Женское, мужское время и экстракалендарь

Анатолий Секретарев
frg 115.24 Женское, мужское время и экстракалендарь.

Содержание.

frg 115.24.1 "Женский" и "мужской" ритмы времени.
frg 115.24.2 Экстракалендарь как синхронизатор "женского" и "мужского" хронометров.
frg 115.24.3 О замечательных свойствах экстракалендарной пропорции 266 +100.
frg 115.24.4 Периодическая коррекция календаря и ее роль в логоэволюции.



** frg 115.24.1 "Женский" и "мужской" ритмы времени.

   Чрезвычайно важным биологическим "хронометром" является организм женщины, поэтому женское начало очень часто становилось неотъемлемой, определяющей составляющей произведений человеческого разума, связанных с упорядочиванием времени. Забегая вперед, замечу, что именно эта "календарное" значение женского организма, а вовсе не доминирующее положение женщины в древних сообществах, было причиной того, что "женских" антропоморфных артефактов каменного века гораздо больше, чем мужских.

   Главное влияние этого женского биометронома на процесс создания календаря и, вообще, процесс упорядочения времени, состояло не столько в периодическом чередовании женских месячных циклов (хотя и это имело важное значение для форматирования времени), сколько в том, что такая временная константа как срок беременности женщины могла служить и, как увидим, служила мерой длительности одного их двух сезонов двухсезонного календаря (заметим, что существует два способа измерения этого срока - так называемый акушерский, от последней менструации до рождения, равный 40 неделям и так называемый эмбриональный срок  - от зачатия до рождения, составляющий 38 недель, причем в древних календарях использовались оба эти способа).

  Существенной особенностью временных меток "женского хронометра" является их инвариантность, ведь длительность и беременности, и месячных циклов женского организма одинаковы для всей планеты. А вот такие, также чрезвычайно важные для построения календаря,  временные метки как  переходы от одного образа жизни к другому во время смены сезонов этой инвариантности, естественно, лишены. Они очень сильно зависят и от местности, и от фазы долговременных климатических циклов, прежде всего, - цикла гляциал-интергляциал с периодом порядка 100 000 лет и 2400-летнего климатического цикла.

  Эти, связанные с региональным климатом временные метки можно считать выявлением ритмов "мужских хронометров" (я специально употребляю здесь множественное число, чтобы подчеркнуть то, что в отличие от единственного, неизменного "женского ритма" времени, "мужской ритм" вариировался), т.к. в добывающей деятельности, перемены характера которой в течение года определялись сезонными изменениями условий окружающей среды, основную роль играли мужчины.

  Таким образом выходит, что в основе процесса упорядочивания времени, в том числе и в формировании календарей, лежали две тенденции  -  интегрирующая, глобалистская и фрагментаризующая, региональная. Первая выявлялась, кроме уже упомянутых ритмов жизнедеятельности женского организма, и в периодичном изменении наблюдаемой максимальной суточной высоты солнца над горизонтом с его четырьмя синхронными для всей планеты (за исключением полярных областей, где "зимнее" сонце не наблюдается),где периодичность фиксировалась прежде всего в моменты двух солнцестояний и двух равноденствий. Вторая же, фрагментаризующая тенденция состояла в наличии региональных ритмов изменения погодных условий и соответствующих перемен образа жизни людских сообществ, прежде всего  - преимущественно мужской деятельности по добыче пропитания.   

  Тогда естественно предположить, что процесс овладения человеком упорядочивания времени, процесс создания календаря будет идти наиболее интенсивно в тех местностях, где в силу соответствующей пропроции между длительностями сезонов  "женский" и "мужской" хронометры были синхронизированы. Можно сказать, что в таких местностях возникал созданный самой природой "зародыш" календаря, сущность которого состоит именно в синхронизации, согласовании различных "времен", прежде всего - объективного, солнечно-терристиально-погодного времени,  коллективного, социального времени и времени субъективного, личностного. Только в таком случае календарь, календарные ритуалы обеспечивали в полном объеме упорядочение временного пространства логоэволюции, согласовывая, синхронизируя процессы развития среды, социума и личности (подробнее об этом - в тексте *Календарь и согласование трех типов времени.*)

