Эдвард, Джонни и Тим

Татьяна Эйно
02.01.2007.     Вот, вчера ночью, точнее, сегодня утром с 4-х до 6-ти я посмотрела фильм про «Эдварда руки-ножницы».
«Давай поиграем в «камень, ножницы, бумага»!
«ножницы…что?»

Короче, буду вспоминать этот фильм Тима Бертона (или Бартона). Частенько припоминается в связи с «Планетами обезьян», «Мертвой невестой» и Хеленой Бонэм-Картер (а там дальше «Бойцовский клуб», Нортон (опять забыла его имя…) кстати, Вайнона Райдер чем-то с нею похожа и тоже маленького роста.
Вообще-то, конечно, Эдвард – это скорее Тим, чем Джонни. Но может быть, подобные вещи не чужды им обоим.
Наверное, детей в принципе могут пугать ножницы вместо рук. Вообще-то говоря. В 90-х годах, припоминаю, что был шанс посмотреть этот фильм и у нас ребятишек, и у меня лично. По кабельному каналу, где крутили видики. Наверное, он шел третьим по счету, как фильм ужасов. Может быть, его (этот фильм Эдварда – Джонни и ножницы) даже обсуждали. Та же М.К. на уроке английского языка (что, пожалуй, показательно). Мне вот лично кажется, что было жутковато: ступени в инее, двери, музыка, название фильма. И начало. Идет снег, и бабушка рассказывает внучке, что всё началось с ножниц. На этом месте мы, видимо, и выключили. Либо я пошла спать. По той же причине.

Идет снег. Теперь я тоже могу себе представить, что это Эдвард вырезает очередную скульптуру изо льда (откуда он у них там, интересно, взялся), и белые хлопья летят от ножниц и ножей. Работает он, конечно, виртуозно. И его замок все еще видно на вершине холма.

Только я не предполагала, что все началось с изобретателя. А еще того, что Эдварда заберут из унылого замка в мещанскую коробку в стиле «диско». Да и кто заберет. «местная представительница фирмы «Avon». Смех и только. И не только.

Фильм трогательный. И Эдвард трогательный, не беззащитный (потому что так и ждешь, когда он выпустит когти, и его вынуждают-таки это сделать!), но внутри он очень добрый (вот оно ваше «добряк»!). А ситуации в которые он попадает, достаточно забавны, чтобы быть смешными.  И не только. Иногда (во время еды, например. что же он ел, один сидя в замке?) он выставляется на посмешище.

Он такой милый, когда в раздражении разрезает занавески, мимоходом царапает по коридору стены и двери. А этот «дьявол» под окнами чокнутой баптистки просто прелесть. Когда он злится, его хочется поцеловать. Когда он один, его хочется обнять и согреть. Его обитель вечная зима, и с ним очень хочется остаться. Когда возникают по-настоящему смешные ситуации, ну, хотя бы когда он однажды делает дырочку в водяном матрасе, либо просто гротеск, когда этих дыр делается сразу штук сорок, матрас в клочья, а он сам вымокает до нитки. Когда переворачивается раскладушка в новоиспеченном салоне красоты. 

У меня появилось ощущение, что смысл не в том, что вместо рук ножницы. Его руки превращаются в руки ангела. Дело в том, что руки обычные, а вот вместо кистей и пальцев на них ножи и ножницы. Там по-моему, даже количество совпадает. То есть выглядят они в расправленном состоянии, как длинные фаланги, и анатомически очень напоминают строение крыльев птицы (можно летучей мыши) или кое-кого столь же крылатого. Когда ангел вырезывает ангела кажется, что пух и перья выпадают из его крыльев. Он совсем не жалеет их, и крылья стираются до костей.

Сейчас идет снег. И возможно взаправду где-то наверху над землей ангелы кромсают ножницами облака.

И еще. Когда идет снег, всегда тепло. Но снег выпадет – и похолодает.

Я почему-то с какого-то очень давнего времени считаю облик Эдварда приравненным актеру Джонни Деппу. Поэтому мне кажутся более чужеродными лица остальных его героев. Наверное, после того самого «непросмотра» в начале 90-х его имя осталось. И его лицо осталось лицом Эдварда.   

Но вчера я долго пыталась разглядеть именно в лице Эдварда лицо Джонни. Надо подчеркнуть, что именно в лице и что это почти на 100% невозможно. Но если не смотреть на лицо (например, при ограблении, где в ночной темноте на его голове кепка и торчащие патлы ею как-то прижаты, потому что с чистыми волосами , с причесанными волосами в мастерской рядом с изобретателем Джонни гораздо более узнаваем), но если не видеть лица Эдварда, то это вне сомнений Джонни. Это его походка, это его движения. Это даже, черт побери, его руки, между прочим.  В начале фильма во время титров. Те самые, что не достались Эдварду из-за смерти его так называемого «отца» - изобретателя. Это форма рук самого Джонни. На что поспорим?

Иногда рельеф лица чуть ближе к необходимому. Иногда во время улыбки. Просто движения мышц. И еще во время выступления Эдварда на телепередаче. Издалека кажется, что его лицо почти красиво, и он почти Джонни. Когда он воодушевлен идеей получения настоящих рук с пальцами вместо острых предметов.


ему даны
черные кожаные ремни вместо кожи
прическа Тима Бартона
и вместо пальцев ножницы и ножи

услышишь
как дует ветер
прильнувши ухом к трубе
увидишь
сквозь оконное стекло
как падает снег
обрамляя одинокий замок на холме
забывая
о себе в этой круговерти дней

Эдвард
я кажется хотела тебя проведать
как ты там живешь, вырезывая
статуи изо льда и творя снег

как это
получается что ангел сотворяет ангела
как это
под белыми хлопьями кружась
даже если глаза заплаканы
танцует девушка с лицом Вайноны Райдер
в своей фотогеничности прекрасна
так что словами не передать

бедный Эдвард
если она попросит – будь уверен
что с тебя же и спросится –
авторитет потерян
и доверие навсегда людское ушло –
это штука непрочная
милый Эдвард
отправляйся сам откуда пришел

речи страстные
фонари и звезды повсюду гаснут
и бабушка передает внучке свою любовь
к искрящемуся
снегу

и еще я подумала, что веткам тоже больно, когда их режут. Они же живые.

P.S.     30.01.2007.
 Может быть, в «Эдварде» в качестве рук снимались тоже руки и пальцы Тима, а не Джонни.
Конечно, это вполне возможно. Я тогда, кажется, в «Донни Браско» разглядела его пальцы. Они ровные, ногти овальной формы, и, кажется, верхняя фаланга длинная, достаточно для того, чтобы сказать, что у их обладателя есть сила воли.  А вот в «Эдварде» пальцы имели такую форму, немножко «лягушачью», с широкими подушечками, то есть неровные, трапециевидные. Эта форма говорит о чувствительности натуры, также как и «перепонки» между пальцами – о богатом внутреннем мире.