Отзовись, Господи! Окончание

Борис Пинаев
 
Ирина Батчикова. ОТЗОВИСЬ, Господи! Окончание

      Монастырю, заложенному сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого великим князем Андреем, уже более 850 лет. Князь Андрей, получивший прозвище Боголюбский за свое дивное благочестие (он знал наизусть Святцы, построил за свою жизнь свыше 30 храмов и монастырей, среди которых церковь Покрова-на-Нерли, вошедшая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, по его велению была написана одна из первых икон на Руси, названная Боголюбской), был созидателем и устроителем Русской земли. Им было установлено празднование Покрова Богоматери 1 октября (14 октября по новому стилю) в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту. За деятельность, направленную на объединение раздробленных русских княжеств в единодержавное государство, князь был вероломно убит заговорщиками. В монастыре сохранилось место его мученической кончины. В Свято-Боголюбском монастыре бывали и молились князь Александр Невский, Иоанн IV, Павел I, Александр I и Александр II, Николай II, многочисленные великие князья, князь Дмитрий Пожарский, легендарный генералиссимус Александр Суворов, сюда приезжали на богомолье Патриархи Московские и всея Руси Иосиф и Никон. Стены монастыря буквально дышат историей. После революции наступили годы запустения, в монастыре бесновались большевики-троцкисты, разоряя храмы, сбрасывая колокола, оскверняя святыни. Восстановление монастыря началось лишь в 1997 году, когда в Боголюбскую обитель были переведены 60 сестер (сейчас их уже 170) и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского Преображенского женского монастыря. Благодаря их неустанному самоотверженному труду монастырь восстал из руин и сегодня, как и в былые годы, является одним из главных духовных центров Русской земли.

     Клеветническая кампания либеральных СМИ против монастыря продолжается уже второй год. Обвинения звучат нелепые: якобы дети занимаются тяжелым физическим трудом с 3 до 22 часов, их заставляли в качестве наказания делать по 1000 поклонов, молиться до двух часов ночи и есть соль стаканами. Несмотря на всю абсурдность и недоказанность подобных обвинений, в дело вовлечены Прокуратура (возбуждено уголовное дело), Общественная палата, Министерство образования, Уполномоченный по правам человека. Год назад все проведенные расследования (работало четыре независимые комиссии) не подтвердили фактов жестокого обращения с детьми, признали условия проживания детей достойными, но за клевету никто не извинился и не ответил. Приют закрыт, но вот теперь — новые обвинения и уголовное дело. Ни для кого не секрет, что за нападками на монастырь стоят сторонники ювенальной юстиции, священники-"модернизаторы Церкви", а также западные фонды, щедро финансирующие антиконституционные ювенальные проекты в России в течение последних десяти лет. На деньги, брошенные на раскрутку клеветнической кампании, можно было помочь многим обездоленным семьям и оказавшимся в беде детям. Но в отличие от оболганного монастыря, давшего приют и достойное образование детям с самого дна жизни, эти "защитники" детей озабочены не реальной помощью детям, а созданием "системы защиты детей" по западному образцу, системе, которая будет неизбежно разрушать семью, православие, Россию. О том, что такое западная ювенальная юстиция, позволяющая отбирать из семьи детей при "нарушении их прав" трактуемых весьма широко, красноречиво свидетельствует формулировка французской ювенальной юстиции, по которой была отнята русская дочь у Натальи Захаровой — "удушающая материнская любовь". Даже "образец" судебного красноречия прокурор А.Вышинский с его трескучей фразеологией и надрывным пафосом не додумался в свое время до подобных перлов.

     Почему в центре скандала оказался именно Свято-Боголюбский монастырь и его духовник отец Петр? Во-первых, потому что в раскрутку первого скандала год назад уже были вложены большие деньги, в результате чего Боголюбово — на слуху. Но главное потому, что исторически Боголюбово — духовный центр единодержавного государства. Сегодняшнее Боголюбово — одна из главных цитаделей православия, где денно и нощно радеют о его чистоте. Приезжающих сюда паломников охватывает чувство вечности, незыблемости. Кажется, что пространство и время растворяются в монастырской молитве, и вместе с благоговейным трепетом душа наполняется силой, которой дотоле в себе и не подозревал. Здесь в Боголюбово приходит ощущение уверенности в том, что главное дело России еще впереди, что ей еще предстоит исполнить свое великое предназначение. Это чувство несли в душе все, кто принял участие в совершаемом под колокольный звон крестном ходе. Не было ни аффекта, ни неистовства, но была твердая уверенность в правильности избранного пути и смиренная решимость идти до конца. Двое подростков-участников крестного хода вели между собой разговор, суть которого можно сформулировать одной фразой: "власть приходит и уходит, а Вера была, есть и будет вечно". Радостно было смотреть на лица этих ребят, ибо их глаза говорили о том, что они твердо знают, что есть "добро" и что есть "зло". Растут эти дети, растет в них и Совесть, и это питает веру в возрождение страны.

