Чужая жизнь

Дина Иванова 2
ЧУЖАЯ ЖИЗНЬ

     Вот уже какое утро, выходя на прогулку с собакой, я вижу этих двоих.
Они по-хозяйски разместились на скамейке в парке напротив церкви. Женщина без возраста, как капуста, укутанная в бесконечное количество одёжек, из огромных пакетов, стоящих рядом с лавкой, пытается  достать что-то похожее на продукт питания. В её руках появляется пластмассовая коробка, открыв её, она начинает рукой кормить его.
     Он, парень лет двадцати, как маленький ребёнок открывает рот и проглатывает пищу. Его лицо ничего не выражает, руки беспомощно лежат на коленях, вытянутые ноги в разношенных ботинках, одетых без носков, перебинтованы. При неопрятности её и его одежды, в глаза бросаются именно эти свежие, чистые белые бинты.
Она, не обращая никакого внимания на прохожих, почти автоматически продолжает каждое утро кормление этого несчастного человека.

     Не трудно догадаться, что это бомжи. И сколько бы мы, проходящие мимо, не отводили взгляда, они здесь, рядом. Я стала испытывать какую-то вину перед этими двумя. Не выдержала, и на третий день  взяла с собой термос с горячим чаем. Подойдя к скамейке, на которой они размещались, предложила выпить горячего чая. Женщина подняла голову, посмотрела на меня тяжёлым взглядом и, показалось, с трудом подбирая слова, произнесла:

   -Не, не беспокойся, милая, мы скоро уйдём.

   - Я просто хочу напоить вас горячим чаем, это то малое, что я могу вам предложить.

     Она не  отвернулась, она просто перестала меня замечать, делая своё привычное дело.
Я стояла как вкопанная с термосом в руке, а у ног приземлилась моя маленькая псюха, с испугом поглядывая то на меня, то на неё.
     Женщина подняла глаза, взглянула на собачку, какое-то подобие улыбки промелькнуло по лицу, она наклонилась к своим сумкам, достала кружку и протянула мне.
Сделав пару глотков, стала поить его. Он улыбнулся открытой детской улыбкой:
 
   - Вкушно, облизал губы, - дай щё.

   - Спасибо, милая, мы давно не пили сладкий горячий чай. Дай Бог тебе здоровья,- и вновь перестала меня замечать.

     Я шла домой с тяжёлым сердцем и тяжёлыми думами. Кто эти двое несчастных? В её говоре слышалось мягкое украинское «гэ»… Пока тепло, а, что станет с ними с наступлением холодных ночей?  И эти перебинтованные ноги тоже не давали покоя.

     На следующее утро я опять подошла с термосом, прихватила и пару бутербродов. Она уже почти приветливо посмотрела и  даже улыбнулась мне, мягко сказала – «Дякую».
Парень тоже посмотрел в мою сторону и тоже улыбнулся. Она заговорила первая.

   - Ты так смело к бродягам не подходи. Насмотрелась я на них.  Почти все они больны плохими болезнями, пьют по-чёрному. - Вздохнула и продолжила, - моего напоили до смерти. Еле откачали. Он с детства слаб головой, а теперь ещё и припадки начались... Нашлись хорошие люди, вот сюда нас привели, к церкви. Батюшка здесь сердечный. Видит, что  к людям не пристаю, непьющая, разрешил к ночи, после службы, в церкви убирать. Мы тут в подсобке и ночуем.

   - А, что с ногами у парня?

   - Да, тута оставила его на хвилинку одного…А он не слышит…Хлопцы на мотоцикле катались, вот и зацепили его. Добрые у вас люди, скорую вызвали, Пару дней побыл в больнице, перевязку ему делают. Документов у нас нет. Батюшка сейчас хлопочет, да где-нибудь нас пристроить задумал. - Спасибо тебе, милая, утомила я тебя.

     Наши встречи и разговоры стали более тёплыми. Мария, так звали женщину, постепенно рассказала, как они стали бомжами.

   - Родом мы из Закарпатья. Родилась в небольшом городке Львовской области – Стрый, - может, слыхала? - Отец воспитывал нас один, мама умерла, когда мне было 11, а сестре 9 лет. В конце восьмидесятых,  работая на бывшем военном аэродроме в Стрые, отец покалечился. Через год помер. Мы попали в детский дом, родных и близких у нас в этих краях не было. – Мария вздохнула и замолчала.

     Её лицо стало каменным. Я почувствовала, что ей трудно не слова подбирать, а  вспоминать. Она не плакала, просто лицо становилось серым, губы плотно сжимались, похрустывала пальцами. Сидели молча.

