Секрет японского чуда

Габдель Махмут

…В общем, был у меня один однокашка в институте, сверстник, земляк, товарищ, который - ну очень, до чересчур - любил выпячивать свою русскость. Ладно бы, если б как-то безобидно, или шутя он это делал, ведь я тоже татарофил. Но при этом в любых спорах он показывал превосходство всего русского надо всеми.

И это можно было бы простить, ведь он представитель действительно великой нации. Но, превознося свое, он непременно принижал – до унижения - все инородное, будь свои советские националы, будь американцы, немцы или другие... А уж азиатов и африканцев вовсе не ставил в счет и не признавал приятель – что могут дать человечеству черномазые, чурки, чучмеки?.. Оскорбляя все татарское при мне, вдруг осекался, трафаретно говоря: «Ну чего ты, я же не тебя имел ввиду, ты не в счет…» 

…В те годы наш СССР еще как-то держался на одном уровне с миром: машины, радио, часы, фотоаппараты, спорт  и т.д. были не хуже, чем у других стран, так что был маломальский повод для гордости, ведь мы такое прошли по истории, что не приведи господь.

Прошелестели годы, совсем немного времени кануло с тех пор, и вот один за другим пошли являться миру чуда: японское, сингапурское, кувейтское, теперь и китайское, индийское…

Что бы сегодня сказал мой товарищ по поводу ненавистных ему «узкоглазых» азиатов, тех же японцев («в глаза улыбаются, а за глаза готовы нож в спину!»)? 
Вот бы встретиться с другом, да скрестить шпаги вновь…

***

А секрет японского чуда оказался так же прост, как и все гениальное, и не причем здесь, как оказалось, ни кровь, ни география, ни даже раса.

…Все в жизни делится на активные 20 и пассивные 80 процентов. И так же  – наоборот (записал из «Красного Севера», который, не знаю, откуда перепечатал).

Эту формулу вычислил итальяский экономист Вильфредо Парето.
20 процентов умов владеют 80 процентами рабсилы. На 20 процентов нарушителей приходится 80 процентов аварий. 80 процентов проблем создают 20 процентов детей. На 20 процентов рабочего времени приходится выполнение 80 процентов задания. И так  – во всем.

В 1951 году американский инженер Иосиф Юран этот принцип Парето назвал «принципом немногого, имеющего решающее значение». Когда его предложение запустить этот принцип в жизнь не восприняли в Америке, стал внедрять его в нескольких японских фирмах. Он убедил японских бизнесменов отказаться от четырех пятых того, что они производили, продать оставшиеся 20 процентов самых выгодных товаров, заменить 80 процентов никудышных работников…
Результат превзошел все ожидания!

Теперь Япония диктует моду во всем, что в мире производится. А ведь к началу пятидесятых годов жизнь в Японии была не лучше, чем в северной Африке тех времен. Через двадцать лет Япония стала перегонять хваленую Америку. Вот когда Юран стал востребованным на родине!..

Где сейчас японцы, и где египтяне, да где мы, еще недавно бившие себя в грудь по любому поводу!?

А вот у нас-то эту формулу надо бы внедрять как 10 на 90!..