О концерте Rhapsody of Fire

Иван Азаров
Через неделю после концерта Blind Guardian, 7-ого ноября выступала группа также очень много для меня значащая и связанная со мной на каком-то очень глубоком, личном уровне. Rhapsody of Fire выступали в России первый раз, имея при этом поистине культовый статус среди любителей павер-метала, фэнтезийного метала и просто хорошей музыки с отличным вокалом. Около 10 лет я мечтал увидеть их вживую и вот наконец, моя школьная мечта осуществилась. При этом загадкой для меня было относительно небольшое число народа, собравшегося в клубе «Точка». На пятый или шестой концерт BG по-прежнему приходят толпы людей, а на Rhapsody довольно небольшое число человек, свободно разместившееся в «Точке» . Логику такого поведения людей и их выбора я понять не могу, хотя билеты пришлось поискать, как оказалось, продавались они только в самом клубе, который на праздники работал в довольно извращенском режиме, начиная с семи вечера.
Меньше людей в точке было, наверное, только на концерте швейцарских хард-рокеров Krocus, выступавших несколько лет назад в будний день.
 
В очередной раз я проклял обычай выставлять на разогрев русские группы. December 9th меня просто убили своим исполнением русскоязычного симфо-дума (?) с ритм-секцией под фонограмму. Особенно напрягали русские тексты и странные интонации вокалиста при исполнении. Хотелось серьёзно относиться к ним, но просто не получалось. К плюсам группы можно было отнести серьёзного гитариста с неплохим скримингом и гроулом и красивую клавишницу. А выход стриптизёрши под конец и вовсе заставил меня почувствовать себя просто физически неловко за группу .
Отечественные фанаты Rhapsody – The Aquarius, играющие чётко в стиле Stratovarius'а порадовали меня гораздо больше также шикарной клавишницей, отменным гитаристом шреддером и вокалистом по русским меркам очень приличного уровня. Такой европейский павер весьма неплохого уровня, перспективы их становятся совсем уж радужными, если учесть небольшой возраст участников. Не знаю, но сравнения с Shadow Host и Catharsis настраивают меня в отношении к этой группе, скорее, на позитивный лад, – нет в них так мешающей рок-музыке русской многословности и излишней “глубины” или какой-то медлительности.

Итальянцы же не обманули моих ожиданий и выдали совершенно неповторимый концерт, не исключаю, правда, что так благотворно подействовал на меня разогрев в качестве контраста. Музыка как чисто духовная субстанция и самый неуловимый из всех видов искусства успешно преодолевала все возводимые на её пути преграды в том числе и временами неразборчивое звучание в зале. Голос Фабио Лионе то пропадал, утопая в грохоте остальных инструментов, то возвращался назад. Звук гитар также отнюдь не всегда был кристально чистым, но ощущение от концерта, от события и удовлетворения от услышанного и увиденного это не перебило.
Фабио Лионе великолепен, просто божественный голос, в полной мере я это осознал только на концерте, хотя очень высоко я ставил его и раньше. Сейчас большее ощущение произведёт (может быть!) на меня только голос Михаэля Киске. Особенно сильное впечатление произвело на меня его исполнения итальянской народной песни «Guardiani Del Destino», навевающей некоторые ассоциации с морским прибоем. Чёрт, это было просто божественно!

Барабанщика Алекса Хользворта (собственно, как и его брата) я бы отнёс к золотому запасу европейской металлической музыки, наряду с такими монстрами, как и Майк Террана, Йорг Михаэль, Штефан Шварцманн и, скажем, Ули Куш. Безупречное и безукоризненно спокойное исполнение всех номеров удивло меня не так сильно, как его соло после «On The Way To Ainor», которое пошло под минусовку с соблюдением всех нюансов некого классического произведения, взятого в качестве фона для проявления мастерства. Да, трюк не новый, позаимствованный у великого Кози Пауэлла, пусть земля ему будет пухом, но до сих пор я это видел только разок на концерте Дио. Не знаю, когда ещё меня так удивляло барабанное соло? Только на концерте Whitesnake как-то барабанщик начал подражать Бонему и играть не малочками, а просто молотить руками, вот это тоже было здорово. В общем, всё уже было придумано до нас, а нам остаётся только учиться у классиков.

Соло басиста Патрика Гуерса позволило ему продемонстрировать всё свое недюжинное мастерство, которое по ходу самого концерта немного заслонялось мощным оркестровым звуком группы, да его скромным поведением. Он, в основном, обращался на сцене в сфинкса и с большим удивлением наблюдал за беснующейся толпой. По ходу солу он продемонстрировал мастерскую игру слэпом и просто пальцами. Хоть сейчас играть фанк можно идти!

Люка Турилли немного удивил меня своим инертным поведением, весь концерт он по большому счёту общался со своей гитарой, а не со зрителями. Впрочем, сетовать на это глупо, если такова манера поведения музыканта и он не любитель играть на публику. Впрочем, я бы этого не сказал, судя по тому образу лихого итальянского парня, который культивирует сам Турилли. Второй гитарист – Доминик Леркен вёл себя на сцене гораздо более раскованно и свободно, охотно общаясь со зрителями.

Алекс Страполи весь концерт, по сути, провёл за спинами вокалиста, басиста и гитаристов, колдуя над тембрами синтезатора. Надо признать, что задача ему выпала не из простых – поддерживать богатое симфоническое звучание группы на концерте. С этой задачей он с честью справился, переложив, конечно, немалую часть партий на фонограмму, но без этого было не справиться. Ещё один «Макинтош» стоял позади барабанщика, так что своевременным включением различных интро, вполне возможно, заведовал и кто-то иной…

Группа отыграла на славу, сыграв чуть ли не все свои основные хиты. Особенно зацепило зал концертное исполнение «Dawn of victory», когда буквально весь подпевал вслед за группой: «Gloria, gloria perpetua
in this dawn of victory!»
Обычно после концертов зрители сетуют, что музыкантами было проигнорировано много достойных классических произведений группы. На этом концерте подбор песен был сбалансирован практически идеально, я бы даже не отказался от чуть большего числа новых композиций. Также лично бы я не отказался услышать на концерте мою любимую «Agony is my name» . Некоторые любители группы сетовали, что так и не услышали весьма интересный скриминг Фабио Лионе, как в песне «Reign Of Terror». Безусловно, это бы добавило контрастности выступлению, но я бы всё-таки пожалел связки певца, тот же Ханзи Кюрш уже не торопится петь скримингом на концертах. Многие бы предпочли этому долгую студийную и концертную жизнь группы и певца.