     Сегодня в России деятельностью по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимается почти половина женских и значительное число мужских монастырей Русской Православной Церкви. Попадают в эти монастырские приюты далеко не ангелы, а, как правило, очень трудные дети, которых в буквальном смысле слова подбирают в подвалах и на помойках. Медленно оттаивают души обиженных судьбой ребят, но в подавляющем большинстве случаев из них вырастают достойные и образованные граждане, из которых многие потом покидают монастырские стены. Так, в Свято-Боголюбском монастыре все девочки, пожелавшие покинуть монастырь, поступили в ВУЗы, мальчики становились кадетами Суворовского училища. Раздувая естественные трудности в работе с попавшими в беду детьми и используя инспирированную против Свято-Боголюбского монастыря кампанию, Министерство образования РФ пытается ограничить права религиозных организаций непосредственно осуществлять деятельность по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 31 августа с.г. оно издало письмо №06-364, согласно которому религиозные организации не могут быть отнесены к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, куда в соответствии с Семейным кодексом устраиваются (передаются под надзор) дети, оставшиеся без попечения родителей, и не могут осуществлять функции опекуна (попечителя) в отношении таких детей. Чиновники от образования в упор не видят тех результатов, которых добиваются в воспитании сирот православные монастырские приюты. При этом на деятельность различного рода тоталитарных сект, щедро финансируемых западными фондами, они практически не обращают внимания.

     Коррумпированные чиновники, "правозащитники", либеральные писаки возомнившие себя гламурной элитой полагают, что из глубоко презираемого ими безмозглого народа по западным лекалам удастся создать не рассуждающих строителей столь желанного ими капиталистического будущего и стать частью вожделенного Запада. Они хотят, чтобы в молодом поколении был сформирован индивидуализм, эгоизм, жажда наживы любой ценой, готовность ради денег предавать кого угодно и когда угодно, включая своих ближайших родственников и даже Отечество. Православное монастырское образование, утверждающее Веру, формирующее христианскую Нравственность и Мораль, защищающее молодежь от влияния ксюш собчак и ей подобных — для них как кость в горле. Лютую ненависть вызывают у них и служители Церкви, подобные духовнику Свято-Боголюбского монастыря архимандриту Петру, одному из самых ярких и самых бескомпромиссных деятелей современного Православия, человеку подвижнической жизни, стоящего непреодолимой преградой на пути "модернизаторов Церкви". Не дает покоя нападающим на отца Петра — ветерана Великой Отечественной войны — и то обстоятельство, что в его келье наряду с иконами и портретами русских царей династии Романовых стоят портреты И.Сталина и Г.Жукова. Для современных потомков троцкистов, питающих какую-то нутряную ненависть как к Русской Православной Церкви, так и к И.Сталину, отец Петр дважды враг.

     Протестантско-католическая по своим религиозным истокам и основам, торгашеская, утилитарно-рационалистическая по способу исторического существования цивилизация Запада всегда противостояла православной, византийской по духовным основам цивилизации Руси-России. Какие бы "перезагрузки" отношений ни происходили на разных исторических этапах, Запад всегда относился к России враждебно и постоянно организовывал против нее "крестовые походы". Ничего не изменилось и сейчас, когда "поход" на Россию осуществляется под лозунгами демократии и общечеловеческих ценностей. Первой попыткой осуществить цивилизационный слом Руси руками ее собственной властвующей верхушки были петровские реформы, которые, несмотря на сверхнасилие (в результате петровских реформ население России уменьшилось на четверть!), не смогли искоренить православно-византийские корни. Понимая пагубность духовного рабства перед Западом, отводящего России роль подражателя Европы, народ, к которому столь презрительно относится гламурная "элита", бережно хранил православие, а Петр получил прозвище "царя-антихриста". Как отмечал русский философ и богослов Григорий Флоренский, если Византия жила в православии, то Русь жила православием. Это означает, что Русь изначальная приняла в свое сердце нравственные заповеди, чтобы жить по правде и совести. Если для западного (т.е. протестантско-католического человека) явленная ему Истина была и есть орудие власти над миром, то русский человек относится к смыслам христианской Истины не торгашески, не потребительски, а как к свету, идущему из глубины собственной совести. Совесть — эта великая тайна бытия — образует сердцевину личной и соборной жизни русского человека. Отсюда — жертвенность, подвижничество, святость и чувство вины за царящие в мире насилие и несправедливость.

