Мир спасли деньги. Теперь это под силу лишь любви

Афонин Вячеслав
Деньги... Мы привыкли считать их неизбежным атрибутом общественной жизни и не представляем, как бы функционировало общество без них. И лишь оторванные от жизни поэты-романтики да злостные моралисты говорят, что деньги разъедают душу, делая человека корыстным и способным на злодеяние, убивают любовь и счастье. Реализм требует отмахнуться от этих оторванных от жизни аргументов... или нет?.. Попробуем разобраться в истории...
Академик Глушков, возглавлявший в 60-е годы киевский Институт кибернетики, писал, что человечество пережило за свою историю два информационных барьера (кризиса управления хозяйством).
Первый возник в первобытнообщинном обществе, когда стало невозможным охватить хозяйство единым взглядом. Выход нашли в виде товарно-денежных отношений и иерархической (ступенчатой) системы управления.
Хозяйство от этого выиграло и достигло небывалых высот при капитализме. Нельзя было без денег! Но... отношения между людьми, обусловленные классовой системой, проиграли в человечности. Удобно обменивать деньги на материальные блага. Но... деньги не пахнут. Деньги можно заработать. Но только небольшие. Большие достаются только путем насилия, причем хорошо организованного. Оказалось, что НЕ ПРОДАШЬ ДУШУ В АД - НЕ БУДЕШЬ БОГАТ. А что делать тем, кто имеет мало денег? Его величество Рынок удовлетворяет спрос. Но спрос - это не потребность, а платежеспособная потребность. Рынок даст золотой унитаз тому, кто может без него обойтись, но может за него заплатить. Но рынок не даст хлеба тому, кто может умереть от голода, но не имеет, чем платить. Это выгодно тем, кто имеет много денег: меньше денег у нищего большинства - больше остается жирующему меньшинству. И больше возможностей им для манипуляций теми, кто нуждается в деньгах. Де-юре работодатель обязан обеспечить работающему такие-то условия труда, де-факто он закон игнорирует, а работающий боится потерять место работы и не жалуется, а соглашается не претендовать на то, что ему положено даже по закону...
Но вот что интересно: деньги дают свободу, все виды вещей и услуг, власть и зависть окружающих. Поэтому за них борются, за них убивают. Но счастья они не дают никому, а только порабощают своего обладателя.
И чем более совершенствовались экономика и наука, тем моральная деградация человечества становится все глубже, пока, наконец, не достигла уровня Новейшего времени, когда стали появляться книги типа "Закат Европы", "Закат европейского человека", и, наконец, "Закат человечества" - эта книга есть в Интернете, очень рекомендую всем.
До недавнего времени оставалось только терпеть такую ситуацию.
Сейчас же моральная деградация грозит унистожить все человечество. Уже нет ничего, что не продавалось бы в современном мире за деньги. Все, предел достигнут. А мы стали слишколм сильны, чтобы толкаться локтями. Чтобы не быть добрыми. Мы можем с легкостью перебить друг друга в войнах, уничтожить природу и кануть в небытие вместе с ней. Если не сойдем с ума еще раньше. Какая там «родина»… Вы еще скажите «национальные интересы»… Смешно. Все это работало в начале ХХ века, а сейчас – поймите же! - поезд ушел. Никуда мы не приедем на патриотизме. По-другому стоит вопрос. Либо все человечество, либо всеобщая гибель. И все. Третьего не дано.
 Тут не всякие запреты и ограничения нужны,а глубинные изменения самой человеческой природы. "Возлюби ближнего своего" - это теперь не благие мечтания. Теперь это насущнейшая необходимость. Иначе - всеобщая гибель.
Но как же, ведь мы выше выяснили, что такой порядок был гениальным изобретением своего времени, без него было нельзя?
Существуют объективные закономерности развития общества. Что они нам сулят?
Общественная необходимость не позволит перевоспитаться бандиту, вору и обманщику, олигарху.
Но важно хотя бы осознать, что общество, основанное не на любви, есть по определению гнилое. Даже если черт знает какие международные инстанции признают за этим обществом черт знает какие высокие стандарты в области равных возможностей для свободной конкуренции.
Капитализм новейшего времени стал характеризоваться регулярно повторяющимися кризисами. Мнение Энгельса таково: значит, рыночные отношения, порожденные капиталистическим производством, превратились из его стимула в его оковы. Так сказать, младенцу - производству стало тесно в чреве матери - рыночной экономики. Пора рождаться для принесения пользы ВСЕМУ человечеству. По рецепту марксистов провели Октябрьскую революцию в России, и, как справедливо замечают многие, когда рыночные отношения оказались задвинуты на задний план, это сразу же привело к увеличению человечности в отношениях между людьми. Но... альтернативы денежному регулированию не нашли, потому и потерпела поражение эта революция. Она, увы, оказалась слишком ранней.
А между тем, по мнению академика Глушкова, мы вплотную подошли ко Второму информационному барьеру. Оттого и нынешний кризис - это никуда не девшийся, продолжающийся кризис, начавшийся в 30-х годах, просто временно приостановленный благодаря эффективному антикризисному мероприятию. Имя ему - Вторая мировая война. Можно, конечно, организовать и Третью мировую войну, коль скоро кризис снова дал о себе знать... Нельзя же сильным мира сего терять свои прибыли - они не чернь, как мы...
