Пост страшен не нам, а демонам

Александр Раков
Зачем нужен пост перед Рождеством? Ведь пост — это ограничения не только в пище, но и в развлечениях. В Великий пост оно понятно — впереди крестные муки Спасителя, мы терпим какие-то лишения из сочувствия к страданиям Христа. Но Рождественский пост… Впереди — радость, рождение Богомладенца, и Святое Предание гласит, что Дева совершила рождение безболезненно, «будучи преисполнена радости и крепости». К чему же нам терпеть лишения? На этот и другие вопросы отвечает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком о.Алексий СКЛЯРОВ.
— Прежде всего, не надо воспринимать пост как некое скорбное и тягостное действо. Перестаньте бояться поста. «Пост страшен не нам, а демонам», — говорил свт.Иоанн Златоуст. А Христос предупреждал: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим…» (Мф. 6, 16—18). И лучшую одежду нужно надеть. Ибо суть поста не в том, чтобы ходить в мрачном одеянии, рассеянно спотыкаться о камни, изображая покаяние. Нужно, чтобы истинное покаяние было в тебе и чтобы оно рождало радость. Вы подумайте, ведь событие-то какое ожидается великое — приход в мир Спасителя! Бог принял образ раба, сделавшись безпомощным человеком, который нуждается в пище, питии, заботе. И вот из этого малого затем совершается великое дело спасения, Божественным Домостроительством созидается Святая Христова Церковь, которая — подобно горчичному дереву, которое, разросшись, укрывает птиц небесных, — принимает под свой покров людей всех времён. Разве столь уж трудно и горестно нам в ожидании этого чуда урезать себя в малом? Через пост, через самоочищение, через богоугодные дела мы готовимся к встрече праздника. А Рождественский пост особенно радостен, потому что хотя и имеет древнюю традицию, но, как и Петровский, лишён строгости в уставе, в отличие от Великого и Успенского постов. Не был он раньше и столь продолжительным, и лишь со временем, под влиянием монашеских традиций, стал сорокадневным.
С другой стороны, вспомните, с какой службы начинается Рождественское богослужение? С Великого повечерия. Само богослужение носит покаянный характер. И хотя впереди радостное событие — рождение в мир Спасителя, последняя неделя поста особенно строга. Однако никакого противоречия здесь нет. К великому событию следует должным образом подготовить душу.
Ведь и перед Пасхой мы постимся, хотя знаем: впереди — величайшая радость, Праздник праздников, скорбь минует и Христос воскреснет в третий день по Писанию. Но мы постимся, мы готовимся. И каждую среду, и пятницу, и перед Причастием постимся — ибо всё это важные события, перед которыми о многом надо подумать. Пост не отрицает радости предстоящего события — просто это другая радость, мы должны научаться радоваться радостью духовной, а не только телесной. А та телесная радость, которую мы испытываем, когда кончается пост и можно наконец наесться мяса или яиц на Пасху, к самим праздникам — Рождеству или Воскресению Христову — никакого отношения не имеет. Ну не возможность же наесться до отвала мы празднуем!..
— Каковы отличительные особенности Рождественского поста?
— Во всё время поста исключается употребление в пищу мяса и молока. По понедельникам, средам и пятницам не следует есть рыбу и постное масло. После праздника Свт.Николая рыба разрешается по субботам и воскресеньям. Последние дни поста — со второго января — следует питаться только растительной пищей без масла. Особо строгий пост налагается накануне Рождества Христова, когда только один раз, вечером, при восхождении первой звезды, благовествующей о рождении Богомладенца, можно вкусить «сочива» — сухих плодов, смоченных в воде. Кстати, потому-то и сам день называется сочельник.

КАК ЭТО БЫЛО НА СВЯТОЙ РУСИ
«В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с мёдом; взвар — из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему? А будто — дар Христу. Ну… будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждёшь звезды, протрёшь все стёкла… Первая звезда, а вон — другая… На чёрном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звёзды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мёрзлость, через неё-то звёзды большие, разными огнями блещут… И звон… Морозный, гулкий, — прямо, серебро. В Кремле ударят, — древний звон, степенный, с глухотцой. А то — тугое серебро, как бархат звонкий. И всё запело, тысяча церквей играет» (И.Шмелёв).