     Нынешнее время ("эпоха убывающей совести") приучает справляться с бунтом совести, с восстанием внутреннего голоса, заставляющего человека поступать вопреки его выгоде, вопреки эгоистическим соображениям. Духовное здоровье народов, их религиозно-историческая самобытность испытывают воздействие чуждых социо-культурных факторов, нового образа жизни, формирующегося под влиянием постиндустриальной реальности. В основе этого образа жизни лежат либеральные идеи, соединившие в себе языческий антропоцентризм, пришедший в европейскую культуру в эпоху Возрождения, протестантское богословие и иудейскую философскую мысль. Эти идеи окончательно оформились на излете эпохи Просвещения в комплекс либеральных принципов. Завершающим актом этой духовно-мировоззренческой инволюции явилась французская революция, в основе которой лежит отказ от нормативного значения Традиции (Предания). Не случайно эта революция началась с Реформации. Предание в протестантизме перестало быть критерием истины, таковым критерием стали личное разумение изучающего Священное Писание и личный религиозный опыт. Протестантизм стал по сути либеральным прочтением христианства. Концепция либерализма покоится на идее освобождения человеческой личности от всего, что понимается ею как ограничение ее воли и ее прав. Тезис свободы личности в принципе не оспаривается православными богословами. Но когда апостол Павел призывает нас к свободе, он говорит о предназначении человека быть свободным во Христе, то есть освобожденным от пут греха. В либерализме же отсутствует само понятие греха. Не случайно отец либерализма Джон Локк сделал себе состояние, торгуя рабами, которых он считал недочеловеками. Либеральная доктрина заключает в себе идею раскрепощения греховного индивидуума, а значит, высвобождение потенциала греха в человеческой личности. Она предполагает, что свободный человек вправе отбросить все, что сковывает его, препятствует ему в утверждении его греховного "Я". Все это — внутреннее дело суверенной, автономной, ни от кого не зависящей личности. В этой части либеральная идея диаметрально противоположна христианству, и ее можно охарактеризовать как антихристианскую. Общество, принимающее идею раскрепощенного торжествующего греха, будет неизбежно обречено на гибель, — так писал в 2000 году митрополит Смоленский и Калининградский, нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

     Либеральная доктрина, рывок к "свободе" в девяностые годы принесли России колоссальные разрушения и в хозяйстве, и в культуре, привели к демографической катастрофе в мирное время, к развалу систем здравоохранения и образования, к деградации государства. Раскрепощенный торжествующий грех "правил бал" в России в лихие девяностые. Какими глазами смотрят сегодняшние либералы на дела рук своих? Видятся ли им досадные призраки Совести за умерших и нерожденных детей, за стариков, роющихся на помойках, за пьющую и колющуюся молодежь? Рано или поздно обличительница Совесть приходит к каждому человеку. В 1846 г. великий Н.В.Гоголь написал такую "Развязку Ревизора": "Но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба... Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя... вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос".

     Сегодня находящиеся у власти либералы предлагают всё те же ориентиры, по которым мы катились вниз в 90-е годы: отказаться от претензий на собственную культурную идентичность и кое-как встроиться в Запад, что означает стать одной из многих стран периферийного капитализма. Это полностью соответствует стратегии глобального "мозгового центра" — дать России спокойно умереть в процессе гниения, а не конвульсий. Главное, "чтобы не забрызгало Запад" — так писали в 1991 году западные щелкоперы. С точки зрения рационального западного человека, воспитанного в категориях причинно-следственных связей, не предполагающих возможности русского чуда, России, построившей жалкий и убогий симулякр западного общества потребления, уже не выбраться из затянутой петли, и её уже ничто не спасет.

     У нас один шанс — после блужданий по духовной пустыне вернуться к своим корням. "Какие бы геополитические концепции не рассматривались, генеральная коммуникация на пути социального прогресса проходит не в реальном политическом или экономическом пространстве, а через внутренний мир человека. Нельзя изменить Мир, не изменив себя", — пишет на своем сайте профессор Владимир Дергачев. Исторические события созидаются не на митингах, а в таинственной тиши глубин народного духа. Известная испанская поговорка гласит: "Сон разума рождает чудовищ". Но еще страшнее сон Совести, который в сочетании с возбужденным разумом способен породить печи Бухенвальда и ядерные грибы над Хиросимой и Нагасаки. Дело за тем, чтобы труд Совести и разума породил в нас "безумное стремление" к преображению. Окрепшая Совесть будет уже не робкая и захочет распоряжаться всем сама, не давая разрастаться неправде, коварству и насилию. И тогда подвижнический труд народа преобразит наше Отечество, как сумели поднять из руин свой монастырь за очень короткий срок монахини Свято-Боголюбского монастыря во главе со своим духовником отцом Петром.