История. Производство знаний

Екатерина Асмус
1982 год.
История – по вторникам и четвергам первым уроком. Аська на первом уроке обычно еще «не включилась». Подъем в восемь – и бегом, собираться.  Работает только автопилот. Сознание – прерывистое, спасает только  каждодневное однообразие действий. Помогает радио: «Здравствуйте! Начинаем пионерскую зорьку!» Это значит, что нужно срочно допивать чай и доедать бутерброды. Иначе – опоздаешь в школу. А все равно опоздаешь, как не крути. В последний момент  портфель оказывается не собранным, или вспоминается нечто важное типа макулатуры или лыж, а то еще – нет  чистых колготок, подметка у сапог оторвалась, ну мало ли… Мама уходит раньше. Помочь не кому. Утешать – тоже. Бредешь под снегом и дождем в кромешной темноте  по грязи и лужам, по сугробам, глотая мороз.
Если дежурные сразу дневник не отберут, то все равно историчка   изругает. Тишь школьных коридоров по приближении к кабинету истории наполняется скрипучими надрывными звуками. Это орет учительница истории Варвара Андреевна.
-Идиоты! Уроды! Дебилы!  - раздается громогласное - Колония по вам плачет!
Тут,  обреченно всовывается в дверь  опоздавшая Аська.
-Можно, Варвара Андреевна?
-О! Явилась! Ну, и что ты здесь забыла Воскресенская? Таким как ты не место среди пионеров!
Позорище советского государства. Кормит оно вас, поит, обувает, одевает. Учит вас, тратит на вас народные деньги! А толку? Кем вы будете, когда вырастете, а?  Уголовниками, вот кем!
-Простиииите, Варвара Андревнаааа, ну простииите – канючит будущая уголовница, топчась  у дверей.
-Дневник на стол! Два за поведение! Родителей  ко мне! Садись!  Пусть отец придет, Воскресенская, слышь, ты?
-У меня нет отца….
-О! Вот безотцовщина! О чем твоя мать думала, когда тебя рожала. Как есть станешь уголовницей!
-Он был раньше, потом они развелись…
-Вот! Позорище! Моральный облик советского человека поганите! За вас кровь в войну проливали, а вы… Ты, Воскресенская скажи своей матери, чтобы она тебя в школу водила за ручку, как первоклашку, если ты сама не можешь никогда вовремя прийти.
Угодливое хихиканье класса, шепоток : «Шестилетка, малышня сопливая, младенчик, давай пеленочки поменяем, мамочку позовем!»
Горячий жар стыда, щеки  красные  и горячие. Руки ледяные. Остается только приложить лед к пламени.
Но насмешники зря стараются, шум в классе – только повод для дальнейшего крика. Сейчас всем достанется.
-Ну и что ты Сергеев ржешь как конь? Думаешь, что тебя обезьяна целует и радуешься?
Мартышки  безмозглые!
Еще минут десять в таком же духе и начинается разбор нового материала:
     «Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что Февральская революция свергла монархию в России, монархия сама пала, её никто не защищал… Большевизм, давно подготовленный Лениным, оказался единственной силой, которая, с одной стороны, могла довершить разложение старого и, с другой стороны, организовать новое.»
Примерно каждое  шестое слово – «большевики», примерно каждое десятое - «Ленин».  Великий вождь. Строитель  социализма.  Вдохновитель коммунизма. Победитель царского режима. Его детское лицо с кудряшками ангелочка  у каждого октябренка на груди. В железной  звездочке. Или – в  пластиковой, если повезет достать.  Его взрослое лицо в каждом кабинете, огромных размеров и в солидных  рамах. Гигантские транспаранты на домах. Гигантские скульптуры, изображающие вождя в различных позициях. В каждом журнале, в каждой газете – его портрет или статья о нем. Ежедневно в новостях – по  всем каналам. В каждом городе огромной страны есть улица имени его. А то еще и не одна. Предприятия и станции метро – имени «Ленина», «Ульянова», «Ильича».  Даже когда историчка рассказывает про египтян или древних греков  она ссылается на строчки из трудов Ленина.  И не она одна. А  почти что каждый учитель. Удивительно много написал Владимир Ильич. Аська как-то видела полное собрание его сочинений – целая стена в библиотеке. А сейчас он лежит в Мавзолее. Потому что он такой великий человек, что зарыть в землю его нельзя, как обычных граждан. Его нужно показывать всем желающим, пока таковые не иссякнут. А их все больше и больше, об этом говорит нескончаемая очередь, толпящаяся у Мавзолея, в Москве на Красной площади, целыми днями, при любой погоде.
Аська не видела Ленина. Ей  кажется - страшно смотреть на покойника.

1929 год.
Сегодня у моих  - новый учитель  истории. Молодой, зовут  - Эдуард Наумович. Говорят - большая умница, сам профессор Ипатьев, известный египтолог, брал аспирантом.  А он – к нам пришел.  Учительствовать. Недаром папа  утверждает, что педагог  – это одно из самых сильнодействующих призваний, если есть к этому склонность и мечта – ничто не остановит.
Говорят, Эдуард Наумович за месяц выучил язык глухонемых, когда узнал, что в нашем училище историк требуется.  Потом сама его расспрошу, когда познакомимся. 
Следующий – мой урок, арифметика.  Детки с истории пришли – руками машут, обсуждают,  видно, что зацепил он их чем-то.
О чем, спрашиваю, рассказал вам новый учитель. Мычат неразборчиво, так всегда, когда очень возбужденные, слова за мыслями не поспевают. 
Наконец  Машенька – пальцами, на немом: «Про майского жука!»
Удивляюсь: «Вы  ж на истории были, а не на зоологии? При чем тут майский жук?»
Сережа вырывается вперед, отталкивая Машеньку. Замахал руками на нее, мол, глупости говоришь, отойди! Сережа – слабослышащий и говорящий. Он очень старательный, всегда пытается  слова внятно произносить, хоть и трудно ему – врожденная «волчья пасть» - небо раздвоенное, мягкое, получается , словно каша во рту.
«Не майский жук! А другой. Забыл как. Но полезный жук! Человек насерит, а жук убирает!!!!»
Сережа доволен, он радостно смеется, сказал такую длинную фразу.  Повторил, однако – на немом для всех. Другие кивают согласно, правда, мол, полезный жук!
Вот, думаю и история!  Вот вам и профессор-египтолог! Нет уж, придется  разобраться с этим жуком  - Эдуардом Наумовичем.

2011 г.