Голуби на нашем чердаке

Светлана Русакова
Лестница многоэтажки … Везде грязь … В луче света – женщина. Она рассматривает фото.

ИРИНА Это подарок мне. Сегодня – 1 декабря, твой день рождения, и … я здесь.

 Подходит душа Андрея.

АНДРЕЙ Я знал, что ты придешь.
ИРИНА. А помнишь, как мы встретились?
АНДРЕЙ. Ты звала меня. Кричала, как несчастный ребенок. Но познакомились мы раньше…
ИРИНА. Тогда я жила с другим – с твоим другом. Ты пришел к нам. А потом мы говорили об искусстве, о жизни…
АНДРЕЙ. Ты любила его!
ИРИНА. А ты увел меня. Спасибо.
АНДРЕЙ. Ириша! Не преувеличивай! Я случайно оказался рядом.
ИРИНА. А потом ты жил у нас
АНДРЕЙ. Твою маму напугали.
        Голос. Да такие войдут в доверие, пропишутся. … А потом ни денег у тебя, ни квартиры. Хорошо, если живой останешься.
АНДРЕЙ. Да не нужно мне ничего! Да и сам я…
ИРИНА. Андрей! Аша! Не надо! Успокойся!
АНДРЕЙ. Ира! Я должен поговорить с твоей мамой. Позови.
ИРИНА. А… Ладно. Мам! Аша с тобой поговорить хочет.

Входит Юлия Павловна. В отличие от других, она дома. Ирина уходит, Андрей материализуется.

АНДРЕЙ. Юлия Павловна! Вы странно ко мне относитесь.
ЮЛИЯ ПАВЛОВНА. Я тебя совершенно не знаю, а люди болтают всякое.
АНДРЕЙ. Так. … Вам нужно знать, чтобы верить. А не испугаетесь?

Андрей один.

