Большой курс

Станислав Змачинский
Большой курс. С. Змачинский
Альманах Светочъ
   
В предпоследнее советское десятилетие мой крейсер находился на боевой   службе в Средиземном Море. Мы выполняли боевую задачу по слежению за американским авианосцем. Что это был за авианосец - не помню: то ли "Индепенденс", то ли "Энтерпрайз", то ли ещё какой-то, название сути дела не меняет. Крейсер, как пристегнутый, двигался за "супостатом" в постоянной готовности открыть по нему огонь. Команда на открытие огня могла придти из Главного Штаба в Москве. Поводом к получению её мог стать, в частности, массовый взлет авиации с авианосца, т.е. в случае начала боевых действий наш корабль оказывался бы в центре вооруженного конфликта. Результат столкновения был неясен. Вообще-то ничего хорошего для нас ожидать не приходилось. Тем не мене подобные задачи мы выполняли ежегодно.               

      Несу я ходовую вахту на мостике, рядом в кресле расположился старший помощник командира корабля - у него командирская вахта, которую он несёт, чередуясь с командиром корабля. На ходовом мостике - тишина, прерываемая изредка докладами сигнальщиков, механиков, артиллеристов. Все чётко выполняют свои обязанности, каждый занят своим делом. Я не заметил, как на мостике появился заместитель командира корабля по политической части (в просторечии : замполит, зам, большой зам. "Большой" - потому что на корабле была ещё целая куча "маленьких" замчиков). Замполит всегда и везде появлялся неожиданно, будто бы он только что материализовывался из ничего. Что он делал перед тем как ты его увидел, можно было только догадываться. Я, лично, всегда старался держаться от этой братии подальше, чтобы целее быть. Правда, не всегда это удавалось, но, об этом - потом.               
       Замполита на ходовом я видел впервые. Он побаивался нашего командира, который имел верное мнение об уровне интеллекта своего замполита и мог в любой неподходящий момент выразить его  прилюдно. Замполит же не мог ответить тем же, да и нагадить по своей, политической, линии кишка была тонка - наш кэп и один из главных московских флотоводцев были женаты на родных сёстрах. Поэтому служба у командира шла весело вверх, а замполит постоянно должен был помнить, кто есть кто. Пошептавшись о чём-то со старпомом*  замполит по-кошачьи подобрался к пилорусу**, взглянул на картушку, ничего не понял на ней, и  вкрадчиво спросил: "Какой курс?". "270 градусов" - ответил я. "Большой курс" произнес зам. и почти незаметно растворился в проёме двери. Мне стало смешно и горько одновременно. Смешно, потому что курс не может быть по природе своей ни большим, ни маленьким. Он измеряется в пределах от 0 до 360 градусов. Интересно, как бы замполит охарактеризовал курс 360 градусов (он одновременно является курсом 0 градусов)? Наверное, "Курс и большой и маленький". Горько от того, что человек, одетый в форму капитана 2 ранга, имеющий право приказывать любому на корабле, - туп как дерево и ни хрена не смыслит в морском деле. Он был представителем касты, проводящей в массы идеи "родной коммунистической партии" и поэтому был непогрешим. Политработники называли себя "инженерами человеческих душ". О души! Горе вам! Никто из этой привилегированной касты не смыслил ни в одной из флотских специальностей, хотя они были замполитами в ракетно-артиллерийских, электро-механических боевых частях, боевых частях связи. В штурманском деле, навигации они разбирались на уровне "большого курса".       
    Но "большой курс"  всё-таки существовал, хотя, к обиде политработников, ни один из них не сформулировал его смысл. По всей советской державе стояли тысячи изваяний идола, указывающего с пьедесталов вытянутой вперёд рукой правильное направление: "Верным курсом идёте, товарищи!". Географически идол размещался в разных широтах, частях света, городах и весях, устанавливался в соответствии с местными условиями и поэтому указываемый курс был в пределах от 0 до 360 градусов - "БОЛЬШОЙ КУРС".