888888888888888888888888888888

**frg 115.24.2 Экстракалендарь как синхронизатор "женского" и "мужского" хронометров.

  Заметим, что длительность в днях эмбриональной беременности, которая чаще использовалась в древних двухсезонных календарях, составляет 38 х 7 = 266 дней. Тогда выходит, что вышеупомянутая синхронизация "женского" и "мужского" хронометров произойдет в тех местностях, где "погодный год" состоит из двух контрастных сезонов при условии, что длительность более продолжительного сезона максимально близка к  266 дням. Длительность второго, короткого сезона при этом составит без малого 100 дней.

   В каких реальных организующих ситуациях в жизни наших предков это совпадение "мужского" и "женского" ритмов могло выявляться и ощущаться как благотворное явление, вызывающее последующее стремление добиться его повторения? Приведу в качестве примера оргситуацию, как мне кажется, наиболее существенную.

   Заметим, что когда женщина рожает, мужчина начинает усиливать свою деятельность по добыче пропитания. Это происходит, во-первых, потому, что участие женщины в этой деятельности на время сильно сокращается, а, во-вторых, в том, что возрастает общая потребность в пище по причине естественного роста аппетита кормящей матери. Если как раз в это время начинается тот сезон, который более благоприятен для выживания человека, то это, бесспорно, ощущается людьми как позитив.

  Именно такие оргситуации и будут чаще всего происходить, когда погодный годичный цикл состоит из двух сезонов - менее благоприятного, с продолжительностью в среднем около 266 дней, и более благоприятного, длящегося около 100 дней. Стремление добиться их повторения, очевидно, и можно считать одним из главнейших первичных посылов в календарно-творческой деятельности наших предков.
 
   Назовем это совпадение длительности одного из сезонов года, причем сезона неблагоприятного, с эмбриональным сроком беременности экстракалендарностью.

888888888888888888888888888888888888888

** frg 115.24.3 О замечательных свойствах экстракалендарной пропорции 266 +100.

   Способствовало ускорению процесса упорядочивания времени, да и логоэволюции в целом, не только само совпадение ритмов таких двух важнейших видов жизнедеятельности как размножение и пропитание, а и то, что экстракалендарное разбиение солнечного года по принципу 266 + 100 хорошо вписывалось в необходимо сопутствующий любому процессу упорядочивания процесс создания систем счета.

  Начнем с того, что 100 "желанных", благоприятных дней, которые, как любое позитивное явление, были особо притягательными, несли в себе такое важное для создания системы счета понятие как "круглое число круглых чисел", являющееся начальным воплощением идеи разрядности системы счета. И действительно, число 100  - это десяток десятков, а десяток является одним из наиболее распространенных "круглых" чисел, т.е. чисел, служащих основанием системы счета ( в данном случае  - чрезвычайно естественной "пальцевой" системы счета).
  Хорошо известной лексической реализацией понятия "круглое число круглых чисел" является восточнославянское "сорок сороков", которое первоначально означало то, что можно передать символом "кольцо колец". Численным же значением здесь могло быть не только квадрат числа 40, а и "дюжина дюжин" или "десяток десятков".
 
 Кроме того, числа 266 и 100 являются кратными числам 7 и 5, а эти два числа можно без преувеличения назвать фундаментальными, базовыми числами логоэволюции. Примеров воплощения этих чисел в различных символических построениях  - бесчисленное множество. Подробнее об этих воплощениях речь пойдет в других текстах, а сейчас замечу, что числа 7 и 5 и их сумма  - 12 четко выявляются не только в в товорениях человеческого разума и воображения, а и в произведениях самой природы,  - в устройстве живых организмов, в частности, в устройстве организма человека. Особенно выразительно эти числа выявляются в структурировании позвоночника, ребер, более того  - хромосом человека. Да и основная временная характеристика геосистемы  - период обращения Земли вокруг Солнца соотносится с основными временными характеристиками галактического масштаба  - периодами вариаций потока галактического излучения и соотетсвующих вариаций солнечной активности с помощью этих же чисел. Так, цикл солнечной активности Вольфа-Швабе, который является одной из причин появления 12-годичного цикла во многих традициях, имеет период близкий к 12 земным годам, а самый мощный цикл, формирующий долговременные вариации глобального климата, имеет период в земных годах, практически точно сопадающий с числом 2401, т.е. с четвертой степенью семерки. 