Впрочем, одно делает очевидным этот кризис. "Прощальным костром догорает эпоха…» Все так, но Шевчук со товарищи неверно адресовали свои слова. Равные возможности, свободная конкуренция – это все кончается.
Кризис снизил жизненный уровень большинства людей. Кстати, неправда, что мы живем плохо. Мы не беремся за оружие, не рвемся на баррикады. Прежде всего – потому что нет того отчаянного положения, когда именно «нечего терять, кроме цепей». Пока есть что терять – жизнь сносна, а все остальное – клевета. Впрочем, за этим дело не станет. Никакой благословенный Запад не спасение. Там уже поднимают пенсионный возраст, свертывают социальные программы, усиливают полицейские меры. Так что рано или поздно наступит тот день, когда реально кроме цепей, терять будет нечего. Вот тогда и возможны социальные преобразования – когда низы не хотят жить по старому, а верхи не могут по-старому управлять. Это называется «революционная ситуация».
К тому времени, когда она возникнет, все больше людей должны проникнуться той простой идеей, что нужны не демократические права, обеспечивающие честную конкуренцию, а общество всеобщей любви и никак не меньше. Именно любви! а никакой, к черту, не честности! (например, равных возможностей для свободной конкуренции)
Маркс и Энгельс недаром акцентировали на развитии человеческой личности. Это трезвый реализм социальных мыслителей, а не благие мечтания. И это не во-вторых к истмату, а именно во-первых! В советской идеологии акценты оказались по сравнению с Марксом смещены. Советская идеология выродилась в своеобразную форму классового шовинизма (впрочем, магнатам в еще большей степени свойственен классовый шовинизм. Читайте практически любой роман Т. Драйзера и смотрите фильм "Сердцу не прикажешь"). Что не удивительно - таковы социальные условия: советская идеология - это не теория, а идеология практического действия, идеология революции. По мнению же самих Маркса и Энгельса, революционное насилие, подавление буржуазии - не самоцель, а средство построения коммунизма. И коммунизм - да, средство удовлетворения интересов пролетариата - но лишь во-вторых, а во-первых - среда, обеспечивающая всестороннее развитие личности. Эксплуатация - это зло, но во-вторых, потому что оно является базисом для настоящего зла, имя которому - отчуждение (не в экономическом и юридическом, а социально-философском смысле слова). И с этой точки зрения эксплуататор-капиталист так же несчастен, как эксплуатируемый им пролетарий, ибо так же страдает от отчуждения. И теперь всему этому приходит конец. И поделом. Это следует всем понимать.
Культура должна произнести приговор отживающей эпохе раньше, чем обветшают и обвалятся ее несущие опоры.
Иначе на смену нашей гнилой эпохе придет нечто страшное. Как в Германии - гитлеризм... А он оказался очень выгодным коммерческим предприятием... Вместо свободного найма - трудовая повинность, даровой рабский труд в концлагерях... и т. д...
Анализ экономических отношений, созданных в гитлеровском рейхе, не оставляет сомнений в том, что это – несомненно плановое хозяйство, при этом вполне капиталистическое. Капиталисты согласились на определенный контроль со стороны государства, терпели бюрократические, зачастую дублирующие друг друга, инстанции, поскольку в конечном счете правление гитлеровцев стало, как выразился немецкий экономист Курт Притцколейт, «золотым дождем» для германских монополий.
Недаром там работали над воспитанием "идеального заключенного". и недаром сейчас во всем минре ведутся разработки психотронного оружия, психотропных препаратов и прочих средств управления человеком. Это не бессмысленный культ зла, а коммерческая выгода. Гитлеровский эксперимент показал чрезвычайную выгоду дарового труда узников концлагерей.
Робот из железа или биоробот – для ПРОИЗВОДСТВА это все равно. Но это не все равно для ЛЮДЕЙ. Реальный выбор перед нами – не между либеральной свободой и социалистическим тоталитаризмом. А между превращением во всесторонне развитую личность либо в биоробота.
Но как может злое человечество стать добрым? Пока, как будто, прогресса в этом направлении не наблюдается? Но так развиваются идейные течения - новые развиваются не обязательно в продолжение традиций предыдущий, а также еще появляются тогда, когда предыдущие исчерпают себя. Человечество может повернуться к добру, если увидит, что зло никуда, кроме гибели, привести не может.
Кризис останется и будет только усугубляться до тех пор, пока потерявшая эффективность денежная регуляция не заменится безденежной, товарообмен не сменится продуктообменом. Все по рецепту академика Глушкова: единое общемировое хозяйство без конкуренции и коммерческой тайны, сквозной учет - без денег, в натуральных показателях - с помощью единой компьютерной сети: с одной стороны, всего, что производится, с другой - всего, что заказывается. И распределение без всяких денег.
И тогда человек, освобожденный от грызни за кость, сосредоточится на том, о чем не устают напоминать все великие учителя человечества - о душе, выдавит последнюю каплю рабства из своей души, и воспрянет, развитая и сияющая многочисленными гранями совершенства, неповторимая Человеческая Личность!

Примечание: 1. первоначально написано в качестве рецензий на социальные произведения других авторов 2. в текст статьи 08.01.12 внесены изменения.