   - Ты не спешишь? – Тогда слушай, - не знаю, захочу ли ещё раз всё такое вспоминать. Когда мне исполнилось 17 лет, я поступила в педагогическое училище. Сестрёнка  в 16 лет выскочила замуж за сельского хлопца и  переехала к нему в небольшое село Добраны. Там у неё и родился Иванко. - После окончания училища  я получила направление в сельскую школу, в их деревню. Это в основном было русское село. Несколько десятков хат и всего двадцать учеников. В классе обучались все вместе ученики 1 - 4 классов. Когда подрос Иванко он тоже ходил ко мне на уроки, и хотя сильно отставал в развитии, научился трохи читать и писать, – улыбнулась и погладила парня по лохматой, заросшей голове.

     Он придвинулся к ней, положил голову на плечо, закрыл глаза и задремал.Она приобняла его, лицо стало трогательно спокойным и милым.

    - Всё складывалось хорошо, продолжала Мария. - Завели хозяйство, сестра и её муж работали в совхозе. Перестройка всё перепахала, совхоз развалился, школа еле дышала. Народ разбежался на заработки: кто на стройку в Россию, кто в спекуляцию.  Мужики круто запили - Уехал и муж сестры, да так и не вернулся. То ли сбежал, то ли погиб, так и не узнали. - Но настоящий страх начался с «оранжевым режимом». Повылезали из щелей националисты, стали издеваться над русскими. Оскверняли покой усопших. Крушили военные захоронения. На хатах русских малевали –  «оккупанты». То там, то сям горели хаты. - Мы тоже погорельцы.

     Мария зашмыгала носом, появились слёзы. Впервые её лицо стало по-бабьи плаксивым, и  я заметила, она же совсем молодая женщина. Отстранённость первых дней делала её внешность суровой  и старушечьей.

   - Сестра погибла в пожаре, я вытащила его, а она задохнулась. Остались мы – « гол, как сокол» - без крова, без средств, а главное без документов. На меня выписали справку, а он вообще без роду и имени. – Она показала мне справку - написана от руки на украинском языке. И хотя есть штамп и печать сельсовета, всерьёз её никто не принимает.

   - Выделил нам сельсовет на двадцать несчастных  свой актовый зал, обещал восстановить документы. - Земли-то у нас хорошие, да считай в курортной зоне, её   стали скупать-перепродавать. О нас все забыли. - Подружка по училищу уговорила ехать в Моршин, знаешь такой город? - Это наш знаменитый курорт. Стала там работать санитаркой. - Его предлагали сдать в детский дом, но я не смогла  бросить. Знаю на своём горбу, как там издеваются над такими. - В санатории «Днепр», проработала несколько лет, а паспорт так и не получила. - Там познакомилась с хорошей женщиной из Беларуси. Она жила одна в деревне под Смолевичами, работала в сельсовете. Часто болела, вот и уговорила ехать к ней. Хорошая женщина, мы год жили как родные. Она Иванко очень жалела. Собиралась переписать на нас дом, оформить паспорта. Но, не судьба. Бог прибрал её.

   - Так мы стали вновь бездомными. Больше года скитались по деревням, не гнушалась я никакой работы. Но всем сейчас не сладко. Добрые люди посоветовали ехать в Минск вот к этому батюшке, он многим помог. - Пришлось лиха хлебнуть. Самое страшное это ночлежки, вот где ад, так ад. Большинство, кто прошел этот путь, к нормальной жизни не возвращаются. Они перестали считать себя людьми и приняли ту, дикую, грязную, жизнь. – Удивляюсь, как человек может вот так  жить без Бога в душе, без надобности о ком-то позаботиться. Сколько раз меня спасал мой малой. Его ж надо было кормить, согреть, а то и  сховать. Попрошайкой не стала, билась, как рыба об лёд. Ох, как тяжко бывало, и если б не добрые люди, погибли б мы…

Я верила каждому её слову, потому что видела, не сломалась, и будет своё человеческое достоинство отстаивать до конца. Поражало в ней и то, что, пройдя все эти круги ада, не разучилась верить – добрых людей много.

   - Знаешь, ты первая кому я это рассказала. Хотя хорошие люди мне встречались. Но ты не задавала вопросов, всегда внимательно смотрела и слушала. Поверила тебе. – А ты береги себя, добрым  быть сейчас трудно. - Перекрестила меня, - ну с Богом, милая.

       Больше мы не виделись. Мария с Иванко ушли с этого места. Стала волноваться.   Расспросила женщин, которые там при церкви работают. Они и сказали, что батюшка пристроил их в приют для больных и престарелых при монастыре. Её будто бы приняли работать санитаркой, а парень с ней.
Потеплело на душе - чья-то чужая жизнь оказалась согретой, возможно, даже спасённой, неравнодушием и заботой отзывчивых людей…