Икру кортиком не едят

Станислав Змачинский
Альманах Светочъ
      Начну издалека: в определенных флотских кругах есть мнение, что рассыльный есть лицо того, кого он представляет: командира, дежурного по кораблю, вахтенного офицера. Подготовленный рассыльный незаметен, не задает лишних вопросов, получаемые приказания понимает с полуслова и выполняет их молниеносно. Если же он что-нибудь "накосячит", по заднице получает его начальник. Подготовкой рассыльного, его учебой, проверкой внешнего вида (подстрижен, гладко выбрит, рабочее платье чистейшее и выглажено, в ботинки можно смотреться как в зеркало) должен лично заниматься его начальник.
Мне удалось воспитать, не побоюсь этого слова, идеального рассыльного. Это был приборщик моей каюты Сашка. Ростом Сашка был где-то под 180, худой, добродушнейшая физиономия густо усыпана веснушками, особая примета – сильно оттопыренные, крепко загорелые уши.
      Внешним видом Сашка неуловимо напоминал бравого солдата  Швейка, но мозгами спокойно мог сравниться с Наполеоном. Заприметил я Сашку еще зеленым салажонком. В то время он в разговоре как-то заявил, что мяса ему, видите ли, не хватает. Я разобрался: на бачке* полный порядок, Сашку никто не объедает.
Стал с ним разбираться:
      "Сашка, – говорю, – получаешь ты то, что положено по норме. Можно подумать, что мама тебе мяса давала больше".
Сашка в ответ:
      "У мамы я за стол без утятины не садился!".
Стал я выяснять, где бедная мама брала столько птицы.
      "Где-где, обиженным тоном ответствовал Сашка. Я с охоты приносил”.
      "Так ведь, – говорю, – это надо целыми днями охотиться!"
      "Да вы че? Взял лодку, вышел в заводь, а там воды не видно – одни утки. Е....л дуплетом из двух стволов: все улетели, а тебе, как дробь летела, – на воде две дорожки из уток. Собрал штук сорок и хорош – на семью хватит".
      Как оказалось, Сашка был потомственным рыбаком и охотником. Родился и жил он в дельте великой русской реки Волги, под Астраханью. Служили мы с Сашкой образцово. Он даже удостоился самой дорогой для матроса срочной службы награды – получил отпуск с выездом на родину. Сам командир бригады отметил его. Во время одного из учений с торпедными стрельбами Сашка первым на крейсере обнаружил сработавший КСП от выстрелянной торпеды, причем сделал он это, стоя на палубе бака, грамотно: указывая рукой на работающий КСП и крича дурным голосом во всю мощь своего не тихого голоса:
      "Вижу КСП!!!".
Комбриг оценил Сашкин "подвиг" потому, что он с палубы увидел то, что сигнальщики не заметили, находясь метров на 10 выше. Если некоторые читатели подзабыли с годами что есть КСП, поясню. Это контрольно-сигнальные патроны, отстреливаемые учебной торпедой, прошедшей положенный путь и всплывшей так, что из воды видна только ее полосатая носовая часть. КСП – маленький разноцветный фейерверк. КСП и пребывание торпеды на плаву – величины во времени не бесконечные, поэтому, обнаружив КСП, к торпеде немедленно направляют катер-торпедолов для извлечения ее из моря. ЧП (чрезвычайное происшествие) флотского масштаба, если торпеда вовремя не будет поднята и утонет!
      Короче, отгулял свой отпуск Сашка, и привез из родных мест много рыбных вкусностей, в том числе шар паюсной икры размером с футбольный мяч, завернутый в пергамент. У меня от вида такого количества дефицитнейшего продукта глаза на лоб полезли, а Сашка засмеялся и сказал, подмигнув:
      "Теперь нам с Вами будет, чем червячка заморить".
Так мы и стали бороться с "червячком", особо не афишируя свою "борьбу". Я же, со своей стороны, внес в общее дело растворимый кофе – продукт остродефицитный в те славные годы.
      Прошло некоторое время. Начался сбор-поход Черноморского флота. Вышли на внешний рейд, встали на якорь. Мы – флагман, на борту – ВПУ (выносной пункт управления) командующего ЧФ. И понеслась: учения, тренировки, зачеты и прочая, прочая... Мы с Сашкой несем службу...  В одну из ночей я несу ходовую вахту на мостике. Обстановка спокойная: на горизонте – чисто, на рейде – никаких шевелений.
Говорю Сашке:
      "Спустись в каюту, испей кофею, да и мне принеси бутербродик да стакан погорячей".
Через какое-то время в ходовой рубке появляется довольный жизнью Сашка. В одной руке у него, обмотанный полотенцем дымящийся стакан кофе, в другой – бутерброд из свежеиспеченного хлеба с паюсной икрой. Передав мне "дары природы", Сашка поудобнее устраивается в командирском кресле (знает, что я никогда не сижу: вахтенному офицеру это запрещено). Наблюдая за рейдом, наслаждаюсь бутербродом и кофе, присел на комингс, лицом в рубку. Через мгновение чувствую на плече чью-то руку, оборачиваюсь: капитан первого ранга, проверяющий из штаба флота! Поднимаюсь на ноги, доложить не могу: в правой руке стакан, в левой недоеденный бутерброд, во рту – он же, но только не дожеванный.
      "Вы что себе позволяете, товарищ вахтенный офицер?! Вы не только сидите на вахте, но еще и жрете!"
Ответить я смог коротким:
      "Виноват!".
Боковым зрением вижу, что мой рассыльный без разрешения исчез из рубки. И тут у капраза начался со мной разговор на "Вы" (вызвал, вы..ал, выгнал):
      "Доложите свои обязанности согласно корабельному уставу, доложите дислокацию кораблей на рейде, доложите тактико-технические характеристики средств воздушного нападения вероятного противника на театре военных действий, доложите..., доложите..." и прочая, прочая, прочая... Капраз** истово взялся выворачивать мне наизнанку орган, которого у меня отродясь не было. Сколько длился неожиданный экзамен, имеющий целью доказать мою полную несостоятельность как вахтенного офицера, не скажу: пространство и время для меня перепутались странным образом...
Вдруг в проеме двери рубки возникает мой рассыльный Сашка с подносом, накрытым салфеткой (где он ночью добыл их до сих пор загадка для меня). Сашка с ангельским выражением на физиономии обращается к проверяющему, заставив того на мгновение непроизвольно прервать мой допрос:
      "Товарищ капитан первого ранга! Испейте кофейку!"
Жестом фокусника он снимает салфетку и на подносе открывается дымящийся стакан кофе и огромный бутерброд, покрытый слоем икры пальца в три толщиной.
      "А это что намазано на хлебе?" – примирительно спрашивает проверяющий.
      "Икра, товарищ капитан первого ранга!" – гордо докладывает Сашка. Капраз молча берет поднос, уединяется на командирском кресле минут на 15 в темном углу рубки. Покончив с трапезой, молча покидает рубку.
      Как потом оказалось, этой ночью крейсер проверяли 10 офицеров штаба флота. При разборе фактов проверки, на фоне общей удручающей картины состояния дел, в лучшую сторону по подготовке к несению службы был отмечен и поощрен только один вахтенный офицер. И этим офицером был я.

*   – на раздаче.
** – капитан первого ранга



© Copyright: Альманах Светочъ, 2010
Свидетельство о публикации №21010230732
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении правил
Рецензии