Как развивать таланты?

Георгий Георгиевич Ларин
Откуда берутся таланты? На фоне глобальных проблем, стоящих перед человечеством, этот вопрос настоятельно требует ответа. Выявление дарований в раннем возрасте, их развитие в школе и впоследствии – такова задача всей жизни и деятельности старших поколений.
   
Мне хотелось бы напомнить известные слова одного из любимых героев детворы – Гекльберри Финна из прекрасной повести Марка Твена: «Я не позволю, чтобы хождение в школу мешало моему образованию…»

Эти многозначительные слова могут послужить поводом для размышлений об ответственности образования и воспитателя в наши дни, когда само время настоятельно требует кардинальных перемен во всех сферах знания и человеческого действия. По мнению президента Всемирного совета одарённых детей Н.Майер (Канада), очень часто взрослые педагоги вынуждены играть в академические игры, навязанные им «учёными мужами», что, в свою очередь, заставляет детей подражать взрослым, вместо того, чтобы развиваться естественно. Но весьма важно подчеркнуть, что даже фантасты не в состоянии представить себе, на что способны дети.
   
Каждый ребёнок обладает дарованием, которым наделила его Природа, и задача взрослого воспитателя – не только дать детям базу знаний, но и определить, кто из них станет, скажем, способным садоводом, музыкантом, поэтом или писателем, художником или отличной домохозяйкой. Однако, чтобы успешно справиться с этой задачей, нужно уважать индивидуальность ребёнка, которая, подобно колоколу, имеет свой звук и силу.
   
До недавнего времени дарование в области математических или гуманитарных наук считалось основой для интеллектуального развития. Во всём педагогическом мире проявляется интерес к социально одарённым детям.
   
Специалисты приходят ныне к единому мнению: талантливым нужна особая забота. Отсутствие дополнительных усилий в развитии способностей ребёнка, обладающего незаурядным мышлением, богатым воображением, способностью отделять главное от второстепенного, пагубно сказывается на проявлении личности этого ребёнка.
   
Наверное, у некоторых возникает вопрос: каким должен быть педагог, работающий с талантливыми детьми?
   
Здесь любопытны данные, приведённые членом Всемирного совета одарённых детей Т.Марджорамом (Великобритания). Оказывается, лучшими воспитателями являются не обладатели высоких научных знаний (хотя, естественно, что и этот контингент учителей весьма необходим для организации полнокровного учебно-воспитательного процесса), а чаще всего – те педагоги, кто считает, что и в 40 лет есть чему поучиться. Взрослому вовсе не обязательно быть одарённой личностью, гораздо важнее быть стремящимся к знаниям человеком. Именно такие люди пользуются необыкновенной привязанностью и любовью детей.
   
Не выяснено ещё, где должны обучаться одарённые дети – в специализированных школах (своеобразных «заповедниках талантов») или же в обычных. С одной стороны, именно специализированные учебно-воспитательные заведения выступают гарантом особой заботы и внимания. Можно, например, вспомнить А.С.Пушкина, А.А.Дельвига и других выпускников Царскосельского Лицея, или Н.В.Гоголя, окончившего Нежинскую гимназию (аналог Лицея в Царском Селе). Но, с другой стороны, шанс попасть туда невелик. Значит ли это, что непринятым в такую школу придётся поставить крест на своих способностях? Нет, разумеется. И можно привести в качестве опровержения первого тезиса примеры, связанные с творческой жизнедеятельностью А.М.Горького, Т.Г.Шевченко и т.д.
   
А что ждёт тех, кто покинет искусственную, «парниковую», среду специализированных заведений?
   
Вопросов много. Ответов, к сожалению, найти практически нельзя.   
   
И ещё одна существенная деталь. У талантливых детей есть свои довольно серьёзные проблемы. Нередко эти дети испытывают потребность показать окружающим, на что они способны, продемонстрировать свою незаурядную память, обострённое чувство необычного, способность сосредоточиваться, что, как правило, не нравится их сверстникам. Довольно чувствительные по натуре одарённые дети обычно с презрением относятся к тупицам и лентяям. А это чревато эмоциональными стрессами для обоих антагонистических «лагерей», трудностями социальной адаптации и одиночеством – для дарований. Для решения этих проблем требуется объединить усилия воспитателей, педагогов, психологов и психиатров.
 
Нам, воспитателям, нужно рассматривать одарённых детей как обыкновенных учащихся, имеющих право на ошибки, давать детям возможность самим справляться с житейскими трудностями. По мнению доцента Полтавского педагогического института В.М.Моргуна, следует «полностью отвергать методы воздействия, основанные на отрицательных эмоциях, угрозах и принуждениях». Работа  с талантом должна стать радостью и для одарённого ребёнка, и для воспитателей.
   
На 13 Международном семинаре, посвящённом проблеме одарённых детей, российский учитель И.П.Волков продемонстрировал участникам его небольшую выставку удивительных рисунков своих воспитанников. «Спрашиваете, таланты ли это? Нет, просто 10-12-летние дети»,  – заявил тогда И.П.Волков. В его словах  прозвучало явное предостережение: опасно подразделять детей на талантливых и посредственных. Необходимо быть чрезвычайно осторожными, называя какого-нибудь ребёнка «одарённым». Ибо, охваченные стремлением «не подвести», эти «одарённые» доведут себя до самоубийства, если ощутят невозможность соответствовать брошенной беззаботным педагогом оценке их способностей. Образование и воспитание должны быть организованы таким образом, чтобы на разных их стадиях проявлялись дарования развивающейся неординарной личности.
   
Итак, можно сделать определённые выводы относительно основополагающих направлений работы учителя, ставящего перед собой задачу   выявления и дальнейшего развития творческих способностей ребёнка:
   
– собственно воспитательная работа, заключающаяся в привитии ребёнку наиболее рафинированных постулатов нравственного, морально-этического, духовно-гуманитарного уровней;
   
– социопсихологическая работа, предполагающая проведение серии диагностирований, тестирований, изысканий в областях сознания и подсознательного с целью наиболее полного раскрытия дарований испытуемой личности; 
   
– индивидуально-лингвистическая работа, помогающая ребёнку совершенствовать свои познания в сфере языка, с целью выработки у личности адекватности в плане восприятия и отображения аутентичной реальности.