— Порой постящиеся становятся раздражительными, злыми.
— Вот!.. Потому что пост — это искушение, борьба со своими страстями. Не надо заострять внимание только на том, как не съесть куска рыбы в неположенный день или мяса. Истинный постник должен уметь поститься, не показывая другим, что он держит пост. В древнем патерике рассказывается о двух монахах, которые попали в языческое село. Был пост, а их пригласили за свадебный стол. Старый монах смиренно ел всё, что предложили хозяева, в том числе и мясо. Ученик смутился: как же так — пост ведь! Но когда они продолжили путь и набрели на колодец, учитель не стал пить, хотя после мяса очень хотелось воды. Он сказал: «А вот теперь мы будем терпеть и поститься». Вот она — суть поста: он проявил любовь и уважение к людям, не осуждая их обряды, но после наложил на себя пост ещё более суровый. Ведь все наши раздражения — от гордости, но гордость-то эта на пустом месте, ибо если ты постишься, а самого главного — любви — не имеешь, так грош цена твоему посту. Пост же, совершаемый с любовью, светел и радостен, ибо «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается…» (1Кор. 13, 4—5). А коли будет пост ради поста, а не ради спасения, тут и появляется уныние и раздражение на весь мир.
— Нужно ли выискивать изысканные постные рецепты или лучше готовить проще, не придавая большого значения вкусноте?
— Если хозяйка усердствует на кухне, чтобы угодить своим близким — домочадцам ли, гостям ли, — это тоже проявление любви. Другое дело, что промышленность нынче предлагает всякие суррогаты, вроде масла, в котором, может быть, и нет ничего скоромного, но вкус и вид такой же, как у настоящего. То же и соевое мясо. Зачем этот обман желудка, глаз, вкусовых ощущений? Хотя в Горнем монастыре я ел сосиски из соевого мяса — очень вкусно, будто настоящие… Но монахини делают это для паломников, проявляя любовь к ним. А можно и постные продукты вкусно приготовить. Кто бывал в монастырях, знает, что там даже самая простая пища необыкновенно вкусна: в монастырях много чудных рецептов, а еда приготовлена с любовью и молитвой.
Поэтому не отказывайтесь от изысканной постной пищи — правильно будет отведать и похвалить хозяйку за её труд. Ну, действительно, если ты пришёл в гости, где люди не постятся, — не сидеть же надувшись и бубнить, что ты постишься, сея неловкость? Надо поступить, как тот монах, — есть, что Бог послал, а потом в чём-то другом себя ограничить или милостыню сотворить. В древности была славная традиция: отказывались от обеда или ужина, а сэкономленные деньги тратили на нищих. Это ведь тоже нелегко — заставить себя отдать деньги, и не пять копеек, а приличную сумму. Поступай так и угодишь Богу.
— Батюшка, а можно ли, постясь, не поститься?
— Так происходит, когда мы воздерживаемся от яств, но не воздерживаемся от грехов. Свт.Тихон Задонский писал: «Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и пост телесный без него — ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?» Однако «не гонитесь за одним постом. Бог нигде не сказал: аще постницы, то Мои ученики; но «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). И диавол никогда не ест и не спит, но всё он диавол. Без любви и смирения, от одного поста и бдения, из человека сделается, пожалуй, бесом».
— А можно ли, не постясь, поститься?
— Да. Когда кто-то употребляет скоромную пищу, но не касается греха. Свт.Иоанн Златоуст поучал, что этот пост лучше и легче, потому что невозможно сослаться на телесную слабость и нездоровье. Участвуй в трапезе, употребляй вино умеренно. Если хочешь вкушать мясо, никто не препятствует. Пользуйся всем, но только воздержись от греха. А вот ещё один пример из древнего Скитского патерика. Один брат спросил старца: «Есть два подвижника: один безмолвствует в келье своей, постится до шести дней в неделю и много полагает трудов; другой же служит больным. Дела которого из них приятнее Богу?» Старец ответил: «Хотя бы тот брат, который постится и безмолвствует, за ноздри повесил себя, и тогда он не может сравниться с тем, который ухаживает за больными».
Пусть же в эти дни слух наш будет чист, взор очей целомудрен, сердечное чувство свято, а слово искренно и наполнено любовью.
Полосу подготовила Ирина РУБЦОВА