Адмирал всем ребятам пример

Станислав Змачинский
Адмирал всем ребятам пример. С. Змачинский
Альманах Светочъ
        Полвека тому назад, в конце пятидесятых, отец хотел  отдать меня учиться  в Нахимовское училище. Я закончил пятый класс средней школы. По ряду  сложившихся к тому времени обстоятельств меня могли принять только в пятый класс училища. Морально я был готов добровольно стать второгодником в военно-морской форме. Этому помехой были какие-то, неизвестные мне  формальные причины.
        Отец мой решил преодолеть это препятствие с помощью своего отца-генерала. Мой дед должен был, по задумке отца, походатайствовать о моем зачислении. Дед был страшно возмущен предложением отца: "Я не позволю тебе  своими руками ломать судьбу моего внука! Он и так пошел в школу с восьми лет, а ты еще  хочешь оставить его на второй год!" Много гневных слов услышал мой отец от разошедшегося не на шутку деда. Я, честно говоря, был огорчен, что наш с отцом план потерпел полнейшее фиаско. Поостыв и успокоившись, дед подозвал меня к себе и сказал следующее: "Сейчас ты должен хорошо учиться, а служба никуда от тебя не уйдет. Запомни, служба характерна тем, что
большинство начальников – дураки, правда, чем дольше служишь, тем меньше над тобой начальников, но, зато они становятся дурнее и дурнее". Здесь, конечно, можно поспорить, но жизнь не единожды давала мне повод вспомнить вещие слова покойного деда...

         Приведенные в дальнейшем примеры – то, что сохранила  память за время службы в семидесятые годы прошлого века на ЧФ*.

         Крейсер находился на боевой службе в Средиземном море. В это время проходил смотр корабля штабом 5 эскадры ВМФ. Я, командир 1-й башни главного калибра, получил доклад из нижнего перегрузочного отделения о том, что там находится командир эскадры вице-адмирал Волобуев. (Надо заметить, что у
него было "подпольное" прозвище - "пьяный с бритвой", т.е. под руку к нему попадать было опасно: последствия могли быть непредсказуемыми).
          Попав в перегрузку я застал там толпу начальников во главе с командиром  эскадры. Они чем-то напоминали славных братьев-мушкетеров: у каждого в руках был длинный, похожий на шпагу, крючок. Некоторые крючки имели наборные ручки из цветной пластмассы. Предназначение крючка состояло в том, чтобы извлекать из различных труднодоступных мест всякое дерьмо. Волобуев, ткнув крючком в темный угол под транспортером, громко произнес: "Ржавчина!". "Там нет ржавчины!" – вырвалось у меня, т.к. это место при подготовке к смотру я суричил собственноручно, вдохновляя личный состав. В перегрузке повисла угрожающая тишина... "Посмотрите, товарищ адмирал" – произнес я и направил луч фонаря в проклятый угол. Волобуев согнулся, заглянул под транспортер, разогнулся. Вид его не предвещал  ничего хорошего, во всяком случае, для меня. За время моего общения с адмиралом командир БЧ-2 оттоптал мне все ноги и корчил такие рожи, что в другой обстановке от смеха можно было бы описаться. Грозно сдвинув брови, Волобуев, как на экзамене, спросил меня: "Товарищ старший лейтенант! Доложите, чем определяются бризантные свойства снаряда". "Они определяются массой разрывного заряда и типом взрывчатого вещества, из которого он изготовлен, товарищ адмирал!" – четко ответил я. "Ерунда! Бризантные свойства снаряда определяются массой грунта, выброшенного из воронки при разрыве снаряда" – с нескрываемым превосходством изрек адмирал. "Разрешите вопрос?" – понесло меня. В этот момент из-за элеватора послышался глухой стон моего “бычка”**. "Бризантные свойства у снаряда величина постоянная?". "Конечно!" – ответил Волобуев". "Один  и тот
же снаряд может попасть в пашню, в скальный грунт, в воду, в бетон..."
           Волобуев, не дослушав меня, направился к выходу. Не помню, какую оценку  получила на смотре башня, но на всю жизнь и еще два дня запомнил я "курс лекций", прочитанный мне после командиром БЧ-2, смысл которого сводился к одной простой мысли: «Не может подчиненный быть умнее начальника!»

*  Черноморский Флот
** в морском сленге – командир БЧ (боевая часть). В данном случае БЧ-2 – ракетно-артиллерийская.



© Copyright: Альманах Светочъ, 2010
Свидетельство о публикации №21010230518
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении правил
Рецензии
Написать рецензию