Родился я в Туле. Мать моя – аферистка. Всю жизнь провела в тюрьмах. Когда я должен был появиться, ее отпустили под амнистию, отец остался милиционерить в одной из женских тюрем – его я не знаю. Когда мне исполнилось 4 года, мать обожгла мне волосы и одела в какой-то горелый балахон. Себе придала такой же вид. Мы ходили по добреньким тетенькам: «Пустите погорельцев!». Утром мать уходила, забрав все ценное и оставив меня. Я называл свой адрес: «Улица Тлудовая». Меня отправляли домой – к бабушке и принимались искать мать. … После одного из таких приключений меня забрали в интернат, мать нашли, лишили родительских прав и посадили.
В интернате я был «непослушным отличником». Во всех анкетах писал: «Мать умерла, отца не знаю»
Потом к нам в интернат пришли люди из Суворовского училища. Мои учителя вздохнули свободней: в училище забрали зачинщика всех скандалов. В Суворовское же пришел – примерный курсант.
Там учили всему: убивать и спасать, поведению на высоких приемах и искусству выживания. Но и эта пытка закончилась. …
ГОЛОС ЛЕНЫ. И долго ты еще будешь там болтать?
АНДРЕЙ Это – Лена. После училища вернулся домой. Там – девушка, ставшая моей судьбой и. … Но об этом – после. А сейчас – я женат, у меня – дочь Иришка. А жену мою зовут Аленушка.
Подходит ЛЕНА.
Ты не собираешься меня целовать?
АНДРЕЙ. Аленушка, мы не одни!
ЛЕНА. Прогони их всех. Мне с твоими друзьями одиноко. Иди. Я жду.
 АНДРЕЙ снова один.
АНДРЕЙ. Я был счастлив: жена, потом дочь… Дни радости, ночи чудес. … Казалось, так будет всегда. … Начался 79 год. Сработал вкладыш «Ураган».
ЛЕНА. На какую авантюру едешь?
АНДРЕЙ. По радио услышишь.
ЛЕНА. Надолго?
АНДРЕЙ. Не знаю. Вероятно, постреляем по мишеням и вернемся.
ГОЛОС. Дружественный Афганский народ просит помощи у Советского Союза.
АНДРЕЙ Вместо нескольких дней дело затянулось на несколько лет. Старики, женщины, дети. … Сколько их?!.. «И чтоб ни одного, способного стрелять…». А убивают они с остервенением. … Мы им – враги, они нам – враги. … Может, все, что было потом – плата за это? Но тогда я выполнял приказ, тогда была война! … Наш «бронник» подорвался на «фугаске». Как я остался жить?... Зачем? Рижский госпиталь – начал ходить, московский институт микрохирургии глаза …
ВРАЧ. Многого не обещаю, но свет видеть будете.
АНДРЕЙ. И на том спасибо! Ин-ва-лид! Домой. Домой! 
  Подбегает Ира
Андрей. Ира! Ирка!
Ира Папа! Родненький! Наконец-то ты пришел!
Андрей. А где мама?
Подошла бабушка
Бабушка. Свалился, снег на голову!
Андрей. Ба, спокойней! Живой я. Где моя жена?
Бабушка. Ты же не сообщил ничего. … Не пришла еще.
Приходит пьяная Лена
Лена. А, защитничек! Так вот где ты был! Я слышала по радио. А мы вот с девчонками день рождение одной отмечали. Я пошла спать.
Андрей. И давно она так?
Бабушка вздыхает и уходит с Ирой.
Андрей. Нет, это совпадение! Ведь потом приходила домой трезвая.
Лена. Пойдешь работать, защитничек? Твои родные говорят, что в областной больнице нужны электрики.
Андрей. Конечно, пойду. Ленок, не сердись! Мои девочки должны быть счастливы.
И снова был год счастья. Но потом Лена стала задерживаться на работе, оставаться в две смены, чаще пить. Я думал, что это – из-за меня и старался быть еще нежнее с ней. Но она… Не верю!!!
Лена уходит. Появляется друг.
Друг. Двери пооткрывали!.. Можно войти?
Андрей. Да ты уже вошел!
Друг. Выпьем? Твоя Ленка нашла себе мужика. Наши решили оставить разборки до тебя. Если нужно, поможем.
Андрей. Не надо. Я сам с ними поговорю.
Друг ушел.
Я и поговорил и с ним (смотрит на руки) и с ней.
Вбегает Лена.
Лена. Сегодня попросили выйти еще в одну смену. Обещали вдвойне заплатить. Забежала перекусить.
Андрей. Он еще и заплатит! Лен! Может, разведемся?
Лена. Да ты что?! Ты о дочери подумал?!
Андрей. А я и думаю! Ее отец психует. Кстати, благодаря тебе. А мать ш … шляется неизвестно где и с кем. Хороша семья!
Лена. Так ты об этом! А как мне было жить? Твоя мамаша вот-вот освобождается. Я – одна с маленькой дочкой на руках. Ты на письма не отвечаешь. И где ты – не известно. … А теперь подожди. Так быстро это не делается.
Андрей один.
Андрей. И я ждал хоть какого-то решения еще год. Но потом…
Лена. Снова пьешь? А на работу?
Андрей. П-пшла отсюда? Убью!
Лена. Ты серьезно? Еще пожалеешь!
Появляется мужик.
Мужик. Давай мировую! Мы с тобой – люди пострадавшие. А Лена – она баба хорошая.
Андрей. Пойдем, выпьем.
Лена. Пусть сами все выясняют. Не могу я выбрать! С Сережей – хорошо. Но Андрей – Отец Иришки, и я не должна…
Ира. А где папка? Там мальчишки просят значки показать.
Лена. Ира не надо. Папа занят. У него гости.
Ира. Ой, там какой-то дядька нашего папу бьет!
Лена. Ира! Уйди отсюда! Они сами разберутся! Они же убьют друг друга!
Андрей. Забери там своего ухажера!
Лена. Ненормальный! Он чуть жив. Ты что, убить его хотел?
Стук в дверь.
Голос. Откройте! Милиция.
Андрей. Михалыч! Ты-то чего пришел?
Голос. Соседи вызвали. Что вы там не поделили? Чего развоевались?
Андрей. Бутылку не поделили. Уже давно мир.
Голос. Слышу. Ну, живи.
Андрей. А я пошел допивать. (Думает) А потом. … Лена! Почему ты не кинулась к окну? Открыто же было и первый этаж.
Лена. Милиция! (Бежит к двери) Помогите! Он человека хотел убить! Он невменяем! Заберите его!
Подошел, схватил за волосы, отшвырнул.
Андрей. Цыц, дура! Замолкни!
Выпив, вернулся.
Андрей. Ну, что разлеглась? Идти не можешь? Ладно, помогу.
Уносит ее. Слышна музыка, мелькает свет. Входит Андрей.
Андрей. Лена! Аленушка! Ленок! Ленка! Я не хотел! Не ты! Я проснулся, а ты … холодная. Лена! Я сразу их вызвал. Но ждать не стал. Закупил все, что нужно туда. Пошел на то место, помнишь – где ты всегда меня находила, когда мне было плохо. Там, у церкви.
Они нашли меня сразу. Бабка сказала, где я. (Смеется) Лен! А, правда, интересно: ты там, я здесь?
Подходят врач и санитары.
Андрей. Зачем? Со мной все нормально. Я – не сумасшедший! Люди! Спасите! Спаси и защити, Лена!
Врач. Припадок был у тебя на суде. Будешь ты теперь пять лет у нас отдыхать. От шизофрении лечиться.
Одевают смирительную рубашку. Уходят.
Андрей. Никакой шизофрении у меня не было. Шок, когда узнал, что же я натворил. Я же любил ее!
Теща забрала мою дочь к себе и попыталась настроить против меня. По-моему: напрасно.