 И в завершение перечисления замечательных свойств экстракалендарной пропорции 266 + 100 замечу, что отношение 266/100 весьма близко к такой мировой константе как число е = 2, 718…

  Заметим, что это чрезвычайно гармоничное разбиение на два промежутка из 266 и 100 дней годичного цикла сроком беременности (т.е. временной постоянной, являющейся важнейшей характеристикой людского организма) можно трактовать как свидетельства эксклюзивной согласованности ритмики человеческого организма не только с циклом орбитального вращения Земли и ее вращения вокруг собственной оси, а и с другими константами, определяющими временную периодику и, вообще. структурирование во всем мироздании.

  Тогда, возвращаясь к истории упорядочивания человеком времени, истории создания календарей,  становится ясно, насколько облегчалась эта задача для тех сообществ, в ареалах проживания которых сезонная ритмика соответствовала экстракалендарному соотношению 266 + 100. Ведь тогда человеку облегчалось решение очень нелегкой основной календарной задачи  - в потоке окружающих его перемен уловить и закрепить в сознании некий базовый гармоничный ритм, создать на его основе иные системы, упорядочивающие жизнь человека и человеческого сообщества. И экстракалендарный ритм, т.е. чередование интервалов из 266 и 100 дней, с его многочисленными, четко выявленными связями с разными проявлениями мирового порядка, подходил на эту роль как нельзя лучше.

88888888888888888888888888888888

** frg 115.24.4 Периодическая коррекция календаря и ее роль в логоэволюции.
 
    Та коррекция, которую необходимо было периодически совершать, чтобы устранять сравнительно небольшую разницу между 366 сутками "экстракалендарного" года и длительностью абсолютного сидерического солнечного года, также играла благотворную роль в логоэволюции, внося еще один  -  "декадный" -  ритм в календарное время.
 Заметим, что нынешняя длительность сидерического года сейчас составляет 365, 2564 средних солнечных суток. И хотя на протяжении тысячелетий из-за изменения момента инерции Земли, а значит, и скорости вращения Земли вокруг полярной оси, вызванного долговременными колебаниями глобального климата, это соотношение между продолжительностью года и суток несколько менялась, эти небольшие изменения не нарушали следующей закономерности. А именно: существенная, порядка 10 суток, разница между экстракалендарным и солнечным годами, необходимо требующая коррекции календаря, накапливалась за количество лет, близкое к 12-ти. А 12 лет -  это очень важная временная константа, присутствующая в ритмах эволюции и окружающей среды, и человека.
   Для среды этот ритм задается упоминавшимся циклом солнечной активности Вольфа-Швабе. Для человеческого организма - это приблизительно 12-летние интервалы, разделяющие такие важные этапы как рождение, достижение половой зрелости и полное завершение формирования тела (именно поэтому смена поколений и соответствующая ротация социальных групп в стабильных социумах происходит примерно раз в 12 лет).
   Тогда там, где действовал экстракалендарь, возникали предпосылки для совмещения таких важных событий как экстремальное состояние погодных условий, обновление состава сообществ, в том числе и их лидеров, и обновление календаря. Это, естественно, приводило к появлению особо значимых праздников, происходящих примерно раз в 12 лет, и соотвествующих ритуалов и символов, таких как, например, общеизвестный 12-летний животный цикл. .   

    Похоже, что с этими декадными "мега-циклами и мега-праздниками связаны хорошо известные мега-сооружения, такие как составные мегалиты, кромлехи или хенджи, имеющие циклическую или лабринтную структуру (Стоунхендж, Гюбек-Тепе и др.), или подобные им по размерам постройки из земли и дерна. Кстати, и гигантские изваяния, например, -  известные каменные идолы острова Пасхи, могли быть связаны с декадными циклами и соответствующими процедурами обновления,  - ведь время, требуемое для изготовления такого изваяния, вполне могло быть близким к периоду декадного цикла.