     Моя ходовая вахта продолжалась, авианосец пару раз изменил курс, мы успешно сохранили позицию относительно него, всё шло хорошо. На мостик поднялся командир крейсера и, отпустив старпома, заступил на командирскую вахту.
    Неожиданно КГС***  прописклявила голоском замполита: "Ходовой мостик - рубка дежурного по кораблю! Разрешите дать информацию для личного состава по авианосцу вероятного противника!" Командир, расслабленно потянувшись  в кресле, произнёс : 
"Пусть вещает".               
       По всем линиям трансляции зазвучал радостно-взволнованный голос замполита. Он рассказывал о размерах авианосца, его осадке, количестве членов экипажа, мощности силовой установки, количестве гребных винтов, количестве и типах базирующихся самолётов...  Кэп**** так же расслабленно сидел в кресле, внимательно наблюдая за авианосцем, но тут, внезапно, что-то возбудило его. Он резко изменил позу, напрягся: по трансляции звучал голос замполита: "... Систематически из США самолётами различных авиакомпаний в Неаполь доставляются члены семей экипажа и размещаются в лучших отелях города... На авианосце есть свой телецентр, круглосуточно транслирующий сорок телеканалов, в том числе и корабельный... ежедневно из США доставляется авиапочта... Каждый член экипажа в любое время суток может позвонить на родину... На авианосце работает цех по производству мороженого".
       Кэп сорвался с кресла, в два прыжка очутился у блока КГС, схватил микрофон и заорал:
      - Рубка дежурного - ходовой! Найдётся там кто-нибудь, кто остановит этого дурака? Замполиту немедленно прибыть на ходовой. Так как были включены все линии трансляции (боевая, матросская, офицерская, верхняя палуба), то команду  командира с наслаждением  слушал весь экипаж. Кэп в ожидании зама метался по мостику, стуча кулаками по переборкам.*****               
- Баран! Ты должен пропагандировать превосходство советского образа жизни! А ты работаешь на Пентагон! Хочешь устроить второй "Потёмкин"! Прорычал он в лицо запыхавшемуся большому заму.               
 - Ты три месяца не видел свою семью и ещё, как минимум, три месяца не увидишь. Никто её тебе самолётом "Аэрофлота" в ближайший порт не доставит!                - Телевизор хочется посмотреть? А не ты ли перед выходом из Севастополя собрал из кубриков и кают-компаний все телевизоры, которые сейчас опечатаны в твоей кладовой, чтобы никто не разлагался буржуазной пропагандой?                - Каждый день получаешь авиапочту? Три месяца почты  не было - оказии все мимо нас проходят! Когда сподобимся почитать старые газеты - неизвестно!               
- Хочешь домой позвонить? На, звони! Кэп ткнул заму в ухо огромную трубку внутрикорабельной связи.               
- Организуй немедленно всем по мороженому! Я, лично, хочу пломбир! Пошёл вон с глаз моих, болван! Замуля мгновенно дематериализовался. Долго он потом не выходил из своей каюты, видно переживал, бедняга, то, как его подвело классовое чутьё. Но за базар надо ответ держать! После возвращения в  базу у нас появился новый зам. Видно, всякая  глупость имеет свои последствия. Политработник политработнику  не только друг и товарищ, но иногда ещё и волк.... Почти, как при капитализме.               

*  Старпом - старший помощник командира корабля               
** Пилорус - вертикальная стойка с закрепленным вверху репитером (картушкой) гирокомпаса, постоянно  отображающей курс корабля.                *** КГС - корабельная громкоговорящая связь.                **** Кэп – на морском жаргоне - командир корабля.                *****  Переборка - перегородка, стенка корабельного помещения.



© Copyright: Альманах Светочъ, 2010
Свидетельство о публикации №21011011549
Список читателей / Версия для