честен сам с собой, что возможно только при одном условии — знании самого себя.

Кстати, возможно, и Лаэрт это понимал: «Враг есть и там, где никого вокруг». Ведь человек — враг самому себе именно тогда и потому, когда не знает самого себя.

То есть, человек становится зрелым только с того момента, когда он решил задачу познания самого себя, то есть понял то, без понимания чего эту задачу  решить невозможно, —  что есть человек в общем.

Автор уже сбился со счета, сколько он написал заметок о том, что Гамлет этим пониманием обладал, и в чем это понимание состоит. Поэтому здесь не хочется снова повторяться.

Но не могу отказать себе в удовольствии напомнить, кем считал Шекспир людей, не ставших зрелыми своевременно: «Род людской — великовозрастный пентюх».