Что человеку нужно. копилка

Алла Калмыкова
   Сказано ведь: «Не собирайте себе сокровищ на земле», - так и рассуждать вроде бы не о чем. Наученные дефолтом деревенские старушки, и те не держат теперь аляпистых глиняных кошек с разбойничьими глазами цвета зелёнки и ядовито-розовых свиней с прорезью на темечке; рублёвую монетку нынче не всякий нищий возьмёт. Моль лютует даже в синтетических шубах, ржа инфляции истребляет скудный пенсион, а воры без всякого подкопа крадут что под руку попадёт прямо средь бела дня. Так уж устроена российская действительность, что из века в век власть тренирует народ жить налегке, но к себе Христов завет не прилагает.
   Взять, например, советского человека. Хоть и был он уверен в своём завтрашнем дне, никак у него не получалось совсем уж ничего не собирать, не припасать. В годы тотального дефицита многих выручали старые вещи, которые можно было перешить для себя или детей – дёшево и сердито. Выношенные вязаные кофты шли на шапочки и носки, обрезки замши, купленные на вес в магазине «Сделай сам», - на сумки и куртки; одна знакомая красавица, бывшая детдомовка, шила потрясающие модные блузы из уценённых мужских кальсон, другая – связала нездешней красоты кофту из собственной собаки колли. Стяжанием здесь и не пахло – напротив, пустые магазины будили весёлый творческий дух, а импортная одежда, которую кое-кто исхитрялся «доставать», казалась безликой и скучной. Кроме того, люди умели беречь вещи, уважали труд тех, кто их сделал. В итоге получалась экономия материальных и людских ресурсов, да и природа не задыхалась, как сейчас, под монбланами бытового мусора.
   В детстве многие мои сверстницы «собирали артистов» - их фотографии продавались тогда во всех газетных киосках. Ну, это понятно: они же такие красивые! Мальчишки коллекционировали марки, монеты, но как-то быстро к ним остывали. В студенческие годы мы дарили друг другу на дни рождения альбомы репродукций западных художников, путешествуя таким нехитрым способом по галереям мира и пополняя домашние библиотеки книгами по изобразительному искусству, которые были тогда вполне доступны. По тому, какие книги стояли на полках в доме, мы мгновенно опознавали «своих». А вот хрусталь или антиквариат в нашем довольно широком кругу никто не собирал. Это было неинтересно.
   Переменились времена. Не то что шить-вязать – многим и готовить-то стало некогда; работающие в двух-трёх местах перешли на бомж-пакеты и полуфабрикаты. Давно освобождены от старых залежей шкафы и кладовки – молодёжь, как бы ни стеснена в средствах была семья, ни за что не наденет «самопал», а только «фирму». И всё-таки в каждом доме есть вещи, на сторонний взгляд никчёмные, которые берегут как драгоценную реликвию, как овеществлённую память о минувших временах и ушедших людях. Какая-нибудь надколотая, покрытая паутинкой мелких трещин синяя фаянсовая чашка, пока её не добили окончательно, будет хранить прикосновения бабушкиных рук, а ты – вспоминать свой шестой день рождения, и налитый в новую чашку чай, и пожелтевшую мордочку белого плюшевого медведя, которого ты этим чаем угостила. В дальнем углу шкафа запрятана картонная коробочка, где, аккуратно перевязанная ниткой, сберегается прядь детских волос и первый выпавший молочный зуб. И почему-то не поднимается рука выбросить листок, на котором неверной карандашной линией обведена крошечная стопа ещё не ходячего младенца. Он давно уж вырос, а у тебя всякий раз дрогнет сердце, как наткнёшься на выведенное кривыми печатными буквами: ДАРАГАЯ МАМА, ПАЗДРАВЛЯЮ…
   Недолговечные, подверженные тлению, одному тебе внятные и дорогие меты бытия, вместилище прекрасных или горьких его мгновений, – вовсе не то же самое, что шкап Плюшкина с заплесневелым прошлогодним пирогом или дынные семечки в бумажке, на которой рукою Ивана Ивановича надписано: «Сия дыня съедена такого-то числа… месяца… года». Не то же самое, но тогда - что? Ну же, Пушкин, ты всегда знаешь ответ!..

          Цветок засохший, безуханный,
          Забытый в книге вижу я;
          И вот уже мечтою странной
          Душа наполнилась моя:

          Где цвёл? когда? какой весною?
          И долго ль цвёл? и сорван кем,
          Чужой, знакомой ли рукою?
          И положён сюда зачем?

          На память нежного ль свиданья,
          Или разлуки роковой,
          Иль одинокого гулянья
          В тиши полей, в тени лесной?

          И жив ли тот, и та жива ли?
          И нынче где их уголок?
          Или уже они увяли,
          Как сей неведомый цветок?

   Всё стихотворение – сплошные вопросы, но оно же и ответ! Нам, облечённым в плоть, призванным обладать землёю и всем, что на ней, вреден всякий излишек такого обладания, будто пудовыми гирями отягощающий дух. Имение требует забот, его надо обслуживать. То ли дело пустяшный невесомый цветок! Случайно нашёл – и, словно сработала катапульта, вылетел ты из клетки своего «я», прожил за полминуты целую жизнь, следуя за чьей-то неведомой душою. Разве не чудо? И сокровище, к которому прильнуло сердце, - вовсе не утративший запах и живой трепет цветок, а эта самая неведомая душа, мечтою ли, молитвою твоею вызванная из забвенья, из небытия.
   И пусть, когда тебя не станет, твоя «копилка», твоя «лавка древностей» будет выброшена как ненужный хлам – что тебе до того? Пока живёшь, это твои узелки на память, и кем бы ты был, если бы не собирал, не берёг знаки бесценных мгновений жизни – твоей и всех, с кем ты связан узами любви? Жизни, которая никогда не повторится на земле… 
   «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) считал сердце «не только центральным органом чувств, но и важнейшим органом познания, органом мысли и восприятия духовных воздействий. И больше того: сердце по Священному Писанию есть орган общения человека с Богом».
   «Всё в нашей жизни, - говорит в беседе о Закхее протопресвитер Александр Шмеман, - начинается с хотения, с желания. Ибо то, чего мы хотим, то, значит, мы и любим – то изнутри влечёт нас к себе и подчиняет себе. Закхей, мы знаем, любил деньги…» Любил и копил, наверное, умел собирать подати не хуже нынешних налоговиков, которые с рубля юкосовской прибыли хотят пятнадцать рублей налогов. Но Закхей услышал о Христе и до того захотел Его увидеть, что, будучи малого роста, залез на дерево.
   «Желание. Вздох души. И всё становится – уже стало – иным, новым, бесконечно значительным. Маленький, пригнутый к земле и к её желаниям человечек перестаёт быть маленьким, начинается его победа над самим собой. Вот… первый шаг – от внешнего к внутреннему, в сторону той таинственной родины, по которой, так часто сам того не зная, тоскует и которой желает всякий человек» (А. Шмеман).
   От внешнего, материального, за что мы цепляемся, боясь развоплотиться, так что не останется и следа, – к внутреннему, к той сокровищнице сердца, которая вмещает весь сотворённый мир, всю твою - и Его - любовь. К той глубине, где только и возможна встреча с Богом. А что ещё нужно человеку?